Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа
Одним из инструментов рыночной экономики является логистика, позволяющая рыночным субъектам формировать эффективную стратегию обеспечения своего конкурентного преимущества. Целью данной курсовой работы является получение навыков применения логистического инструментария к управлению материальными потоками на машиностроительном предприятии. Курсовая работа состоит из трех разделов:
1. Оптимизация движения материальных ресурсов.
2. Оптимизация использования материальных ресурсов.
3. Оптимизация материального потока.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Описание хозяйственной ситуации …..………………………………………..4
2. Оптимизация движения материальных ресурсов……………………………...8
3. Оптимизация использования материальных ресурсов .………………………19
4.Оптимизация материального потока……………………………………………22
Приложение…………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………27
7 – информация о выпуске продукции;
8 – требования и лимитные карты;
9 – требования на материалы и комплектующие.
- материальный поток;
- информационный поток.
На рисунке 5 представлена схема движения материальных и информационных потоков.
Цветным маркером
указаны структурные
В первую очередь, целесообразно установить вычислительную технику у директора, так как ему необходимо наиболее быстро получать и обрабатывать информацию от своих заместителей – по производству, по материально-техническому снабжению, по экономике, а также от главного бухгалтера. Необходима вычислительная техника так же в производственно-диспетчерском отделе, который информирует заместителя директора по производству о выпуске продукции, о графике изготовления деталей и данные о координации деятельности. Также вычислительная техника нужна на главном складе завода, где производится учет материалов. Нужна данная техника еще и в группе бухгалтерского учета, в планово-экономическом отделе и в отделе сбыта.
3. ОПТИМИЗАЦИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ
Ситуация 1
Для производства узла “Подвеска” используются трубы тонкостенные ст. 20Ø´4. В результате анализа технологического процесса изготовления узла “Подвеска” выявлена возможность замены материала узла на материал “труба тонкостенная ст. 20Ø´2” с сохранением эксплуатационных свойств изделия. Такая замена позволит снизить расход материала до 0,444 кг. На изделие и уменьшить транспортно-заготовительные расходы в результате меньшего веса нового материала.
На основе расчетных данных, приведенных в таблице 11, определим экономию на единицу продукции, получаемую при замене трубы ст. 20Ø´4 на трубу ст. 20Ø´2.
Таблица 11 – Расчет изменения величины затрат при замене материала
Показатели |
ед. изм. |
Базовый вариант труба Ø 4 |
Проектный вариант труба Ø 2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Норма расхода материала на изделие |
кг |
0,75 |
0,44 |
2. Цена материала |
руб. за 1 кг |
52,72 |
55,40 |
3. Транспортно-заготовительные расходы на единицу изделия |
руб. |
1,98 |
1,233 |
4. Затраты на материал в расчете на единицу изделия |
руб. |
39,54 |
24,60 |
5. Оптимальный годовой выпуск изделий |
шт. |
5952 |
5952 |
6. Затраты на материал в расчете на годовой выпуск |
руб. |
235359,94 |
146415,49 |
7. Транспортно-заготовительные расходы в расчете на годовой выпуск |
руб. |
11767,10 |
7338,82 |
8. Величина снижения затрат на единицу продукции |
руб. |
- |
15,69 |
9. Величина снижения затрат на оптимальный годовой выпуск |
руб. |
- |
93372,74 |
Таким образом, экономия на единицу продукции составит 15,69, а на оптимальный годовой выпуск 93372,74 руб.
Прибыль на единицу =3200 – 2256,97 + 15,69= 958,72
Прибыль на выпуск=958,72*5952=5706280,65
Ситуация 2
Крыло автоприцепа изготавливается сварным способом с приваркой шайб и усилителей, после чего сверлятся пять отверстий. Подобная технология является излишне трудоемкой и требует значительного расхода материалов.
Для оптимизации использования материальных ресурсов в СКВ АО “Курганмашзавод” была изменена конструкция крыла прицепа, что позволило снизить нормы материало- и трудоемкости на его изготовление. Для производства прицепа используются два крыла.
На основе расчетных данных, приведенных в таблице 12, определим экономию на единицу продукции и на весь оптимальный выпуск, получаемый при изменении конструкции крыла автоприцепа.
Таблица 12 – Расчет изменения величины затрат при изменении конструкции крыла автоприцепа
Показатели |
ед. изм. |
Базовый вариант труба Ø 4 |
Проектный вариант труба Ø 2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Норма расхода материала на изделие |
кг |
11,058 |
10,552 |
2. Норма отхода материала на изделие |
кг |
1,058 |
0,844 |
3. Цена материала на изготовление крыла |
руб. за 1 кг |
12,330 |
11,980 |
4. Цена отходов |
руб. за 1 кг |
0,620 |
0,59 |
5. Материальные затраты на изготовление прицепа с учетом стоимости реализованных отходов |
руб. |
271,378 |
251,830 |
6. Величина снижения затрат на единицу продукции |
руб. |
- |
19,548 |
7. Величина снижения затрат на оптимальный годовой выпуск |
руб. |
- |
116349,7 |
Таким образом, при изменении конструкции крыла автоприцепа экономия на единицу продукции составит 19,548 руб., а на весь оптимальный выпуск – 116349,7 руб.
Прибыль на единицу = 3200 – 2256,97 + 19,548 = 962,58 руб.
Прибыль на выпуск = 962,58*5952 = 5729257,61руб.
Ситуация 3
Из таблицы 12 видно, что потери от брака при изготовлении крыла при переходе к новому технологическому способу изготовления, рассмотренному в ситуации 2, уменьшаются с 4% до 1%.
Определим величину снижения затрат, вызванного снижением брака в расчете на оптимальный годовой выпуск продукции и на единицу изделия.
Потери от брака 4% на единицу продукции: 271,378*0,04 = 10,855 руб.
Потери от брака 1% на единицу продукции после преобразования:
251,830*0,01 = 2,518 руб.
Величина снижения затрат на единицу: 10,855-2,518 = 8,337 руб.
Величина снижения затрат на выпуск: 8,337*5952 = 49621,824 руб.
Прибыль на единицу:3200 – 2256,97 + 19,548 + 8,337=970,915
Изменение экономического эффекта=970,915 – 943,03=27,885.
На основании рассмотренных мероприятий по повышению эффективности использования материального потока определяется соответствующий экономический эффект (прибыль) на единицу продукции:
где Эоиj – прибыль, приходящаяся на единицу продукции при оптимальной партии ее изготовления при проведении j-го мероприятия по оптимизации использования материальных ресурсов в цепи “Закупки - Производство - Сбыт”, руб./ед. продукции.
=15,688+19,548+8,337=43,573 руб.
4. ОПТИМИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО
В результате проведенных расчетов и анализа ситуаций в движении и использовании материальных ресурсов становится возможным дать количественную оценку эффективности функционирования материального потока.
Изменения в структуре себестоимости
изделия после проведения мероприятий
по оптимизации материального
Таблица 13 – Изменения в структуре
себестоимости изделия в
Статьи затрат |
Фактический объем выпуска |
Оптимальный объем выпуска | ||
Vф = 4904 |
Vo =5952 | |||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Сырье и материалы: на единицу на выпуск |
315,15 1545435,6 |
9,85 |
279,91 1666048,13 |
8,75 |
2. Покупные изделия и полуфабрикаты: на единицу на выпуск |
1758,68 8624566,72 |
54,96 |
1774,68 10562895,36 |
55,46 |
3. Затраты на закупку: на единицу на выпуск |
186,98 916972,74 |
5,84 |
24,01 142897,94 |
0,75 |
4. Затраты на производство: на единицу на выпуск |
388,67 1906060,99 |
12,15 |
101,19 602277,51 |
3,16 |
5. Затраты на сбыт: на единицу на выпуск |
110,56 542173,96 |
3,45 |
30,46 181278,43 |
0,95 |
6. Полная себестоимость: на единицу на выпуск |
2760,05 7353270 |
86,25 |
2210,25 13155397,37 |
69,07 |
7. Оптовая цена: |
3200 |
100 |
3200 |
100 |
8. Выручка на весь объем: |
15692800 |
- |
19046400 |
- |
9. Прибыль: на единицу на выпуск |
439,95 2157529,99 |
13,75 |
989,75 5891002,63 |
30,93 |
Итоговые показатели, характеризующие функционирование материального потока, представлены в таблице 14.
Таблица 14 – Итоговые показатели оптимизации материального потока
Период |
Обозначения |
Единица измерения |
Значения | |
Отчетный |
Vф |
шт./год. |
4904 | |
Зд |
руб./шт. |
686,21 | ||
Зм |
руб./шт. |
2073,83 | ||
Зм+Зд |
руб./шт. |
2760,04 | ||
Эф |
руб./шт. |
439,95 | ||
|
руб./шт. |
0,16 | ||
Плановый |
Vо |
шт./год. |
5952 | |
Зод |
руб./шт. |
658,73 | ||
Зм |
руб./шт. |
2073,83 | ||
Эод1 |
руб./шт. |
2,73 | ||
Эод2 |
руб./шт. |
8,75 | ||
Эои1 |
руб./шт. |
15,688 | ||
Эои2 |
руб./шт. |
19,548 | ||
Эои3 |
руб./шт. |
8,337 | ||
Эо |
руб./шт. |
989,75 |
Для оценки эффективности функционирования материального потока рассчитаем традиционный и логистический показатель эффективности.
Традиционный показатель эффективности определяется как:
где - традиционный показатель эффективности;
Э - экономический эффект (прибыль) на единицу продукции, руб./шт.
С - себестоимость единицы
Традиционный показатель эффективности для фактического варианта функционирования материального потока в отчетном периоде:
= 439,95/2760,04 = 0,16
Традиционный показатель эффективности для планового варианта функционирования материального потока в отчетном периоде:
= 989,75/2073,83 = 0,48
Данный показатель означает, что на 1 рубль затрат приходится 16 копеек прибыли для фактического варианта и 48 копейки для планового.
Эффективность функционирования материального потока в организации с позиции логистической концепции управления определяется по выражению:
где - логистический показатель эффективности;
Эф – фактический эффект (прибыль) на единицу продукции, получаемой от функционирования материального потока за рассматриваемый период, руб./ед.продукции;
Эо – потенциальный эффект (прибыль) на единицу продукции, который может быть получен за тот же период времени в результате оптимизации материального потока, руб./шт.
= 439,95/989,75 = 0,44
Логистической показатель позволяет проследить эффективность функционирования материального потока в динамике. Так как полученный коэффициент < 1,0, можно говорить об эффективности функционирования материального потока.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания данной курсовой работы были получены навыки применения логистического инструментария к управлению материальными потоками на машиностроительном предприятии.
В первой части работы был проведен анализ существующей экономической ситуации по рассмотренному объекту – цех №225 АО “Курганмашзавод”, дана оценка выявленных недостатков и разработаны мероприятия, направленные на решение проблемы оптимизации движения материальных ресурсов.
Во второй части проведен анализ эффективности использования материальных ресурсов и разработаны мероприятия, обеспечивающие рациональное использование материальных ресурсов предприятия.
Был найден оптимальный объем выпуска продукции, который составил 496 шт. прицепов в месяц и 5952 шт. прицепов. Определён оптимальный объем затрат для логистической цепи “Закупки – Производство – Сбыт” – 2256,97 руб. на ед. продукции 13433492,09 руб. на выпуск.
Были разработаны мероприятия, направленные на устранение причин, вызвавших отклонение реального объема выпуска продукции от оптимального. Объем выпуска в случае ликвидации простоев составил 6042,2 шт. Наиболее выгодным оказался договор на поставку сырья, материалов и полуфабрикатов с г. Шумиха.