Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:54, курсовая работа
Практическое использование системы KANBAN или ее модифицированных версий позволяет значительно улучшить качество выпускаемой продукции; сократить логистический цикл, существенно повысив тем самым оборачиваемость оборотного капитала фирм; снизить себестоимость производства; практически исключить страховые запасы и значительно уменьшить объем незавершенного производства. Анализ мирового опыта применения микрологистической системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные — на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции.
Если чрезмерные запасы, находящиеся у поставщика, должны быть аннулированы или уменьшены, тогда задача управления входящими материальными потоками в ЛС становятся критической проблемой. Неудивительно, что возникновение и распространение технологий JIT совпало за рубежом с ростом числа посредников в распределении и логистических компаний, специализирующихся на услугах консолидации входящих потоков.
Посредники могут управлять поставкой материалов и компонентов, используя дистрибутивный центр или грузовой терминал для сортировки и консолидации отправок. Они могут также выполнять определенные логистические операции, повышающие добавленную стоимость товара, например, контроль качества, комплектацию и т.п.
Необходимым условием эффективного использования технологии «Точно в срок» является максимально оперативная связь между клиентом и поставщиком. Необходимо подчеркнуть, что не все решения в рамках JIT могут быть оперативными и уместными. Размеры закупки – не самая важная проблема, оправдывающая применение данной концепции. Иногда большой и, следовательно, предсказуемый спрос будет более выгоден экономически, если работать на основе классических экономических принципов и традиционной схему управления запасами.
Интересно, что распространение JIT и KANBAN оказалось значительно меньшим, чем первоначальный интерес к ним. И этому есть несколько весьма важных причин. Избежать ошибок в ассортименте и срывов сроков поставок очень трудно даже в условиях Японии и США, а каждый такой «сбой» может привести в условиях «точных» технологий к остановке производства. Поэтому приходится держать «горячий запас» в размере не меньше разовой загрузки оборудования, что в условиях крупных производств может оказаться накладно. Поэтому не удается избежать кардинальной статьи затрат – капитальных вложений в складские помещения и оборудование. Однако в некоторых секторах производства, например в малосерийной сборке и строительстве, данная технология распространена, в частности, в большинстве высокотехнологичных компаний: Nortel, Xerox, H, Toyota, Sony. Отрасли, где она применяется, характеризуются малой мощностью обрабатывающих центров, как правило, многоцелевых, стабильностью сборочных спецификаций и технологических карт.
Переменные, которые реально влияют на жизнеобеспечение технологии "Точно в срок" составляют множественную выборку в рамках одной товарной категории (например, множество стилей, форм, и цветов бамперов у автомобилей компании Volkswagen) и стоимость каждого варианта. Обычно чем разнообразнее спрос и выше стоимость, тем более предпочтительной в конкретной синхронизированной поставке становится концепция "Точно в срок"
В качестве примера рассмотрим использование концепции «Точно в срок» компанией Volkswagen.
В конце 1988 года компания Volkswagen запустила два новых сборочных конвейера для модели Passat на заводе в городе Эмден. Компания «Пегюформ», специализирующаяся на производстве комплектующих, была выбрана поставщиком бамперов Passat, готовых для сборки согласно технологии «Точно в срок».
На новом заводе «Пегюформ» в Олденбурге в 50 км от Эмдена план сборки компанией Volkswagen составляется за шесть месяцев да фактического начала работ, он постоянно корректируется, учитывая необходимую форму и цвет бамперов, которые хранятся на складе в 84 вариантах.
За шесть часов до фактической сборки в Эмдене в «Пегюформ» поступает план конечной сборки. Каждые 39 секунд комплект бамперов передается с промежуточного склада в правильной последовательности, чтобы совпасть с конечной сборкой в Эмдене через шесть часов.
Комплекты перемещаются на два сборочных конвейера, где бампер укомплектовывают стальными инкрустациями, лампами и другими приспособлениями. Существует более 300 вариантов комплектации.
Сборочный конвейер выпускает бамперы каждые 78 секунд. Бамперы устанавливаются на специальные поддоны, которые погружаются на грузовики. Как только автомобиль полностью загружен, он отправляется на завод компании Volkswagen в городе Эмден. Загрузку в Олденбурге и разгрузку в Эмдене организуют так, чтобы конечная сборка не прерывалась. С момента разгрузки автомобиля до начала сборки проходит один час.
Предпосылками успешного применения концепции «Точно в срок» в ЛС являются:
ЛС, в которой используют идеологию JIT, является так называемыми «тянущими» системами, в которых заказ на пополнение запасов МР или ГП производится только тогда, когда их количество в определенных ЗЛС достигает критического уровня. Запасы «вытягиваются» по каналам физического распределения от поставщиков или логистических посредников в системе дистрибьюции.
В концепции JIT существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов, компонентов, полуфабрикатов и ГП. Таким образом, никакая продукция не должна быть произведена, и никакие компоненты не будут заказаны до предъявления требований. Этим JIT отличается от традиционной «толкающей» системы, где ГП/НП уже произведены или скомплектованы в ожидании спроса, а их запасы используются в ЛС как «буферы» между функциями и звеньями.
Короткие этапы логистических циклов в ЛС, применяющих идеологию JIT, способствуют концентрации основных поставщиков МР вблизи главной фирмы, осуществяющей процесс производства или сборки ГП. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся надежностью поставок, так как любо сбой может нарушить график производства. В концепции JIT поставщики становятся по существу партнерами производителей ГП.
В реализации концепции JIT ключевую роль играет качество. Японские автомобилестроительные фирмы, внедряя концепцию JIT и систему KANBAN в производство, принципиально изменили подход к контролю и управлению качеством на всех этапах производственного процесса и последующего сервиса. В конечном итоге это вылилось в философию TQM – Total Quality Management (Комплексного управления качеством), которая во всех стратегических и тактических целях фирмы ставит на первое место качество. Концепция JIT позволяет контролировать и поддерживать качество во всех составляющих логистической стратегии компании.
Логистическая технология JITсвязана с синхронизацией всех процессов и этапов: доставки МР, графика производства, поставки ГП потребителям, она требует точной информации и достоверного прогнозирования. Этим объясняются, в частности, и короткие составляющие логистических (производственных) циклов. Для эффективной реализации технологии JIT необходимы надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная поддержка.
Современные JIT технологии в ЛС комбинируются из различных вариантов логистических технологий и модулей автоматизированных производственных систем, таких, как система MRP, DRP, логистических подсистем быстрого реагирования, выравнивания уровней запасов, групповые технологии, превентивное производство, современные системы контроля за циклами управления качеством продукции и т.п. Поэтому в настоящее время принято называть такие технологии JIT 2.
Основными задачами логистической технологии JIT 2 являются максимальная интеграция всех логистических функций фирмы для минимизации запасов в интегрированной ЛС, обеспечение высокой надежности и качества производства и сервиса для максимального удовлетворения потребителей. В системах, основанных на идеологии JIT 2, используются гибкие производственные технологии для выпуска небольших объемов ГП группового ассортимента на базе раннего предсказания покупательского спроса. В настоящее время логистическая технология JIT 2 фактически трансформировалась в технологию APS/SCM.
Что такое система KANBAN?
Возможно, канбан представляет собой наиболее простую в концептуальном смысле систему пополнения запасов, которую тем не менее очень сложно применить на практике. Это обусловлено не самой методологией канбан или ошибками людей, пытающихся ее внедрить. Всему виной излишнее упрощенчество, допускаемое в большинстве изданий, где канбан описывают в лучшем случае как средство визуализации производства, пригодное на все случаи жизни.. и не учитывают препятствий, возникающих перед теми, кто пытается применить этот мощный инструмент совершенствования производства в условиях конкретного предприятия.
Описание системы канбан в литературе обычно сводится к следующему: отгрузка готовой продукции происходит равномерно, производственный процесс организован в том порядке, в котором ведется сборка готовых изделий. Учет изготовления комплектующих осуществляется вручную, а сами изготовленные детали складываются в контейнеры, размещенные в зонах канбан. Пополнение запасов этих деталей запускается в зависимости от спроса на них с помощью специальных карточек канбан, а поставщики комплектующих и материалов поставляют их с такой же регулярностью, как продавцы, разносящие по квартирам свежее молоко. Но в действительности предприятиям, решившим внедрить систему канбан, нередко приходится сталкиваться с отклонениями от идеальной картины, описываемой в книгах.
Наиболее вероятными последствиями несоответствия выбранной системы канбан реальным производственным условиям становится излишние запасы комплектующих одних наименований наряду с дефицитов других, нарушение механизма запуска производства составных частей и деталей с помощью карточек канбан, возникновение перечней изделий, требующих экстренного изготовления (горячие списки- hot list), несвоевременное исполнение заказов потребителей, рост производственных затрат, обусловленный наличием в производственном процессе операций, не создающих добавленной стоимости, но необходимых для поддержания функционирования системы канбан.
Ключевую роль играют также способы внедрения системы канбан на предприятии, ошибки и несоответствия в которых могут иметь как сиюминутные, так и отдаленные негативные последствия. К первым относятся массовые остановки производства, когда система канбан внедрена на уровне комплектующих при сохранении крупносерийной сборки конечной продукции. Примером ошибок, имеющих более отдаленные последствия, может служить распространение системы канбан на изделия, нестабильного спроса: спустя продолжительное время после начала ее внедрения будет возникать дефицит, создающий впечатление необходимости увеличения резервных запасов во всей системе. На самом же деле только для этих изделий, пользующихся неустойчивым спросом, следует организовать альтернативную систему пополнения их запасов.
Методология канбан представляет собой мощный инструмент совершенствования организации производства. При правильной разработке и корректном внедрении с учетом особенностей предприятия она способна существенно повысить его конкурентоспособность. Производство, организованные с использованием методологии канбан, работает ритмично и равномерно. Любой человек, пришедший на предприятие, где она применяется, сразу отметит эффективность работы и не обратит внимания на то, какие именно методы канбан выбраны. Реальными условиями успешного внедрения этой системы служат внимательное изучение особенностей предприятия, выбор методов канбан, наилучшим образом отвечающих его специфике и корректное внедрение системы в целом.
Ключами к созданию эффективной системы канбан служат ее разработка с учетом характеристик конкретного предприятия и правильное внедрение. Такая система не может быть создана копированием увиденного во время экскурсий на другие предприятия или следуя упрощенной информации, предлагаемой в специальной литературе (на различных курсах). Каждому известно, что у самолета есть двигатель, крылья и хвостовое оперение, но подобных знаний явно недостаточно, чтобы построить воздушный лайнер или управлять им.