Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:33, доклад
В настоящей статье мы обсудим стратегию и результаты приватизации в российский экономике с точки зрения подхода Р. Коуза и модели "принципала-агента". Основной акцент будет сделан на российской стратегий приватизации, так как ее разработчики использовали ссылки на Коуза в качестве обоснования своих преимущественно политических целей.
РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ: ПОДХОДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ.
В
настоящей статье мы обсудим стратегию
и результаты приватизации в российский
экономике с точки зрения подхода
Р. Коуза и модели "принципала-агента".
Основной акцент будет сделан на российской
стратегий приватизации, так как
ее разработчики использовали ссылки
на Коуза в качестве обоснования
своих преимущественно
Отметим, что российская приватизация началась - в форме теневого вывода ресурсов с государственных предприятий - еще до распада СССР. После ее легализации приватизация прошла через ряд этапов, на каждом из которых использовались особые методы изменения формы собственности (см. табл. 1): массовая приватизация; денежная приватизация, на смену которой пришли залоговые аукционы; после некоторого перерыва приватизация возобновилась в "точечном" (case by case) режиме.
Массовая приватизация в России: триумф инсайдеров
В
последние два года нахождения у
власти М. Горбачева возросли реальные
полномочия по контролю над предприятиями
как их директоров, так и представителей
местных и региональных властей.
Это перераспределение
Совпав
во времени с коллапсом СССР, указанные
события ускорили агонию министерской
системы управления.
Эффективная
стратегия реструктурирования как
предпосылка приватизации должна была
бы включать в себя сохранение ключевых
горизонтальных и вертикальных хозяйственных
связей как способ решения "проблемы
захвата" после приватизации. Многие
российские промышленники (иногда их называют
"красными директорами") утверждали,
что до приватизации следовало укрупнить
предприятия, сохранив тем самым
технические, организационные и
управленческие связи. Желание разрушить
унаследованные от прежней системы
промышленные иерархические структуры
объяснялось двумя причинами. Первая
из них заключалась в том, что
они, вероятно, стали бы помехой в
поиске новых вариантов использования
трудовых и материальных активов. Реструктурирование
некоторых государственных
Вторая
причина связана с тем фактом,
что значительное число активов
к тому времени уже было приватизировано
легальными, криминальными и внелегальными
методами в рамках номенклатурной (спонтанной)
приватизации. Вследствие этого не
удалось осуществить
После реформы 1988 г., инициированной М. Горбачевым, трудовые коллективы получили право избирать руководителей и принимать решения относительно использования прибыли. Инсайдеры, в особенности менеджеры, получили право контроля над предприятиями, что стало первым шагом в спонтанной приватизации. Более того, местные и региональные власти тоже потребовали права контроля над государственными предприятиями и получили его. Еще до распада СССР законодательные рамки для приватизации были созданы в РСФСР, где в июле 1991 г. были приняты закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий и государственная программа приватизации. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом(2), причем первый имел отделения на региональном и местном уровнях. Представители фондов на региональном и местном уровнях выступали в качестве продавцов государственного имущества, именно эту роль они играли в комиссиях, создаваемых для приватизации каждого предприятия.
Окончательная
версия программы приватизации была
принята президентским указом в
июне 1992 г. Она стала результатом
двойного компромисса: с одной стороны,
между раздачей собственности бесплатно
и за деньги, с другой - между приватизацией
в интересах всех граждан и
приоритетом, отдаваемым работникам предприятий.
Программа стала основным документом,
регулирующим массовую приватизацию 1992-1994
гг. Согласно программе, крупные предприятия
должны были быть преобразованы в
открытые акционерные общества (ОАО),
а затем приватизированы
Избранный
метод приватизации обосновывался
следующими аргументами. Работники
и менеджеры хотели получить предприятия
в свои руки бесплатно или за низкую
цену. Первые изначально выступали
против продажи активов российским
или зарубежным инвесторам, опасаясь
массовых увольнений, вторые - из боязни
не сохранить свои должности(3). И
работники, и менеджеры опасались
перехода предприятий под контроль
криминальных групп. Кроме того, в 1991-1992
гг. бюрократы и менеджеры
-
россияне будут рациональным
образом реагировать на
-
главная причина
-
у российского правительства
нет активов, которые можно
было бы продать, директорский
корпус, работники и другие
Применение этих трех принципов обусловило следующую стратегию: во-первых, приватизация должна осуществляться максимально быстро, пока "окно" политических возможностей не закрылось;
во-вторых,
все заинтересованные группы за исключением
номенклатуры (она предположительно
резко выступала против приватизации)
должны получить существенную долю в
собственности; в-третьих, приватизация
будет иметь успех только при
массовой поддержке населения; в-четвертых,
большинство акций предприятий
должны быть розданы бесплатно или
проданы по низкой цене, ибо у
обычных граждан нет
Программы
приватизации предусматривали разделение
всех крупных предприятий на несколько
групп: подверженные обязательной приватизации
(предприятия легкой промышленности,
в частности, текстильные, пищевые
и мебельные); приватизируемые по
специальному разрешению ГКИ (крупные
машиностроительные предприятия); приватизируемые
по специальному разрешению правительства
(основные предприятия в стратегических
отраслях - добыче полезных ископаемых
и оборонной) и предприятия, приватизация
которых запрещена (например, медицинские
учреждения)(6). Из приватизационного
процесса оказались исключены
-
не могли бы выжить без
-
были прибыльными и поэтому
избежали ваучерной
- были исключены правительством из программы приватизации;
-
предназначались для более
От менеджеров и работников каждого государственного предприятия требовалось быстро подать заявку на изменение формы собственности. Для этого они делили балансовую стоимость активов на сумму в 1000 руб., чтобы получить число выпускаемых акций. Сразу же после выпуска акций отраслевое министерство теряло все рычаги воздействия на предприятие. Что касается предлагаемых работникам и менеджерам активов, то общее собрание трудового коллектива могло выбирать между тремя вариантами. Согласно первому варианту, все работники бесплатно получали 25% капитала в форме неголосующих акций (на сумму, не превышающую в каждом индивидуальном случае 20 месячных заработных плат). Работники могли, помимо этого, приобрести 10% голосующих акций со скидкой в 30% от балансовой стоимости плюс некоторое количество акций в рамках реализации пенсионного плана. Руководителям предприятия предоставлялась возможность выкупа по номиналу 5% обыкновенных акций (но не больше, чем на сумму, эквивалентную 2000 месячных зарплат). По второму варианту, все работники (включая менеджеров) получали право выкупа до 51% голосующих акций по номинальной цене, равной балансовой стоимости активов по состоянию на июль 1992 г., умноженной на коэффициент 1,7. Третий вариант предполагал, что группа управленцев берет на себя обязательства по приватизации, реструктуризации и предотвращению банкротства предприятия, получая взамен опцион на выкуп до 30% голосующих акций, а другие работники и менеджеры могут выкупить еще 20% акций.
К
моменту завершения ваучерного этапа
приватизации второй вариант был
применен на более чем 73% приватизированных
предприятий, первый - на 25%, третий - на
2%(9). На этом этапе инсайдеры, менеджеры
и работники были защищены от какой-либо
конкуренции в борьбе за акции. Трансакции
по поводу активов предприятия
Ваучерный
этап приватизации начался в октябре
1992 г. Каждый ваучер, который мог
получить любой гражданин за 25 руб.,
имел номинальную стоимость в 10000
руб. и мог быть продан или обменен
на акции (в отличие от ваучеров в
Чехии, которые было нельзя продать).
Российские граждане получили 148 млн. ваучеров.
Так как ваучеры продавались
и покупались за наличные, обменивались
на акции приватизируемых
Количественный
успех массовой приватизации стал очевидным
уже к концу июня 1994 г.: было приватизировано
более 15000 крупных и средних предприятий
(см. табл. 2, 3). К концу января 1993 г.
98% всех ваучеров, или 144 млн. единиц, оказалось
использованными. Более 40 млн. россиян
стали индивидуальными
Информация о работе Российская приватизация подходы и последствия