Учет операций по расчетному счету предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрыть учет операций по расчетному счету предприятий.

Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:

- раскрыть понятие хозяйственных операций в бухгалтерском учете, их принципы;

- рассмотреть порядок открытия расчетного счета в банке, его роль на предприятии;

- изучить правильность учета наличности и операций на расчетном счете.

Содержание

Введение

1.Основные нормативные документы.

2.Сущность расчётного счёта.

3.Порядок открытия и документального

оформления операций по расчетному счету. 4. Порядок учета операций по расчетному счету.

5. Совершенствование учета хозяйственных

операций по расчетным счетам.

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

расчётный счёт2.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

3. Порядок открытия и документального оформления операций по расчетному счету.

         Банк  хранит денежные средства предприятий  на их счетах, зачисляет поступающие  на эти счета суммы, выполняет  распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных  банковскими правилами и договором.

         Формы расчетов между плательщиком и получателем  средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями). Это  способствует ускорению денежного  оборота, предотвращению инфляции, эффективному осуществлению кредитных, расчетных и кассовых операций, обеспечению сохранности денежных средств.

         Каждая  организация вправе открывать в любом банке расчетный счет и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Организациям, имеющим отдельные нехозрасчетные подразделения (магазины, склады, филиалы и др.) вне своего местонахождения, по ходатайству владельца основного счета могут быть открыты расчетные субсчета для зачисления выручки и производства расчетов по месту нахождения нехозрасчетных подразделений. Текущие счета открывают организациям, не обладающим признаками, дающими возможность открыть расчетный счет: производственным (структурным) единицам производственных и научно-производственных объединений; другим хозрасчетным подразделениям организаций, расположенным вне их местонахождения; кооперативам по месту нахождения их филиалов и др. .

  Расчетные счета открываются предприятиями, являющимися юридическими лицами и имеющими самостоятельный баланс. Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения их перечня. В соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. №291 количество расчетных счетов, которое необходимо для осуществления расчетов определяется самим предприятием. Порядок открытия расчетного счета, совершения и оформления операций по нему определяется Центральным Банком РФ. Для открытия расчетного счета организация должна представить в учреждение выбранного ею банка следующие документы:

         - заявление на открытие счета  установленного образца;

         - нотариально заверенные копии  устава организации, учредительного  договора и регистрационного  свидетельства;

         - справку налогового органа о  регистрации организации в качестве  налогоплательщика;

         - копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и Фонд обязательного медицинского страхования;

         - карточку с образцами подписей  руководителя, заместителя руководителя  и главного бухгалтера с оттиском  печати организации по установленной форме, заверенную нотариально. В случае отсутствия в организации должности главного бухгалтера на карточке ставится подпись только руководителя организации .

         В государственных организациях подписи  руководителя и главного бухгалтера могут заверять вместо нотариусов вышестоящие организации. Иностранным юридическим лицам (нерезидентам) рублевые счета могут быть открыты только по месту нахождения их представительств и филиалов в порядке, установленном специальной инструкцией. При временном отсутствии печати у созданной организации руководитель банка разрешает в течение срока, необходимого для изготовления печати, представлять в банк документы без оттиска печати. Каждому открытому счету присваивается номер, о чем делается отметка в уставе предприятия, заверенная печатью банка. Этот номер в дальнейшем указывается во всех документах, связанных с движением денежных средств на расчетном

__________________________________________________

Бухгалтерский учет / Под ред. Ю.А. Бабаева, И.П. Комиссаровой – М.: Юнити Дана, 2005. – 127с 

    счете. При возникновении изменений  в названии предприятия, характере  его уставной деятельности, состава  распорядителей расчетным счетом в  указанную документацию вносятся соответствующие  изменения, а при реорганизации  предприятия (разделении, слиянии и т.д.) – предоставляются новые документы.

         Банковское  расчетно-кассовое обслуживание предприятия  осуществляется по договору между предприятием и учреждением банка, в котором  оговариваются стоимость банковских услуг предприятию, размер начисляемых процентов за хранение денежных средств и другие обязательства сторон. Операции по расчетному счету, как правило, осуществляются на основании письменных распоряжений владельцев счета, оформляемых специальными банковскими документами: внесение наличных денег – по объявлениям о взносе; получение наличных денег с расчетного счета – по денежным чекам; перечисление денег – по платежным поручениям, расчетным чекам, аккредитивам, платежным требованиям.

         С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам.

         Списание  средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной  очередности поступлений документов. При недостаточности денежных средств  на счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским кодексом РФ в соответствии со статьей 855 ГК РФ часть вторая (в ред. Федерального закона от 24.10.97 № 133-ФЗ)) :

         1) по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

         2) по исполнительным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных  средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

         3) по платежным документам, предусматривающим  перечисление или выдачу денежных  средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

         4) по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет;

         5) по исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных  требований;

         6) по другим платежным документам  в порядке календарной очередности.

         Ежедневно или в другие сроки, установленные  по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

         Порядок оформления расчетных документов.

         Расчетные документы должны соответствовать  требованиям установленных стандартов и содержать:

         - наименование расчетного документа;

         - номер расчетного документа, число,  месяц, год его выписки. Число  – указывается цифрами, месяц  - прописью, год - цифрами. На расчетных  документах, заполняемых на вычислительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами;

         - номер банка плательщика; наименование  банка плательщика вместе с  наименованием банка плательщика  в тексте документа может быть  поставлено и его фирменное  обозначение;

         - наименование плательщика, номер его счета в банке;

         - наименование получателя средств,  номер его счета в банке;  наименование банка получателя (в  чеке не указывается), номер банка  - получателя средств.

         Допускается рациональное сокращение наименования плательщика и получателя средств, не затрудняющее работу банков и клиентов;

         - назначение платежа (в чеке  не указывается). Наряду с текстовым  наименованием можно поставить  кодовое обозначение;

         - сумму платежа, обозначенную цифрами  и прописью;

         - на первом экземпляре — подписи  предприятия, независимо от способа изготовления расчетного документа, на первом экземпляре поручения проставляется также оттиск печати. 

         Расчетные документы принимаются банком к  исполнению при наличии подписей, учиненных должностными лицами, имеющими право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке. Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке с образцом подписи, без оттиска печати. Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом. Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы.

         Прием документов от предприятий производится банком в течение дня в зависимости  от времени работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятий в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день. Платежные поручения, платежные требования-поручения выписываются, как правило, с использованием технических средств под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимом для банка и всех участвующих в расчетах сторон. Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.

          Списание средств со счетов плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа (документа, переданного по факсу), если иное не оговорено указаниями ЦБ РФ.

                    Документальное оформление наличных операций

         При операциях с наличными средствами используются: чек денежный и объявление на взнос наличными. Для получения денег со своего расчетного счета в банке предприятию выдается чековая книжка.

           Чек денежный - является приказом предприятия банку о выдаче с расчетного счета предприятия указанной в нем суммы наличных денег, необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Чек выписывается от руки чернилами или шариковой ручкой, при этом Ф.И.О. получателя средств и сумма пишутся с заглавной буквы, обязательно с начала строки, а свободные места в строках прочеркиваются сплошной чертой. Одновременно с заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся у предприятия в чековой книжке и являющийся оправдательным документом. Чек действителен в течение 10 дней с момента его выписки.

          При решении вопроса о выдаче наличных денег на цели, указанные в чеке, банки могут запросить от обслуживаемых предприятий необходимые документы. На каждую полученную в банке сумму бухгалтер выписывает приходный кассовый ордер на имя получателя с указанием номера чека, при этом квитанция прикладывается к выписке банка. Сдача наличных денег в банк оформляется объявлением на взнос наличными, которое выписывается при внесении наличных денег на расчетный счет. В нем проставляются номер расчетного счета, сумма взноса и дата. В подтверждение о получении денег банк выдает плательщику квитанцию, как оправдательный документом

         Документальное  оформление безналичных операций

         Платежи по безналичным расчетам осуществляются в соответствии с «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 9 июля 1992 года. № 14 (Гражданским кодексом Российской Федерации: Ч.3 от 26.11.2001 № 146 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 49.). Безналичные расчеты предприятия могут производиться: платежными поручениями; аккредитивами; чеками; платежными требованиями-поручениями. Безналичные перечисления и выдачу наличных денег банк производит с согласия (акцепта) распорядителя счета или по его поручению.

         Платежное поручение - письменное распоряжение плательщика банку на перечисление суммы денежных средств со своего расчетного счета на счет получателя. Платежными поручениями рассчитываются по взносам с органами страхования и социального обеспечения, при переводе заработной платы на счета работников в Сбербанке, погашении задолженности, по предварительной и последующей оплате счетов за товарно-материальные ценности, выполненные работы и услуги. Поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается).

Информация о работе Учет операций по расчетному счету предприятий