Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 22:21, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что эффективное управление запасами в современных условиях рынка - необходимое условие повышения эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ предприятия.
Цель работы - изучение проблемы эффективного управления запасами, как элементом оборотных активов предприятия и оптимизации производственных запасов.
Объект исследования – материально- производственные запасы как фактор производства в рыночной экономике.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы эффективности производственных запасов
товарно-материальных ценностей………………………………………………5
1.1 Сущность, объективная необходимость и значение производственных запасов…………………………………………………………………………….5
1.2 Факторы, определяющие величину производственных запасов………...8
1.3 Состав и структура производственных запасов …………………………10
1.4 Методологические основы нормирования производственных запасов..12
Глава 2. Анализ управления производственными запасами на примере, предприятия ПК «Хлебокомбинат Батыревский »……………………………15
2.1Общая характеристика ПК«Хлебокомбинат Батыревскийский»………15
2.2 Основные показатели производственных запасов предприятия………..16
2.3 Оптимизация величины производственных запасов на предприятии ПК «Хлебокомбинат Батыревский»…………………………………………..…….19
Глава 3.Пути совершенствования оценки эффективности
производственных запасов товарно-материальных ценностей на предприятии ПК «Хлебокомбинат Батыревский»……………………………..……………26
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованной литературы………
1. Соотношение между спросом и предложением на производимый товар. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации производственных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на покупателей (реклама, маркетинг) с целью расширения объема продаж продукции и улучшение ее качества.
2. Сложность ассортимента производственных запасов. Величину запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента производимых товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения запасов сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения запасов простого ассортимента товара.
3. Физико-химические свойства производственных запасов. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По материалам, стойким в хранении, создают большие производственные запасы. Отдельные материалы в силу их физико-химических свойств сразу используют в производстве, или хранение ограничивают несколькими часами. По таким материалам большие запасы создавать нельзя.
4. Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся производственные материалы на предприятие, тем с меньшими запасами можно выполнить производственный план. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения предприятий поставщиков, условий транспортировки, размещения производственных предприятий.
5. Состояние материально-технической базы и основных фондов предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.
Изменения перечисленных факторов могут влиять на величину производственных запасов и оборачиваемость материалов, улучшая или ухудшая эти показатели.
1.3 Состав и структура производственных запасов
Материально-производственные запасы в самом общем виде классифицируются по трем видам:
К первой группе относятся запасы сырья и материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, конструкций и деталей, топливо, тару и тарные материалы, отходы, запасные части, прочие материалы.
Для каждого производственного процесса (или стадии производственного процесса) могут быть выделены следующие виды исходных материалов:
а) Сырье, образующее в результате переработки значительную часть (по количеству или стоимости) конечного продукта. К сырью, как правило, относятся первичные материалы, не прошедшие переработки вообще или прошедшие ее в незначительной степени.
б) Вспомогательные материалы, занимающие незначительную (по количеству или стоимости) часть в составе конечного продукта. Тем не менее такие материалы могут иметь важное функциональное значение.
в) Производственные материалы, не входящие в отличие от сырья и материалов в состав конечного продукта, но необходимые для нормального хода производственного процесса. Они обеспечивают ввод в действие и эксплуатацию оборудования. К таким средствам относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость для сверлильного оборудования, чистящие и моющие средства.
г) К числу комплектующих относятся продукты, не требующие обработки вообще или требующие ее в незначительной степени. К числу производящихся с ними операций могут относиться пересортировка, изменение размера партии, маркировка и т. п.
Сырье, полуфабрикаты, вспомогательные материалы относятся к общей категории сырье и материалы (так как подвергаются обработке или переработке в процессе изготовления конечной продукции).
На пути превращения сырья в конечное изделие и последующего движения этого изделия до конечного потребителя создается два основных вида запасов: производственные и товарные.
Производственные запасы – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания производственных запасов – обеспечить бесперебойность производственного процесса
Товарные запасы – запасы готовой продукции у предприятий-изготовителей, а также запасы на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути.
Товарные запасы подразделяются, в свою очередь, на запасы средств производства и предметов потребления.
Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, страховые и сезонные.
Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Они обеспечивают непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.
Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственного или торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств, например, таких как:
- отклонения в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором;
Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. Примером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции
1.4 Методологические основы нормирования производственных запасов
Математические модели управления запасами позволяют найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, оформление и доставку заказа, хранение товара, а также убытки от его дефицита. Модель Уилсона является простейшей моделью управления запасами и описывает ситуацию закупки продукции у внешнего поставщика, которая характеризуется следующими допущениями:
- интенсивность потребления является относительно известной и постоянной величиной;
- заказ доставляется со склада, на котором хранится ранее произведенный товар;
- время поставки заказа является известной и постоянной величиной;
- каждый заказ поставляется в виде одной партии;
- затраты на осуществление заказа не зависят от размера заказа;
- затраты на хранение запаса пропорциональны его размеру;
- отсутствие запаса (дефицит) является недопустимым.
Входные параметры модели Уилсона
1) – интенсивность (скорость) потребления запаса, (ед.тов./ед.t);
2) s – затраты на хранение запаса, (руб./ед.тов*ед.t);
3) K – затраты на осуществление заказа, включающие оформление и доставку заказа, (руб.);
4) – время доставки заказа, (ед.t).
Выходные параметры модели Уилсона
1) Q – размер заказа, (ед.тов.);
2) L – общие затраты на управление запасами в единицу времени, (руб./ед.t);
3) – период поставки, т.е. время между подачами заказа или между поставками, (ед.t);
4) – точка заказа, т.е. размер запаса на складе, при котором надо подавать заказ на доставку очередной партии, (ед.тов.).
Циклы
изменения уровня запаса в модели Уилсона
графически представлены на рис.1 Максимальное
количество продукции, которая находится
в запасе, совпадает с размером заказа
Q.
Рисунок
1. График циклов изменения запасов в модели
Уилсона
Формулы
модели Уилсона
(формула Уилсона), (1.4)
где – оптимальный размер заказа в модели Уилсона;
; (1.5)
; (1.6)
. (1.7)
График
затрат на управлении запасами в модели
Уилсона представлен на рис.2.
Рисунок 2.График затрат на управлении запасами в модели Уилсона
Глава 2. Анализ управления производственными запасами на примере, предприятия ПК Батыревский хлебокомбинат.
2.1 Общая характеристика ПК Батыревскийский хлебокомбинат.
История предприятия началась в 1947 году. Тогда это были всего две пекарни, расположенные на территории рабочего района Батырево. В 1958 году, в связи с быстрым ростом населения молодого села Батырево, на их месте построили хлебокомбинат.
Сегодня производственную мощность предприятия составляет выпуск 16 тыс. тонн в год хлеба и хлебобулочных изделий, 360 тонн кондитерских, 4500 тонн макаронных изделий, 9 тонн растительного масла, 69 тонн сухих завтраков, 20 тонн шрота и 20 тонн квашеной капусты (для начинки пирожков). Все этапы производства — от закваски до выпечки — контролируют специалисты лаборатории хлебокомбината, каждые 15 минут снимаются пробы на лабораторные анализы.
Помимо села Батырево продукцию хлебокомбината отправляют во все близлежащие районы, заказы поступают даже из Шумуршиского и Комсомольского района.
На протяжении своей истории предприятие неоднократно становилось победителем соревнований, удостаивалось дипломов, награждалось грамотами, медалями. Стабильные производственные показатели и отменное качество продукции не раз отмечались на различных уровнях — на ярмарках, конкурсах и смотрах качества. На конкурсе «Лучший товар Батыревского района—2004» продукция хлебокомбината вновь была отмечена почётными дипломами и золотыми медалями.
Руководство предприятия, выполняя производственные задачи, не забывает и о социальной сфере: оказывает постоянную финансовую помощь ветеранам войны и труда, выделяет путёвки в дома отдыха, лечебные учреждения края, проводит обширную благотворительную работу.
Несмотря на экономические трудности, ПК «Хлебокомбинат Батыревский» работает стабильно, ставит далеко идущие цели и выпускает качественную продукцию, пользующуюся повышенным спросом у населения.
Основные виды продукции насчитывают 67 наименований, в том числе:
- Макаронно-мучные изделия из пшеничной муки твердых сортов,
-Спагетти, Макароны, Вермишель, Лапша,
- Хлеб и хлебобулочные изделия свежие, Хлеб белый, Хлеб черный,
- Кондитерские изделия с взбитым кремом,
- Кондитерские изделия рассыпчатые, хрустящие,
- Кондитерские изделия слоеные,
- Пирожные и торты свежие,
- Овсяные завтраки,
- Пшеничные хлопья и зерна для завтрака,
- Воздушный рис для завтрака,
- Сладости кондитерские
2.2 Основные показатели производственных запасов предприятия.
В анализируемом предприятии ПК «Хлебокомбинат Батыревский», специализирующемся на выпечке хлеба и хлебобулочных изделий, в составе материальных ресурсов можно выделить следующие элементы:
- запасы;
- налог на добавленную стоимость;