Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:33, доклад
В настоящей статье мы обсудим стратегию и результаты приватизации в российский экономике с точки зрения подхода Р. Коуза и модели "принципала-агента". Основной акцент будет сделан на российской стратегий приватизации, так как ее разработчики использовали ссылки на Коуза в качестве обоснования своих преимущественно политических целей.
Преимущественный
доступ менеджеров к приобретению акций
снизил стимулы аутсайдеров к
инвестированию в предприятия и
одновременно повысил стимулы менеджеров
к торможению всяких структурных
изменений, то есть к блокированию промышленного
реструктурирования. Контроль инсайдеров
обусловил немногочисленность случаев
реструктурирования внутри фирмы (in-house),
как это и предсказывалось
экономической теорией. Некоторые
ваучерные аукционы были проведены
обманным путем. ВАЗ самостоятельно
организовывал аукцион по продаже
своих акций, "Газпром" позволил
участвовать в аукционе только индивидуальным
инвесторам, исключив тем самым зарубежных
инвесторов и профессиональных игроков,
генеральному директору ГАЗа удалось
скупить большую часть акций,
используя дешевый кредит от правительства,
и т.д. Цена акций на аукционах
была сильно занижена. В большинстве
приватизированных фирм ваучер конвертировался
в акции на сумму 20 долл., так что
совокупная стоимость российской промышленности
составила менее 12 млрд. долл., а это
меньше капитализации одной
Можно
было бы признать правильной следующую
оценку: "приватизации сопутствовал
определенный успех, потому что инсайдеры
получили щедрое вознаграждение"(1)2.
Однако массовая приватизация была проведена
ради нее самой, так как она
свелась к передаче контроля от менеджеров
государственных предприятий ...к
менеджерам! Переход высокой доли
активов в собственность
В
конечном счете летом 1994 г. массовая
приватизация казалась оптимальным
методом лишения государства
собственности ввиду ее скорости
и простоты, хотя значительная часть
государственных активов
"Малая"
приватизация в сфере торговли,
услуг и малых предприятий
(с числом занятых до 200 человек
и балансовой стоимостью
Продажа активов небольших предприятий на аукционах или с помощью тендеров лучше всего соответствует допущениям, на которых основывается теорема Коуза. По определению, проведение аукциона сокращает трансакционные издержки. Инициатива в приватизации отдельного малого предприятия обычно исходит от потенциальных покупателей. Претендент должен представить план приватизации, расчет балансовой стоимости активов и свои предложения относительно цены. К июлю 1994 г. была приватизирована примерно половина магазинов, предприятий оптово-розничной торговли, общественного питания и транспорта (см. табл. 2). К концу 1995 г. 105111 магазинов (60% их общего числа) стали частными. В этом же году ежемесячно приватизировалось около тысячи предприятий малого бизнеса.
В действительности аукционы не были основным методом "малой" приватизации. Практика заключения договоров аренды с правом выкупа была распространена значительно шире(15). В этом варианте аутсайдеры были лишены возможности участвовать в приватизации, поэтому неудивительно, что в 70% случаев малые предприятия выкупались их работниками. Таким образом, даже "малая" приватизация не вполне укладывается в концепцию Коуза. По данным Комитета по антимонопольной политике, на локальных рынках после приватизации доминировали те же самые структуры, что и до приватизации. Эти торговые монополии, став частными, по-прежнему пользовались поддержкой со стороны местных органов власти, что затрудняло действия ГКИ и Комитета по антимонопольной политике.
Трансформацию
прав собственности в российской
экономике иногда называют "формальной"(16).
Действительно, в это время оптимизм
относительно российской приватизации
постепенно пошел на убыль, в том
числе и среди экспертов
Денежная приватизация и торговля акциями в России: победа аутсайдеров?
Для
осуществления стратегического
реструктурирования требуется концентрация
собственности в руках
В этих условиях для компенсации риска увольнения менеджерам может быть предложена взятка.Опыт России показывает, что размер взятки менеджерам за их уход или согласие на проведение реструктуризации и риск увольнения очень велик, а значит, соответственно велики и трансакционные издержки аутсайдеров. Поэтому требуется разработка особых гарантий против создания коалиции менеджеров и работников, препятствующей продаже фирмы (акций) аутсайдерам. П. Эгион и О. Бланшард видят такие гарантии в следующем: а) работники совершают сделки с акциями анонимно; 6) регистрации акций на предприятии следует избегать (этот процесс обычно находится под контролем менеджеров);
в) покупки акций работников менеджерами должны быть ограничены или запрещены;
г)
как можно большее количество
акций следует продать
После 1 июля 1994 г. приватизация (покупка и продажа акций и ваучеров) продолжалась только за деньги. Новая программа приватизации, утвержденная президентским указом (после ее отклонения российским парламентом), предполагала продажу оставшихся в собственности государства активов на аукционах только за деньги. К концу ваучерных аукционов ежедневный объем торгов по ним на Российской товарно-сырьевой бирже в Москве достигал 10 млн. долл. В этом приватизаторы видели позитивный процесс формирования ключевых акционеров, обладающих как минимум блокирующими (25%) пакетами акций приватизированных предприятий. От аутсайдеров, обладающих блокирующими пакетами, ожидали обеспечения контроля, ограничивающего отлынивание и оппортунизм менеджеров. Тем самым авторы российской программы приватизации полагались на рыночные механизмы ослабления контроля инсайдеров. С этой точки зрения они искренне верили в теорему Коуза, хотя ожидать, что возникающий фондовый рынок будет функционировать с нулевыми издержками, было по крайней мере наивно. Предполагалось, что аккумулированные ЧИФами акции облегчат перераспределение собственности в пользу аутсайдеров.
В
действительности перераспределение
прав собственности началось с серии
вторичных сделок с ценными бумагами,
но оно сопровождалось вопиющей дискриминацией
аутсайдеров (вынужденных нести
все возрастающее бремя трансакционных
издержек) со стороны менеджеров. Последние
зачастую угрожали увольнением тем
работникам, которые решали продать
свои акции аутсайдерам. Менеджеры
выкупали акции у работников по низким
ценам, обещая взамен сохранить им рабочее
место. Бывшие директора предприятий
легко превратились в новых бизнесменов,
аккумулировавших контрольный пакет
акций. Доля генеральных директоров
в общей собственности в 1994-1996
гг. увеличилась более чем вдвое
(см. табл. 4). Таким образом, фаза денежной
приватизации не привела к быстрому
и прозрачному
Субъектами,
предъявившими наибольший платежеспособный
спрос в ходе денежной приватизации,
стали теневые бизнесмены, бывшие
бюрократы, сотрудники органов государственной
безопасности и иногда иностранцы(20).
Потенциальные внешние
Несмотря
на это, доля собственности инсайдеров
в период с 1994 по 1996 г. уменьшилась (см.
табл. 4), и это произошло за счет
увеличения доли физических лиц, других
фирм (перекрестная собственность) и
ЧИФов. Подобная тенденция подтверждается
многочисленными
ЧИФы
приобретали акции
На практике ЧИФы так и не смогли сыграть предназначенную для них роль стража основных принципов корпоративного управления. Даже если они функционировали как посредники в процессе распыления собственности, ЧИФы не способствовали реструктуризации предприятий. Российский опыт показывает, что инвестиционные фонды, как и в других постсоветских экономиках, занимались более выгодными, чем реструктуризация, операциями: участием в работе советов директоров за вознаграждение, непрозрачными сделками, использованием трансфертных цен и торговлей акциями. Еще меньшую роль ЧИФы сыграли в сокращении избыточной занятости на российских предприятиях. Только в очень немногих случаях они смогли превратиться в настоящие коллективные инвестиционные институты.
Влияние
менеджеров и других заинтересованных
лиц с хорошими политическими
связями на ЧИФы было очень сильным.
Менеджеры оказывались основным
союзником ЧИФов в советах
директоров российских фирм. Практически
никогда ЧИФы не прибегали к наиболее
опасному для менеджеров средству контроля
- увольнению генерального директора -
несмотря на связи большинства
В долгосрочной перспективе итог денежного этапа приватизации (см. табл. 5) сводится к постепенному уменьшению доли инсайдеров, особенно работников, в активах предприятий. Доля аутсайдеров в 1994-2000 гг., напротив, постепенно растет. Впрочем, нужно учитывать, что в число аутсайдеров иногда попадают менеджеры, но уже в качестве собственников учрежденных ими "внешних" компаний. Существенное перераспределение акций произошло и между самими ЧИФами. Особое внимание обратим на рост государственной доли в собственности в период между 1998 и 2000 гг. Означает ли все это, что денежная приватизация оказалась более успешной и близкой по духу к теореме Коуза, чем ваучерная приватизация? Частично да, учитывая, что продажи активов всегда более эффективны, чем их бесплатная раздача. Частично нет, так как результаты денежной приватизации отошли на второй план по сравнению с пришедшей ей на смену схемой "кредиты в обмен на акции".
Информация о работе Российская приватизация подходы и последствия