Транспортная логистика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:35, контрольная работа

Описание

Поиски оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно освоить необходимые объемы перевозок при возможно малых затратах средств, в настоящее время относятся к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как промышленности, так и сельского хозяйства. Степень удовлетворения различными видами транспорта потребностей общества в грузовых и пассажирских перевозках неодинакова.

Содержание

1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В РОССИИ
2. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

логистика.docx

— 190.02 Кб (Скачать документ)

Министерство науки и  образования РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

Экономический факультет

Кафедра Экономики и менеджмента  организации

Специальность 08_05_07– Менеджмент организации

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

на тему: Транспортная логистика в России

 

по дисциплине «Логистика»

 

 

Выполнил

студент группы С-94             _____________________ Е.В. Литовченко

 

Проверил

 Доцент, к.т.н.                       _____________________ Г.И. Харченкова

 

 

 

Благовещенск 2011

ПЛАН

 

  1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В РОССИИ

 

  1. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Сравнительная характеристика различных видов транспорта В РОССИИ

 

Поиски оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно освоить необходимые объемы перевозок  при возможно малых затратах средств, в настоящее время относятся  к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как  промышленности, так и сельского  хозяйства. Степень удовлетворения различными видами транспорта потребностей общества в грузовых и пассажирских перевозках неодинакова. Освоение предъявляемых  перевозок различными видами транспорта зависит от целого ряда факторов, основными  из которых являются следующие:

  • характер и уровень развития материально-технической базы конкретного вида транспорта, определяющие его возможности освоения предъявляемых перевозок;
  • размещение транспортных средств и сети видов транспорта относительно предприятий и населенных пунктов;
  • организация перевозочного процесса, регулярность перевозок, сроки доставки грузов и пассажиров.

Каждый вид транспорта обладает характерными, только ему  присущими особенностями в размещении, техническом оснащении, провозных  возможностях, разновидности подвижного состава и т.д. Для определения  сфер экономически целесообразного  использования того или иного  вида транспорта необходимо учитывать  как общехозяйственные, так и  специфические транспортные факторы.

К общехозяйственным факторам относятся:

  • размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;
  • номенклатура выпускаемой продукции, определяющая тип подвижного состава и ритмичность его работы;
  • состояние запасов товарно-материальных ценностей, которое определяет срочность доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

  • размещение сети путей сообщения;
  • условия эксплуатационной работы, в том числе сезонность и ритмичность работы;
  • пропускная и провозная способности;
  • техническая вооруженность;
  • система организации транспортного процесса.

При сравнении вариантов  перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

  • уровень эксплуатационных расходов (себестоимость перевозок);
  • капитальные вложения;
  • скорости движения и сроки доставки;
  • наличие провозной и пропускной возможностей;
  • маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;
  • надежность и бесперебойность перевозок, их регулярность;
  • гарантии сохранности перевозимых грузов и багажа;
  • условия эффективного использования транспортных средств, механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей  на каждом виде транспорта различна. Она  во многом зависит от мощности и  структуры грузопотоков, дальности  перевозок, величины отправок, типа подвижного состава, материально-технической базы вида транспорта и ряда других факторов.

Различные виды транспорта имеют свои технико-экономические  особенности, характеризующие специфичность  транспортно-логистических систем.

Основными технико-экономическими особенностями железно дорожного  транспорта являются:

  • неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами и т.д. В настоящее время все крупные предприятия и базы торговых организаций имеют железнодорожные подъездные пути, связывающие их с магистральными железными дорогами. На подъездных путях зарождается и погашается до 90% всех грузов, перевозимых по железным дорогам;
  • возможность строительства железнодорожных сообщений практически на любой сухопутной территории страны и обеспечение устойчивых связей между районами;
  • высокая провозная и пропускная способность железных дорог. Двухпутная железнодорожная линия, оборудованная автоматической блокировкой, может обеспечить перевозки более 100 млн. тонн в каждом направлении в год, а однопутка – 20 млн. тонн и более в каждом направлении в год. Эти величины могут меняться с изменением общей массы поездов, скоростей движения и т.д. Использование провозных способностей железных дорог неодинаково по различным регионам страны из-за неравномерности размещения производства и сырьевых ресурсов;
  • возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании с относительно низкой стоимостью перевозок;
  • возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозок во все времена года и периоды суток;
  • сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов и пассажиров. Сроки доставки грузов являются одним из важных качественных показателей, определяющих эффективность использования того или иного вида транспорта для конкретной перевозки. В целом ускорение доставки грузов дает большой экономический эффект. Расчеты показывают, что при сокращении доставки грузов по железным дорогам на одни сутки высвобождаются материальные ресурсы в количестве примерно в 9-10 млн. тонн;
  • доставка грузов и пассажиров по более короткому пути следования. Как правило, расстояние перевозки по железной дороге значительно короче, чем по рекам. Например, от Волгограда до Москвы путь по железной дороге короче речного в 2,5 раза. Необходимо помнить, что более короткий маршрут не всегда является наиболее эффективным. В ряде случаев целесообразно использовать на мощных грузопотоках виды транспорта с низкой себестоимостью по сравнению с более короткими маршрутами;
  • относительно высокие экономические показатели и достаточно совершенная технология перевозок. Если расход топлива в среднем на железнодорожном транспорте принять за единицу, то на автомобильном он составит 4-5 единиц.

На различных видах  транспорта себестоимость складывается под влиянием таких показателей, как мощность грузопотока и пассажиропотока, средняя дальность перевозки, соотношения  груженого и порожнего пробега, района размещения линии, ее технической  оснащенности и т.д. Поэтому для  объективности оценки эффективности  использования того или иного  вида транспорта целесообразно исходить из конкретных условий перевозок, складывающихся в различных регионах или направлениях.

Морской транспорт играет важную роль в развитии и укреплении экономических и научно-технических  связей с зарубежными странами. Внутри страны в каботажном плавании морской  флот имеет большое значение для  обеспечения транспортных связей дальнего Востока и Крайнего севера (прежде всего Приморья, Сахалина, Охотского  побережья, Камчатки, Чукотки).

В работе морского транспорта важное значение имеют морские порты. В них происходит погрузка и выгрузка грузов, оформление перевозочных документов, вспомогательные операции по техническому обслуживанию и снабжению флота  и другие работы, связанные с отправлением, переработкой и прибытием груза, а также посадкой и высадкой пассажиров.

Существуют следующие  типы морских торговых портов:

  • общего назначения, где проводится обработка различных судов и грузов на одних и тех же причалах;
  • специализированные, когда происходит переработка массовых грузов (руды, хлеба, каменного угля, леса; нефтеналивных грузов). С учетом особенностей таких грузов строятся причальные линии, системы механизмов и автоматизированных комплексов для погрузочно-разгрузочных работ;
  • комбинированные – наиболее крупные морские торговые порты, имеющие специализированные причалы, районы для переработки массовых грузов и причалы общего назначения в основном для переработки тарно-штучных грузов.

Для нормального функционирования порты должны иметь сооружения, устройства, механизмы причального флота  для перемещения грузов как внутри трюмов судов, так и в порту, для  перегрузки на плаву, а также склады, весовое хозяйство, системы управления, ограждения и т.д.

Погрузка и выгрузка в  портах производится у береговых  причалов, оборудованных швартовыми устройствами; у рейдовых портов, т.е. в районах акваторий, оборудованных  специальными постоянными причальными  приспособлениями, укрепленными на якорях или прочно закрепленном грунте; у  мест якорной стоянки судов, т.е. в районах акваторий, где грунт  и условия судоходства допускают  стоянки судов. К береговым причалам относятся как набережные причалы, так и плавучие пристани (дебаркадеры, понтоны).

Морские порты в зависимости  от характера грузовой работы могут  специализироваться по роду перерабатываемых грузов, направлениям перевозок и  т.д. Специализация портов способствует оптимизации использования технических  средств, снижению себестоимости погрузочно-разгрузочных работ и рационализации грузопотоков. Основными направлениями развития морских портов являются: строительство  глубоководных причалов для приема крупнотоннажных судов, оборудование портов автоматизированными системами  с высокопроизводительными перегрузочными и транспортирующими механизмами, строительство контейнерных терминалов, специализация причалов по роду перерабатываемого  груза. В зависимости от вида плавания судов морское сообщение принято  делить на внешнее (заграничное) и внутреннее (каботажное).

По эксплуатационному  назначению морские транспортные суда бывают: пассажирские и туристские, грузопассажирские, наливные, комбинированные (рудонефтевозы), сухогрузные, контейнеровозы, лихтеровозы, роллерные.

По сравнению с другими  видами транспорта морские перевозки  имеют ряд технико-экономических  особенностей, определяющих в отдельных  случаях их преимущества:

  • возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота России. Порядок перевозки внешнеторговых грузов устанавливается специальными правилами и положениями;
  • сравнительно небольшие капиталовложения. Морские пути не требуют затрат на их сооружение или поддержание в эксплуатационном состоянии (кроме каналов);
  • практически неограниченная пропускная способность. Ограничение пропускной способности происходит главным образом по перерабатывающей способности морских портов и причальных линий, складских емкостей, механизмов для производства погрузочно-разгрузочных работ;
  • сравнительно малый расход топлива и энергии. Морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности и не требуют дополнительных затрат энергии для преодоления подъемов, которые возникают на железных дорогах и автомобильном транспорте. Кроме того, морские линии прямолинейны;
  • при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок. Крупные суда морского транспорта значительно улучшают соотношение полезной грузоподъемности и водоизмещения.

К недостаткам морского транспорта относятся:

  • зависимость от естественно-географических и навигационных условий. Этим определяется продолжительность навигационного периода и сложность ледового режима: частичное или полное замерзание путей, что вызывает в ряде районов сезонность морских сообщений;
  • необходимость строительства на морских побережьях сложного портового хозяйства. Морской транспорт экономичнее использовать на больших расстояниях, так как на коротких расстояниях не реализуется одно из важных преимуществ морского транспорта – возможность использования судов большой грузовместимости;
  • ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях. Морские пути проходят на окраинах России, поэтому прямые сообщения могут быть организованы только между отдельными предприятиями, расположенными в этих районах. Морские перевозки во внутренних сообщениях в малом каботаже, как правило, менее эффективны, чем по железным дорогам и речным путям из-за высокой себестоимости. В то же время в большом каботаже издержки на морском транспорте почти в три раза меньше, чем на железнодорожном.

Речной транспорт является важным звеном общей транспортной системы  в таких районах, где есть реки и где он является наиболее дешевым, особенно при перевозках массовых грузов: нефти и нефтепродуктов, леса, зерна, строительных материалов.

Россия обладает самой  большой в мире сетью внутренних водных путей. Бассейн реки Волги, например, включает 700 рек общей длиной 213 тыс. км. из которых 110 тыс. км. являются судоходными  или сплавными.

Основными технико-экономическими особенностями, определяющими преимущества речного транспорта, являются:

  • большая провозная способность на глубоководных реках. Так, пропускная способность реки Волги может быть доведена до 100 млн. тонн в год;
  • сравнительно невысокая себестоимость перевозок. На реках Европейской части России она примерно на 30% меньше, чем на железных дорогах, и в несколько раз меньше по сравнению с автомобильным транспортом;
  • относительно меньшие капитальные затраты. Затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. тонн в год в несколько раз меньше, чем на строительство железной дороги (с подвижным составом) и в 3-4 раза меньше, чем на сооружение автомобильной дороги с твердым покрытием.

К недостаткам использования  речного транспорта относятся:

Информация о работе Транспортная логистика в России