Министерство науки и
образования РФ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Экономический факультет
Кафедра Экономики и менеджмента
организации
Специальность 08_05_07– Менеджмент
организации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Транспортная логистика в
России
по дисциплине «Логистика»
Выполнил
студент группы С-94
_____________________ Е.В. Литовченко
Проверил
Доцент, к.т.н.
_____________________ Г.И. Харченкова
Благовещенск 2011
ПЛАН
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В РОССИИ
- ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
Сравнительная характеристика различных видов транспорта В РОССИИ
Поиски оптимальных решений,
позволяющих экономике страны эффективно
освоить необходимые объемы перевозок
при возможно малых затратах средств,
в настоящее время относятся
к основным задачам стабилизации
и дальнейшего подъема как
промышленности, так и сельского
хозяйства. Степень удовлетворения
различными видами транспорта потребностей
общества в грузовых и пассажирских
перевозках неодинакова. Освоение предъявляемых
перевозок различными видами транспорта
зависит от целого ряда факторов, основными
из которых являются следующие:
- характер и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта, определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;
- размещение транспортных средств и сети видов транспорта относительно предприятий и населенных пунктов;
- организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки доставки грузов и пассажиров.
Каждый вид транспорта
обладает характерными, только ему
присущими особенностями в размещении,
техническом оснащении, провозных
возможностях, разновидности подвижного
состава и т.д. Для определения
сфер экономически целесообразного
использования того или иного
вида транспорта необходимо учитывать
как общехозяйственные, так и
специфические транспортные факторы.
К общехозяйственным факторам
относятся:
- размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;
- номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;
- состояние запасов товарно-материальных ценностей, которое определяет срочность доставки грузов и т.д.
К специфическим транспортным
факторам относятся:
- размещение сети путей сообщения;
- условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;
- пропускная и провозная способности;
- техническая вооруженность;
- система организации транспортного процесса.
При сравнении вариантов
перевозок различными видами транспорта
основными показателями являются:
- уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);
- капитальные вложения;
- скорости движения и сроки доставки;
- наличие провозной и пропускной возможностей;
- маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;
- надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;
- гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;
- условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.
Величина этих показателей
на каждом виде транспорта различна. Она
во многом зависит от мощности и
структуры грузопотоков, дальности
перевозок, величины отправок, типа подвижного
состава, материально-технической базы
вида транспорта и ряда других факторов.
Различные виды транспорта
имеют свои технико-экономические
особенности, характеризующие специфичность
транспортно-логистических систем.
Основными технико-экономическими
особенностями железно дорожного
транспорта являются:
- неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и базы торговых организаций имеют железнодорожные подъездные пути, связывающие их с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;
- возможность строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами;
- высокая провозная и пропускная способность железных дорог. Двухпутная железнодорожная линия, оборудованная автоматической блокировкой, может обеспечить перевозки более 100 млн. тонн в каждом направлении в год, а однопутка – 20 млн. тонн и более в каждом направлении в год. Эти величины могут меняться с изменением общей массы поездов, скоростей движения и т.д. Использование провозных способностей железных дорог неодинаково по различным регионам страны из-за неравномерности размещения производства и сырьевых ресурсов;
- возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок;
- возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток;
- сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов являются одним из важных качественных показателей, определяющих эффективность использования того или иного вида транспорта для конкретной перевозки. В целом ускорение доставки грузов дает большой экономический эффект. Расчеты показывают, что при сокращении доставки грузов по железным дорогам на одни сутки высвобождаются материальные ресурсы в количестве примерно в 9-10 млн. тонн;
- доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования. Как правило, расстояние перевозки по железной дороге значительно короче, чем по рекам. Например, от Волгограда до Москвы путь по железной дороге короче речного в 2,5 раза. Необходимо помнить, что более короткий маршрут не всегда является наиболее эффективным. В ряде случаев целесообразно использовать на мощных грузопотоках виды транспорта с низкой себестоимостью по сравнению с более короткими маршрутами;
- относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок. Если расход топлива в среднем на железнодорожном транспорте принять за единицу, то на автомобильном он составит 4-5 единиц.
На различных видах
транспорта себестоимость складывается
под влиянием таких показателей,
как мощность грузопотока и пассажиропотока,
средняя дальность перевозки, соотношения
груженого и порожнего пробега,
района размещения линии, ее технической
оснащенности и т.д. Поэтому для
объективности оценки эффективности
использования того или иного
вида транспорта целесообразно исходить
из конкретных условий перевозок, складывающихся
в различных регионах или направлениях.
Морской транспорт играет
важную роль в развитии и укреплении
экономических и научно-технических
связей с зарубежными странами. Внутри
страны в каботажном плавании морской
флот имеет большое значение для
обеспечения транспортных связей дальнего
Востока и Крайнего севера (прежде
всего Приморья, Сахалина, Охотского
побережья, Камчатки, Чукотки).
В работе морского транспорта
важное значение имеют морские порты.
В них происходит погрузка и выгрузка
грузов, оформление перевозочных документов,
вспомогательные операции по техническому
обслуживанию и снабжению флота
и другие работы, связанные с отправлением,
переработкой и прибытием груза,
а также посадкой и высадкой пассажиров.
Существуют следующие
типы морских торговых портов:
- общего назначения, где проводится обработка различных судов и грузов на одних и тех же причалах;
- специализированные, когда происходит переработка массовых грузов (руды, хлеба, каменного угля, леса; нефтеналивных грузов). С учетом особенностей таких грузов строятся причальные линии, системы механизмов и автоматизированных комплексов для погрузочно-разгрузочных работ;
- комбинированные – наиболее крупные морские торговые порты, имеющие специализированные причалы, районы для переработки массовых грузов и причалы общего назначения в основном для переработки тарно-штучных грузов.
Для нормального функционирования
порты должны иметь сооружения, устройства,
механизмы причального флота
для перемещения грузов как внутри
трюмов судов, так и в порту, для
перегрузки на плаву, а также склады,
весовое хозяйство, системы управления,
ограждения и т.д.
Погрузка и выгрузка в
портах производится у береговых
причалов, оборудованных швартовыми
устройствами; у рейдовых портов, т.е.
в районах акваторий, оборудованных
специальными постоянными причальными
приспособлениями, укрепленными на якорях
или прочно закрепленном грунте; у
мест якорной стоянки судов, т.е.
в районах акваторий, где грунт
и условия судоходства допускают
стоянки судов. К береговым причалам
относятся как набережные причалы,
так и плавучие пристани (дебаркадеры,
понтоны).
Морские порты в зависимости
от характера грузовой работы могут
специализироваться по роду перерабатываемых
грузов, направлениям перевозок и
т.д. Специализация портов способствует
оптимизации использования технических
средств, снижению себестоимости погрузочно-разгрузочных
работ и рационализации грузопотоков.
Основными направлениями развития
морских портов являются: строительство
глубоководных причалов для приема
крупнотоннажных судов, оборудование
портов автоматизированными системами
с высокопроизводительными перегрузочными
и транспортирующими механизмами,
строительство контейнерных терминалов,
специализация причалов по роду перерабатываемого
груза. В зависимости от вида плавания
судов морское сообщение принято
делить на внешнее (заграничное) и внутреннее
(каботажное).
По эксплуатационному
назначению морские транспортные суда
бывают: пассажирские и туристские,
грузопассажирские, наливные, комбинированные
(рудонефтевозы), сухогрузные, контейнеровозы,
лихтеровозы, роллерные.
По сравнению с другими
видами транспорта морские перевозки
имеют ряд технико-экономических
особенностей, определяющих в отдельных
случаях их преимущества:
- возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России. Порядок перевозки внешнеторговых грузов устанавливается специальными правилами и положениями;
- сравнительно небольшие капиталовложения. Морские пути не требуют затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов);
- практически неограниченная пропускная способность. Ограничение пропускной способности происходит главным образом по перерабатывающей способности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства погрузочно-разгрузочных работ;
- сравнительно малый расход топлива и энергии. Морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности и не требуют дополнительных затрат энергии для преодоления подъемов, которые возникают на железных дорогах и автомобильном транспорте. Кроме того, морские линии прямолинейны;
- при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок. Крупные суда морского транспорта значительно улучшают соотношение полезной грузоподъемности и водоизмещения.
К недостаткам морского транспорта
относятся:
- зависимость от естественно-географических и навигационных условий. Этим определяется продолжительность навигационного периода и сложность ледового режима: частичное или полное замерзание путей, что вызывает в ряде районов сезонность морских сообщений;
- необходимость строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства. Морской транспорт экономичнее использовать на больших расстояниях, так как на коротких расстояниях не реализуется одно из важных преимуществ морского транспорта – возможность использования судов большой грузовместимости;
- ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Морские пути проходят на окраинах России, поэтому прямые сообщения могут быть организованы только между отдельными предприятиями, расположенными в этих районах. Морские перевозки во внутренних сообщениях в малом каботаже, как правило, менее эффективны, чем по железным дорогам и речным путям из-за высокой себестоимости. В то же время в большом каботаже издержки на морском транспорте почти в три раза меньше, чем на железнодорожном.
Речной транспорт является
важным звеном общей транспортной системы
в таких районах, где есть реки
и где он является наиболее дешевым,
особенно при перевозках массовых грузов:
нефти и нефтепродуктов, леса, зерна,
строительных материалов.
Россия обладает самой
большой в мире сетью внутренних
водных путей. Бассейн реки Волги, например,
включает 700 рек общей длиной 213 тыс.
км. из которых 110 тыс. км. являются судоходными
или сплавными.
Основными технико-экономическими
особенностями, определяющими преимущества
речного транспорта, являются:
- большая провозная способность на глубоководных реках. Так, пропускная способность реки Волги может быть доведена до 100 млн. тонн в год;
- сравнительно невысокая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным транспортом;
- относительно меньшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. тонн в год в несколько раз меньше, чем на строительство железной дороги (с подвижным составом) и в 3-4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым покрытием.
К недостаткам использования
речного транспорта относятся: