Логистика в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:00, доклад

Описание

В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных ( сырья, товаров, полуфабрикатов ) и сопутствующих информационного и финансового потоков от первичного источника до конечного потребителя.

Работа состоит из  1 файл

Курсы. Лекции по логистике Светлана Яковлевна..docx

— 152.23 Кб (Скачать документ)

Логистика в экономике

В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных ( сырья, товаров, полуфабрикатов ) и сопутствующих информационного и финансового потоков от первичного источника до конечного потребителя.

Предприятие №1                                                             Предприятие №2

 


 

 

 

                                  Перевозка  различными видами транспорта


 

                           Движение материального потока - движение в материи


 

                                                       Финансовый поток


 

Для управления движением  материальным потоком необходимо рассмотреть  способы воздействия на него:

  1. Выбор транспортного средства для перевозки товаров.
  2. Выбор оптимального маршрута перевозки.
  3. Определение оптимального уровня запасов на складе.
  4. Выбор количества и территориального расположения основных баз и др.

Основной целью  оптимального управления движением  материального потока является повышение конкурентности предприятий за счет:

  1. Снижение расходов по продвижению грузов.
  2. Оптимизации запасов на всем пути исследования.
  3. Сокращение времени прохождения от первичного источника к потребителю.
  4. Повышение качества сервисного обслуживания.

6 правил логистики:

  1. Груз – нужный товар.
  2. Качество – необходимое качество.
  3. Количество – в необходимом количестве.
  4. Время – должен быть доставлен в нужное время.
  5. Место – в нужное место.
  6. Затраты – с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если 6 условий выполнены.

 

Основные понятия  и термины логистики.

Материальный  поток – грузы, товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные к временному интервалу.

Размерность материального  потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза, а в знаменателе – единица измерения времени.

Размерность МП= ед.измерения груза (шт., тонны и т.д. )

                               ед. измерения времени ( месяц, годи т.д.).


 

Для того , чтобы управлять материальным потоком необходимо знать его характеристики и размеры. Измерителями материального потока являются:

  1. Масса груза или количество мест, объем, род груза.
  2. Расстояние транспортировки.
  3. Направление движения ( место отправления, место назначения).
  4. Партионность – масса тли количество груза, подлежащих отправке за 1 раз по одному транспортному документу.
  5. Время движения и время стоянки в пунктах перевалки.

 

 Макро – и Микро – Логистика.

Логистическая цепь и логистические издержки.

Логистика также как и  экономика подразделяется на МАКРО  и МИКРО уровни.

Макрологистика решает вопросы управления материальными потоками, принадлежащим нескольким промышленным, торговым, транспортным предприятиям, расположенными в разных регионах, городах или странах.

Микрологистика  затрагивает вопросы в рамках одного предприятия.

Под логистической цепью понимают линейную последовательность этапов прохождения материальных потоков от источника (сырье ) до потребления готовой продукции.

Логистическая цепь состоит из звеньев: поставка, хранение, производство...  Каждой операции по продвижению материальных потоков соответствуют определенные издержки, которые несут предприятия.

 

Классификация материальных потоков.

Материальные потоки классифицируются по нескольким признакам:

  1. Отношение к логистической системе:
    • Внешние
    • Внутренние
    • Входные
    • Выходные
  1. Количественные:
    • Массовые
    • Крупные
    • Средние
    • Мелкие
  1. По удельному весу:
    • Тяжеловесые
    • Легковесные
  1. По консистенции грузов:
    • Насыпные ( зерно и т.д. )
    • Навалочные ( руда и т.д. )
    • Наливные
    • Генеральные ( в тарах, контейнерах, ящиках также металлы, техника ).

 

Понятие логистической системы

Общенаучное понятие системы.

Логистическая Сиситема представляет собой такую взаимосвязанную организованную совокупность элементов, которая обладает качествами несвойственными отдельным её элементам.

Свойства системы:

  1. Целостность и делимость.
  2. Наличие связей между элементами.
  3. Организованность, т.е. система должна быть сконструирована.
  4. Интегративные качества, т.е. наличие у системы таких качеств, которые не свойственны ни одному из её элементов.

Если имеет место материальный поток, то всегда имеется какая-то товаропроводящая логистическая система.

 

Признаки и  свойства логистической системы:

Элементами логистической системы являются: транспортные предприятия, склады, предприятия оптовой и розничной торговли и др.. Персонал обеспечивает связи между элементами, которые более или менее упорядочены. Логистическая система обладает качествами, которыми не обладает ни один элемент в отдельности: во – первых, способность поставить нужный товар в нужное время и место необходимого качества с лишними затратами; во – вторых, способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Логистическая система – адаптивная (самонастраивающаяся или самоорганизующаяся) система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем, и имеющая развитые связи с внешней средой.

Логистика сервисного обслуживания

Работа по оказанию услуг, т.е. удовлетворение чьих – то нужд называется сервисом. Логистический сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров. Все работы в области логистического сервиса делятся на 3 группы :

  1. Предпродажные – планируется уровень логистического сервиса.
  2. Работы по оказанию логистических услуг, осуществляемые в процессе продажи товаров:
    • Наличие товарных запасов на складе для быстрого реагирования на запрос покупателя.
    • Подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц.
    • Обеспечение надежности и сроков доставки.
    • Сокращение сроков доставки.
    • Предоставление информации о прохождении грузов.
  1. Послепродажные услуги:
    • Гарантийное обслуживание.
    • Возможность обмена.
    • Быстрое рассмотрение претензий и т.д.

Уровень логистического сервиса можно определить по формуле:

S= m\ M*100% , где m – количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса; M – количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса.

Оптимальный уровень  сервиса можно определить 2 способами:

  1. Основан на критерии максимальной прибыли.
  2. Основан на критерии минимума суммарных затрат и потерь.

 

 

 

 

           доходы от реализации,


               прибыль, затраты


                     севис.


 Р


П


 

С

 

 

 

 

 


                                                                           Sont – оптимальный уровень сервиса            уровень

                                                                                                                                                                                 сервиса %       

 

Начиная с 10%  и выше, затраты  на сервис резко возрастают в зависимости  от уровня сервиса, и при достижении уровня 90% - увеличение объема логистического сервиса становится невыгодным. Снижение уроння обслуживания ведёт к увеличению потерь, вызванные ухудшению качества сервиса. Задача логистической службы заключается в поиске оптимальной величины уровня обслуживания.

Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребности производства предприятия максимально возможно, экономически эффективно. Основные вопросы, на которые следует ответить, по обеспечении предприятия предметами труда включают:

  1. Какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупить.
  2. В каком количестве.
  3. На каких условиях будут производиться закупки.
  4. Кто будет поставщиком.

К традиционному перечню  вопросов логистика добавляет свои вопросы:

  1. Как системно связать закупки с производством и сбытом?
  2. Как системно связать деятельность предприятия с поставщиками ?

 

 

Задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.

  1. Определение потребности в материалах и ресурсах.
  2. Исследование рынка закупок выбор поставщика.
  3. Подготовка бюджета закупок ( стоимость в полном объёме ).
  4. Заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов.
  5. Координация и системная взаимосвязь покупок с производством, сбытом и складированием.

Виды потребности  в сырье и материалах.

Под потребностью в сырье  и материалах понимается их количество необходимое к определённому  сроку на установленный период для  обеспечения в выполнении заданной программы производства или имеющихся  запасов. Потребность в материалах на определенный период называется периодической потребностью. Она складывается из первичной, вторичной и третичной потребности.

Под первичной  потребностью понимается потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также в покупных запасных частях.

Под вторичной  потребностью понимается потребность в комплектующих узлах, деталях и сырье необходимых для выпуска готовых изделий.

Под третичной  потребностью понимается потребность производства в вспомогательных материалах и изнашивающемся инструменте. В зависимости от учета наличных запасов различают:

                                         Потребность в материалах


 

                       Брутто                                                       Нетто

Потребность в материалах на новый                       Определяется как разность между брутто

период без учета запасов  на складе                         потребностью и наличными складскими

или в производстве.                                                    запасами к определенному сроку.

 

 Оценка поставщика по темпам роста негатива.

  1. Расчет средневзвешанного темпа роста цен ( показатель цены ).

       n

Тц= ∑ Tцi*di,  где

                   i=1

Тцi- темп роста на i – ю разность поставляемого продукта.

di – доля i – й разности товаров в общем объеме поставок в текущем периоде.

n – количество поставляемых товаров.

Тцi= ( Рi 1 \ Рi 0 )*100 %, где

Рi1- сумма i-ой  разности товаров в текущем периоде

Р i0- сумма i-ой разности товаров в предшествующем периоде.

             n

dc= Si\ ∑*Si     

                       i01

 

Si-сумма, на которую поставлен товар в текущем периоде.

Информация о работе Логистика в экономике