Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:33, доклад
В настоящей статье мы обсудим стратегию и результаты приватизации в российский экономике с точки зрения подхода Р. Коуза и модели "принципала-агента". Основной акцент будет сделан на российской стратегий приватизации, так как ее разработчики использовали ссылки на Коуза в качестве обоснования своих преимущественно политических целей.
Схема "кредиты в обмен на акции" в России: победа олигархов
Вплоть до 1995 г. программы приватизации наносили существенный ущерб интересам двух наиболее влиятельных групп. Во-первых, бюрократы из отраслевых министерств были основными проигравшими от массовой приватизации. Во-вторых, топ-менеджерам пришлось бороться с угрозой контроля со стороны аутсайдеров в процессе денежной приватизации. Хотя число фирм, чьи акции сконцентрированы в руках работников и менеджеров, существенно возросло в 1995-1996 гг., на значительном числе предприятий менеджеры потеряли контроль. Возможно, это связано с известной схемой "кредиты в обмен на акции", которая вышла на первый план осенью 1995 г.
За
первые 9 месяцев 1995 г. намечалось продать
остававшиеся в собственности государства
акции 7000 фирм, что принесло бы в
бюджет около 2 млрд. долл. Но к ноябрю
удалось продать акции лишь половины
компаний на сумму в примерно 500 млн.
долл., что объяснялось неразвитостью
фондового рынка и
В августе 1995 г. президент Б. Ельцин согласился с планом, предложенным главой "ОНЭКСИМбанка" В. Потаниным, который получил известность как схема "кредиты в обмен на акции". Российское правительство согласилось использовать в качестве залога по кредитам пакеты акций в крайне привлекательных предприятиях: акции 29 "голубых фишек" выставлялись на закрытый аукцион для банков. При этом перспективы возвращения кредитов изначально расценивались как минимальные, что позволяло банкам стать официальными собственниками акций. Банк, предложивший наибольший кредит за каждый пакет акций, объявлялся победителем. Если до сентября 1996 г. правительство не возвращает кредит, то банки получают возможность продавать находящиеся у них в залоге акции. Хотя внешне все выглядело как помощь банков испытывающему финансовые трудности правительству, в действительности банки были заинтересованы в получении контроля над крупнейшими предприятиями.
По
указанной схеме были заложены акции
всего 13 компаний, начиная с "Сургутнефтегаза".
Банк "Империал" получил контроль
над "ЛУКойлом", "ОНЭКСИМбанк"
- над "Норильским никелем", и т.д.
Банки, выступавшие в качестве организаторов
аукционов, максимально ограничили
число их участников и создали
все условия для победы собственных
заявок. Большинство ставок оказались
чрезвычайно низкими. Организаторы
аукционов и их участники выступали
гарантами по отношению друг к
другу. Все банки, участвовавшие
в реализации схемы "кредиты в
обмен на акции", принадлежали группе
близких к президенту финансовых
олигархов. Схема "кредиты в обмен
на акции", таким образом, прямо
опровергала теорему Коуза! Результаты
многих аукционов были безуспешно оспорены
в суде, но только однажды - в июне
1996 г. - московский Арбитражный суд
отменил результаты залогового аукциона
по акциям компании "Сибнефть". Банки
и финансово-промышленные группы в
итоге увеличили свою долю в собственности
приватизированных предприятий
с 1 до 10%. Правительство не вернуло
полученные кредиты и самые
Действительный результат реализации схемы заключался в том, что нескольким нуворишам и магнатам удалось получить "бриллианты" промышленности по крайне низкой цене, и так называемые финансовые и банковские "олигархи" сделали решающий шаг от финансового к настоящему господству(29). Более того, вопреки идеологии массовой приватизации схема "кредиты в обмен на акции" показала, что правительство вовсе не собиралось придерживаться в ходе приватизации крупных и ценных предприятий принципа приоритетности интересов простых россиян(30). Данная схема вызвала волну общественной критики приватизации. С одной стороны, ее реализация стала причиной увеличения доли аутсайдеров в собственности приватизированных предприятий за счет сокращения контроля со стороны менеджеров. Залоговые аукционы послужили ключевым моментом в противостоянии инсайдеров и аутсайдеров, в котором выигравшей стороной оказался новый класс собственников - банкиры и финансовые магнаты. Фактически имела место (успешная) попытка создания новой экономической элиты, хотя и вопреки первоначальным принципам приватизации, с помощью сомнительных и мошеннических методов, особенно если сравнить их с подходом Коуза к приватизации. Новая элита получила активы практически бесплатно. И вместо общественного признания, которое могло бы последовать за перераспределением прав собственности на открытом конкурентном рынке и масштабными инвестициями, она получила публичную оценку, весьма способствующую изъятию капиталовложений и экспроприации.
Часто
оцениваемые как позорные(31), совершенные
на основе тайного сговора и
К
сожалению, наиболее адекватна следующая
оценка российской приватизации: "В
целом российская приватизация привела
к ряду противоречивых результатов.
Прежде всего возникла новая "клептократия".
Небольшая группа индивидов, разбогатевших
главным образом на выгодных, иногда
мошеннических сделках с
***
Политика,
а отнюдь не теорема Коуза или
модель "принципалаагента" оказалась
главной движущей силой российской
приватизации. Обойденная вниманием
на этапе приватизации проблема высоких
трансакционных издержек и их неравномерного
распределения оборачивается
Программа
массовой приватизации исходила из того,
что предприятия будут
Следовало ли осуществить институциональные изменения, крайне необходимые для перераспределения прав собственности в пользу аутсайдеров, еще до начала приватизации в России? Быстрота проведения приватизации оправдывалась следующей официальной позицией: "Экономические институты нельзя создать до начала разгосударствления, потому что люди не будут заботиться об эффективных институтах до тех пор, пока не почувствуют в этом экономический интерес, обусловленный их статусом собственников"(36). Последовательность предпринятых приватизаторами шагов показывает, что приватизация началась значительно раньше принятия основной массы законов, требуемых для корректного функционирования рыночной экономики. Примечательно, что ведущие рыночные институты и законы, призванные уменьшить трансакционные издержки и управленческие затраты, были сформированы в России после завершения первой программы приватизации (см. табл. 6). А некоторые ключевые законы, а именно, законы об акционерных обществах, о ценных бумагах, о банкротстве, о защите прав инвесторов на фондовом рынке, а также реформа судебной системы, были приняты парламентом даже после окончания залоговых аукционов. Эта последовательность действий глубоко ошибочна, так как реформа судебной системы и институциональные изменения строго комплементарны по отношению к приватизации. Они, в частности, обеспечивают защиту интересов инвесторов и тем самым облегчают финансирование деятельности фирмы.
Эффективная
защита прав собственности требует,
во-первых, адекватного законодательства
и, во-вторых, механизма его применения(37).
Потенциальные инвесторы
Экономический
расчет разработчиков программы
приватизации в России строился на
основе четкого разделения права
на контроль и права на остаточный
доход(38) и, значит, им следовало быть
более внимательными к вопросам
корпоративного управления и издержкам,
связанным с массовой приватизацией.
Анализ плановой экономики исходил
из предположения, что основные права
контроля принадлежали политикам, бюрократам
и руководителям
И
действительно, реструктуризация состоялась
в очень ограниченных масштабах
и по-прежнему наблюдается дефицит
инвестиций. Реструктуризацию следует
признать ключевым аспектом в приватизации,
учитывая ее влияние на повышение
уровня благосостояния как внутри реструктурируемой
фирмы, так и за ее границами (позитивные
внешние эффекты), а также на сокращение
трансакционных издержек в результате
оптимизации границы между
Информация о работе Российская приватизация подходы и последствия