Учет операций по расчетному счету предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрыть учет операций по расчетному счету предприятий.

Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:

- раскрыть понятие хозяйственных операций в бухгалтерском учете, их принципы;

- рассмотреть порядок открытия расчетного счета в банке, его роль на предприятии;

- изучить правильность учета наличности и операций на расчетном счете.

Содержание

Введение

1.Основные нормативные документы.

2.Сущность расчётного счёта.

3.Порядок открытия и документального

оформления операций по расчетному счету. 4. Порядок учета операций по расчетному счету.

5. Совершенствование учета хозяйственных

операций по расчетным счетам.

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

расчётный счёт2.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

           Платежное поручение принимается банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на расчетном счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета. По договоренности сторон платежные поручения могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

          Срочный платеж совершается в следующих вариантах: авансовый платеж (т.е. до отгрузки товара); после отгрузки товара (т.е. путем прямого акцепта товара); частичные платежи при крупных сделках. Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

     В платежном поручении предусмотрены следующие реквизиты: по плательщику и получателю средств - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименование и номер счета в кредитной организации (филиале) или подразделении расчетной сети Банка России, по кредитным организациям - их наименования и места нахождения, банковского идентификационного кода (БИК) и номера счета для проведения расчетных операций. В случае, если плательщиком или получателем является кредитная организация, в полях «Плательщик» или «Получатель» указывается наименование кредитной организации, в полях «Банк плательщика» или «Банк получателя» соответственно наименование кредитной организации указывается повторно. Значение реквизита «Вид платежа» указывается прописью: «почтой», «телеграфом», «электронно».

       Аккредитивная форма расчетов применяется с двух случаях: когда установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчетов в соответствии с положениями о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Особенность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что оплату платежных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

    Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя отделению банка поставщика об открытии специального аккредитивного счета для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Каждый аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком и выставляется на срок, указанный в договоре, который может быть продлен по согласию поставщика и покупателя.

Следует различать следующие виды аккредитивов:

1) покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

2) отзывные  или безотзывные.

  Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента. При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента. Отзывным называется аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств. Исполняющий банк обязан осуществить платеж или иные операции по отзывному аккредитиву, если к моменту их совершения им не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива. Безотзывной аккредитив – это аккредитив, который не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

         Срок  действия и порядок расчетов по аккредитиву  устанавливается в договоре между  плательщиком и поставщиком, в котором  следует указать: наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива; полный перечень и точную характеристику документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к их оформлению, прочие документы и условия. Заявление об открытии аккредитива представляется в количестве экземпляров, необходимом банку плательщика для выполнения условий аккредитива.

         Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товары, представляет реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы в банк. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть представлены поставщиком банку до истечения срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива.

         При нарушении хотя бы одного из этих условий выплаты по аккредитиву не производятся. Не принимаются к оплате реестры счетов без указания в них даты отгрузки, номеров товарно-транспортных документов, почтовых квитанций при отправке товара, номеров или дат приемно-сдаточных документов и видов транспорта, которым отправлен груз при приеме товара представителем покупателя на месте у поставщика. Реестр счетов представляется поставщиком банку в трех экземплярах, из которых первый экземпляр используется в качестве мемориального ордера, третий выдается поставщику в качестве расписки в приеме реестра счетов, а второй - с приложением товарно-транспортных документов и отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику и одновременно отражения по счету «Аккредитивы к оплате».

   Выплата аккредитивов наличными деньгами не допускается. Банки не несут ответственности за последствия задержки или утери в пути каких-либо документов. Закрытие аккредитива в банке поставщика производится:

- по  истечении срока аккредитива;

- по  заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива до истечения срока;

- о заявлению  покупателя об отзыве аккредитива  полностью или частично аккредитив  закрывается или уменьшается  в день получения сообщения  от банка-эмитента, но не более  суммы остатка на счете «Аккредитивы». О закрытии аккредитива посылается уведомление банку-эмитенту.

      Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Отзыв чека до истечении срока для его предъявления не допускается. Это является одним из отличии чека от аккредитива. Чек должен содержать: наименование «чек», включенное в текст документа; поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму; наименование плательщика и указание счета, с которого должен произведен платеж; указание валюты платежа; указание даты и места составления чека; подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя. Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов лишает его силы чека. Чек, не содержащий указание места его составления, рассматривается как подписанный в месте нахождения чекодателя.

         Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий  банк плательщика расчетных и  отгрузочных документов, стоимость  поставленной по договору продукции, выполненных  работ и оказанных услуг. Платежные требования выписываются поставщиком на установленном бланке и вместе с документами направляются в трех экземплярах в банк покупателя, который передает платежное требование плательщику, а отгрузочные документы оставляет в картотеке к счету плательщика. Платежное требование принимается при наличии средств на счете плательщика. Об отгрузке полностью или частично оплатить платежное требование плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течении трех дней. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

4.Порядок учета операций по расчетному счету

     Синтетический учет операций по расчетному счету  бухгалтерия предприятия ведет  на счете 51 "Расчетный счет”. Это  активный счет, по дебету которого записываются остаток свободных денежных средств  предприятия на начало месяца, поступления наличных денег из кассы предприятия, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счета отражаются денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей (услуг) , подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, органам социального страхования и прочим кредиторам, а также суммы, выданные предприятию наличными в кассу.

     Для отражения оборотов по кредиту счету 51 служит журнал-ордер №2. Обороты  по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме  того, контролируются ведомостью №2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета.

     Суммы с одинаковыми корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал-ордер  и в ведомость итогами.

     Обязательное  условие для заполнения регистров  использование одной строки для  каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале ордере №2, так и в ведомости №2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.

     Выписки из расчетного счета служат основанием для учетных записей по счету 51 «Расчетные счета» – счет активный, основной, денежный, остаток показывается во 2 разделе в активе баланса.

         .Корреспонденция счетов по операциям по расчетному счету 
    Д-т К-т Содержание хозяйственных операций 
    51 50 Зачисление на счет средств, сданных из кассы 
    51 57 Зачисление на счет средств, числящихся в пути 
    51 58 Возврат краткосрочного займа заемщиком предприятия 
    51 62 Поступили от покупателей суммы в порядке предоплаты; покупателем погашена дебиторская задолженность 
    51 66, 67 Зачисление кредитов и получение займов 
    51 68 Возврат по расчетам с налоговой службой 
    51 75 Поступление сумм от учредителей 
    51 76 Поступление арендной платы при краткосрочной аренде, поступление кредиторской задолженности 
    51 76-2 Поступление сумм по удовлетворенным ранее выставленным претензиям 
    51 90-1 Поступила стоимость реализуемых продукции, работ, услуг, транспортных расходов и тары, оплачиваемых покупателем отдельно  
    51 91-1 Поступила выручка за реализованные основные средства или нематериальные активы 
    51 91 Поступление сумм в счет безвозмездной помощи 
    51 91 Зачисление доходов по ценным бумагам, поступление доходов прошлых лет, поступление штрафов, пени, неустойки по хоздоговорам 
    50 51 Выданы наличные деньги в кассу 
    55-3 51 Перечислены на депозит временно свободные денежные средства 
    57 51 Перечислены средства для приобретения валюты 
    58 51 Оплачено приобретение ценных бумаг, предоставлены займы 
    60 51 Оплата счетов поставщиков, подрядчиков за все виды поставок ТМЦ, оказанных услуг, работ 
    62 51 Возвращение кредиторской задолженности по несостоявшейся сделке (полностью или частично) 
    66, 67 51 Погашены ссуды и займы 
    68 51 Перечислены налоги бюджету 
    69 51 Перечислен единый социальный налог 
    73 51 Перечислены торговым организациям суммы по товарам, проданным работникам предприятия, суммы, взысканные с виновных лиц, по хищениям и недостачам 
    75 51 Перечислены дивиденды акционерам 
    76 51 Перечислены алименты, арендная плата, за различные мелкие услуги и другая кредиторская задолженность 
    76-2 51 Списание сумм по удовлетворенным претензиям в пользу покупателя, списано в пользу банка при ошибочно зачисленных суммах на расчетный счет по предыдущим выпискам 
    91 51 Уплата пени, штрафов, неустоек, судебные сборы, комиссионные банку при покупке валюты 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

4. Совершенствование учета хозяйственных операций по расчетным счетам .

          С 1 января 2001 года в России действует новый План Счетов Бухгалтерского Учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. №94н.

         План  Счетов Бухгалтерского Учета 2001 является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

         На  основании Плана Счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий План Счетов Бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических  и аналитических счетов (включая  субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации вводить при необходимости вводить дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане Счетов Бухгалтерского учета, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а так же вводить дополнительные субсчета, исключать их или объединять.

         Для более четкого контроля за движением денежных средств, расчетов с покупателями и поставщиками, получения своевременной и упорядоченной информации о деятельности организации, целесообразным введение к счету 51 « Расчетный счет»  следующих субсчетов:

         51.1 – расчеты с постоянными поставщиками

_________________________________

План  Счетов Бухгалтерского Учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства Финансов Российской Федерации  от 31.10.2000 г. №94н.

                        51.2 – расчеты с покупателями

         51.3 – расчеты с бюджетом

     Открытие  данных субсчетов позволяет решать такие задачи как:

     - контроль за соблюдением установленных  правил расчетных отношений и  правильном документальном оформлением  финансово-хозяйственных операций.

Информация о работе Учет операций по расчетному счету предприятий