Транспортная логистика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 08:35, контрольная работа

Описание

Поиски оптимальных решений, позволяющих экономике страны эффективно освоить необходимые объемы перевозок при возможно малых затратах средств, в настоящее время относятся к основным задачам стабилизации и дальнейшего подъема как промышленности, так и сельского хозяйства. Степень удовлетворения различными видами транспорта потребностей общества в грузовых и пассажирских перевозках неодинакова.

Содержание

1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В РОССИИ
2. ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

логистика.docx

— 190.02 Кб (Скачать документ)
  • извилистость пути и судового хода, ступенчатость глубин на всем его протяжении, что в ряде случаев затрудняет прохождение судов большой грузоподъемности;
  • ограничение в использовании подвижного состава, связанное с сезонностью работы;
  • удлинение маршрутов следования грузов;
  • небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов и пассажиров.

Автомобильный транспорт  России в настоящее время в  значительной мере обеспечивает или  участвует в обеспечении грузовых перевозок для всех отраслей народного  хозяйства. Велика его роль и в  удовлетворении потребностей населения  в передвижении. Автомобильный транспорт  широко применяется как для внутрипроизводственных (технологических) перевозок, так и  для непосредственной доставки грузов из пунктов производства в пункты потребления (в сфере обращения).

На внутрипроизводственных перевозках автомобили используются в  горнорудной промышленности, особенно на открытых разработках. В строительстве  автомобилями выполняется огромный объем перевозок железобетонных изделий, кирпича, блоков, панелей, ферм и т.д. В сельском хозяйстве автомобили используются для доставки урожая с  полей на склады, элеваторы, заготовительные  пункты, базы хранения и непосредственно  на станции, пристани, порты. В сфере  обращения автомобилями перевозится  примерно 35-40% общего объема перевозок. Это в основном подвоз грузов к  магистральному транспорту.

Автомобильный транспорт  обладает рядом технико-экономических  особенностей, определяющих его преимущества и широкое использование во всех отраслях хозяйства:

  • большая маневренность и подвижность. Грузы автомобилями могут перевозиться непосредственно из пункта производства в пункт потребления без перегрузки и промежуточного складирования, т.е. «от двери до двери»;
  • высокая скорость доставки грузов и пассажиров. По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному;
  • в ряде случаев более короткий путь движения грузов и пассажиров. Целесообразно доставлять грузы и перевозить пассажиров автомобильным транспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным.

К недостаткам автомобильного транспорта относятся:

  • сравнительно высокая себестоимость, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Высокий уровень себестоимости – результат малой грузоподъемности единицы подвижного состава и достаточной сложности автомобильного подвижного состава;
  • относительно большая стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей, несмотря на то, что в ряде случаев эта база развита еще недостаточно;
  • недостаточная протяженность и плохое техническое состояние имеющихся автомобильных дорог.

Автомобильный транспорт  выполняет большой объем пассажирских перевозок. Особенно велик удельный вес пассажирских автомобильных  перевозок в городах, других населенных пунктах и при городе.

В транспортной системе России авиационный транспорт является одним из видов пассажирского  транспорта. Важна роль воздушного транспорта в укреплении международных  связей. Авиационный транспорт в  большей степени целесообразен  при перевозках пассажиров на дальние  расстояния. Средняя дальность полета пассажиров на линиях России находится  в пределах 1500 км. Техническая и  коммерческая скорости перевозки авиационным  транспортом значительно выше скоростей  других видов транспорта.

Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:

  • высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда в подвижном составе;
  • маневренность в организации пассажирских перевозок. Новые воздушные линии могут создаваться в короткие сроки и с небольшими капиталовложениями. Авиационный транспорт имеет возможность маневрировать подвижным составом (самолетами, вертолетами) в зависимости от величин пассажиропотоков;
  • большая беспосадочная дальность полета (до 10 тыс. км). Беспосадочные полеты повышают скорость доставки пассажиров;
  • кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта. Так, на ряде направлений путь следования авиационным транспортом короче, чем по железным дорогам, на 25%, по морским и речным линиям – почти на 50%. Между некоторыми пунктами расстояние перевозки сокращается даже в 2-3 раза;
  • экономия времени пассажиров. Высокие технические скорости самолетов, большая беспосадочная дальность полетов, спрямленные пути следования обеспечивают в сравнении с другими видами транспорта существенное сокращение времени перемещения пассажиров;
  • достаточно высокая культура обслуживания пассажиров во время полетов.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести высокую  себестоимость перевозок.

Воздушный транспорт является в основном пассажирским транспортом. Грузовые перевозки, выполняемые им, в общем объеме грузооборота страны имеют незначительный удельный вес, однако особый характер и ценность таких перевозок по ряду специфических  грузов делают их экономически эффективными. В гражданской авиации используются и вертолеты, которые эксплуатируются  во многих отраслях хозяйства, строительстве, сельском хозяйстве, геологии и т.д. В таежные и горные районы вертолетами  доставляются бульдозеры, тракторы, автомашины, крупногабаритные грузы. Вертолетами  также доставляются и устанавливаются  опоры для высоковольтных электрических  линий, контактной сети и электрических  железных дорог, линий связи, радиорелейных  мачт.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Узкая специализация трубопроводов  является основным отличием их от других универсальных видов транспорта.

Нефтепровод представляет собой  комплекс сооружений для транспортировки  нефти и нефтепродуктов от места  добычи или производства к пунктам  потребления или перевалки на другие виды транспорта. Нефтепроводы строятся магистральные, промысловые  и подводящие.

Магистральными называются такие нефтепроводы, по которым транспортируется нефть из районов добычи на нефтеперерабатывающие  предприятия, а также на перевалочные базы, расположенные в железнодорожных, речных и морских пунктах налива, или на головные перекачивающие станции, расположенные на территории данного  нефтяного промысла.

Промысловые, заводские и  нефтебазовые трубопроводы предназначены  для внутренних перекачек.

Подводящие нефтепроводы служат для транспортировки нефти  с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепроводов и  нефтепродуктов с перерабатывающих заводов на головные нефтепродуктопроводы.

Перекачка осуществляется насосами большой мощности (главным образом  с электроприводом), установленными на конечных станциях и станциях перекачки.

Преимущества трубопроводного  транспорта для перекачки нефти  и нефтепродуктов по сравнению с  другими видами транспорта сводятся к следующему:

  • возможность повсеместной прокладки труб и массовой перекачки нефти и нефтепродуктов;
  • меньшие расстояния перекачки, чем при транспортировке этих же грузов по речным путям и железным дорогам;
  • низкая себестоимость транспортировки нефти (в два раза меньше, чем на речном транспорте, и в три раза, чем по железным дорогам);
  • обеспечение сохранности нефтепродуктов благодаря полной герметизации процесса транспортировки;
  • полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;
  • меньшие, чем на других видах транспорта, удельные капиталовложения и расход металла, приходящийся на единицу перевозимого груза;
  • исключение (при соответствующей изоляции) отрицательного воздействия на окружающую среду;
  • достаточно высокий уровень производительности труда;
  • непрерывность процесса перекачки, практическая независимость от климатических условий, незначительное число обслуживающего персонала.

К недостаткам трубопроводного  транспорта относится его узкая  специализация и необходимость  наличия устойчивого и достаточного по величине потока грузов.

Разновидностью трубопроводного  транспорта являются газопроводы, которые  служат единственно возможным видом  транспорта для перемещения в  больших количествах газа на дальние  расстояния. Газопроводы подразделяются на магистральные, по которым газ  от места добычи или производства подается на большие расстояния до газораспределительных станций, и  местные, снабжающие населенные пункты и отдельные предприятия. 85% всего  добываемого газа потребляет промышленность, более 80% транспортируется на дальние  расстояния.

Промышленный транспорт  имеет большое значение для обеспечения  транспортных нужд предприятий. Он осуществляет перевозки внутрицеховые, межцеховые, со складов предприятий в цеха, из цехов на склады предприятий, а также подвоз продукции на магистральный транспорт и вывоз грузов на склады и в цеха предприятий. Во внутрипроизводственных перевозках используются железнодорожные пути, автомобили и специализированные виды транспорта (монорельсовые и канатные дороги, ленточные и другие конвейеры и т.д.). Специализированные виды транспорта в большинстве своем применяются в металлургии (черной и цветной), угольной, химической промышленности и в промышленности строительных материалов. Внедрение специализированных видов транспорта, как показывают расчеты, оказывается эффективнее, чем использование автомобильного или железнодорожного, что, в конечном счете, способствует снижению транспортных издержек, повышению производительности транспорта и в целом эффективности производства.

Специфические особенности  различных видов транспорта определяют сферы их целесообразного использования.

Экономические показатели перевозок  грузов тем или иным видом транспорта зависят от многих факторов: рода грузов, размера и условий перевозок, наличия и протяженности подъездных путей, степени автоматизации и  механизации грузовых операций, возможностей использования грузоподъемности подвижного состава, наличия и размещения складов  и т.д.

В нормальных условиях ориентировочно можно определить следующие сферы  целесообразного использования  видов транспорта для грузовых перевозок.

Железнодорожный транспорт  – перевозки массовых грузов (каменный уголь, руда, черные и цветные металлы, лесные и строи тельные грузы, минеральные удобрения и др.) на дальние и средние расстояния (особенно в широтном направлении), а между предприятиями, имеющими подъездные железнодорожные пути, и  на сравнительно короткие. Наличие  железнодорожных подъездных путей  между корреспондирующими предприятиями  при массовых потоках грузов значительно  расширяет сферы эффективного использования  железнодорожного транспорта, так как  создает условия для комплексной  механизации и автоматизации  грузовых операций, повышения качества перевозок и сохранности грузов. В ряде случаев использование  железнодорожного транспорта при наличии  подъездных путей целесообразно  даже при незначительном грузообороте (менее 35-40 тыс. тонн в год).

Морской транспорт – перевозки, связанные с заграничным плаванием  для доставки грузов по экспорту и  импорту в страны, поддерживающие торговые связи, перевозки грузов иностранных  фрахтователей и перевозки в  большом и малом каботаже, особенно в районах дальнего Востока, Крайнего Севера, Камчатки, Сахалина, Чукотки, Охотского  побережья.

Речной транспорт –  перевозки в районах, где нет  других видов транспорта, а также  между пунктами производства и потребления, расположенными на одних и тех  же речных путях; перевозки в смешанных  сообщениях на направлениях, где они  эффективнее по сравнению с перевозками  одним видом транспорта.

Автомобильный транспорт  – перевозки грузов в промышленных центрах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах, подвоз грузов к магистральному транспорту и доставка их получателям  от пунктов назначения магистрального транспорта; перевозки из пунктов  производства в пункты потребления  при отсутствии связей между видами транспорта, перевозки скоропортящихся  и других грузов в пределах экономической  целесообразности, перевозки внутри узлов в контейнерах и мелкими  отправками.

Воздушный транспорт –  доставка в промышленные центры и  северные районы овощей, фруктов и  других скоропортящихся продуктов, а также ценных грузов и почты.

Трубопроводный транспорт  – перекачка нефти и газа с  крупных месторождений, перемещение  продуктов перегонки нефти при  устойчивых и стабильных грузопотоках.

Целесообразные сферы  применения видов транспорта при  перевозке пассажиров сводятся к  следующему.

Железнодорожный транспорт  – перевозки пассажиров в междугородном  сообщении на средние расстояния (700-900 км) и в пригородном сообщении  крупных промышленных центров.

Морской транспорт – перевозки  пассажиров в районах тяготения (дальний Восток, Камчатка, Сахалин, Чукотка, Охотское побережье и т.д.), в прибрежном плавании и в круизных поездках.

Речной транспорт –  перевозки пассажиров между населенными  пунктами, расположенными по берегам  рек, и при отсутствии других видов  транспорта (в районах тяготения), туристские и экскурсионные перевозки.

Автомобильный транспорт  – перевозки пассажиров на короткие расстояния (в городах и других населенных пунктах), в пригородном  сообщении большинства городов  и населенных пунктах, в сельских перевозках и междугородных на расстоянии до 500 км.

Воздушный транспорт –  перевозки пассажиров на дальние  расстояния как внутри страны, так  и в ближнем и дальнем зарубежье. Так, порядка 80% пассажиров при перемещениях из Европейской части на дальний  Восток пользуются воздушным транспортом.

Информация о работе Транспортная логистика в России