Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:35, реферат
Современный уровень жизни и уровень экономического, политического и социального развития РФ во многом определен за счет действий, которые реализовывает государство не только внутри своего общества и своей страны, но и вне ее пределов. Политические решения создают новые перспективы для экономических инноваций, а преобразования экономического характера укрепляют, а также стимулируют политические действия. Будущее России в основном зависит от проводимой ею масштабной модернизации внешнеэкономических деятельности и связей. Она напрямую связана с обеспечением национальных интересов государства, и с нац. безопасностью, с закреплением позиций и увеличением влияния России на мировой арене, с применением эффективных преобразований в экономике, с увеличением уровня жизни населения.
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности....5
1.1 Основные принципы внешнеэкономической политики России …………9
1.2 Методы гос. регулирования внешнеэкономической деятельности …….12
1.3 Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики государства……………………………………………………………………......17
Глава 2. Внешнеэкономическая политика России на современном
этапе………………………………………………………………………….....21
2.1 Правовая регламентация внешнеэкономической политики
2.2 Перспективы развития ВЭД РФ……………………………………………23
2.3 Статистические данные внешнеэкономической политики России……...26
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Реферат по экономической теории
на тему «Внешнеэкономическая политика России на современном этапе»
Работу выполнил:
Студент группы 3101-54
Хакимов Ринат Мунирович
Работу проверил:
Горбач Л.А.
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности....5
1.1 Основные принципы внешнеэкономической политики России …………9
1.2 Методы гос. регулирования внешнеэкономической деятельности …….12
1.3 Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики государства…………………………………………………
Глава 2. Внешнеэкономическая политика России на современном
этапе…………………………………………………………………
2.1 Правовая регламентация внешнеэкономической политики
2.2 Перспективы развития ВЭД РФ……………………………………………23
2.3 Статистические данные внешнеэкономической политики России……...26
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Современный уровень жизни и уровень экономического, политического и социального развития РФ во многом определен за счет действий, которые реализовывает государство не только внутри своего общества и своей страны, но и вне ее пределов. Политические решения создают новые перспективы для экономических инноваций, а преобразования экономического характера укрепляют, а также стимулируют политические действия. Будущее России в основном зависит от проводимой ею масштабной модернизации внешнеэкономических деятельности и связей. Она напрямую связана с обеспечением национальных интересов государства, и с нац. безопасностью, с закреплением позиций и увеличением влияния России на мировой арене, с применением эффективных преобразований в экономике, с увеличением уровня жизни населения. Тема реферата очень актуальна по своему содержанию, ведь проанализировав различные стороны и сферы деятельности России в мировом аспекте, у нас появится возможность представить какие-то конкретные выводы и заключения по поводу ее дальнейшего развития. Россия – это огромная великая страна, богатая историческими подвигами и событиями, которые во все века славили ее по всему миру. И на современном этапе хотелось бы видеть ее такой же сильной и авторитетной страной, которая не даст себя в обиду.
Экономические процессы в России достаточно неоднозначны. В первой половине 90-х годов экономика России переживала глубокий спад, который вызвали последствия общего перехода от централизованной экономики к рыночной. В связи с этим Россия начала отставать от многих стран мирового сообщества. Со 2-ой половины 90-х годов началось небольшое восстановление экономики России, но оно характеризовалось не инновационным развитием (усовершенствованием) производства и введение новой системы внешнеэкономического сотрудничества, а применением международных займов на организацию экспорта природных ресурсов, на покупку в других странах товаров общего потребления.
Только с началом 21 века в экономике России начался сильный подъем, возрос уровень жизни населения, начала проявляться финансовая стабильность. Однако возникновение этих положительных результатов в значимой степени связано с благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители.
В таких условиях очень важны политические цели и задачи государства. Они сильно влияют на выбор направлений и определенных партнеров по внешнеэкономическим связям, на характер и масштабы взаимоотношений с другими странами, на формы использования международного сотрудничества в интересах соц.-экономического развития России. Исследование этих моментов взаимодействия политики и экономики во внешней деятельности России имеет актуальное значение. Оно дает нам возможность глубже понять взаимодействие внутреннего развития страны с перспективами ее международной активности, охарактеризовать эффективность внешнеэкономической деятельности с позиции национальных интересов России.
Главная цель реферата – проанализировать собранную информацию о внешних связях, деятельности России на мировой арене, о внешнеэкономической политике России на современном этапе и после детального изучения преимуществ и недостатков Российской экономики дать примерный прогноз развития экономических связей и отношений России в Мировом сообществе в будущих периодах.
Задачей исследования работы являются основные принципы, роль и методы ВЭД, а так же правовая регламентация и перспективы развития.
Объектом исследования реферата является внешнеэкономическая деятельность РФ, которая определяется современной политикой государства.
Предметом исследования выступает воздействие политических интересов и задач страны на внешнеэкономическую политику и деятельность РФ.
Освещенность: мною были использованы
Учебные материалы и учебная литература по теме внешнеэкономической деятельности и мировой экономики
Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08.12.2003
Авторские экономические журнальные статьи, содержащие в себе исследования внешнеэкономических факторов
Ресурсы глобальной информационной сети Интернет
Методы исследования: теоретический, сравнительно-анализирующий и практический
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности
Для того, чтобы исследовать внешнеэкономическую деятельность какого-либо государства или субъекта экономики, надо изначально дать определение самому термину внешнеэкономическая политика. От него мы и будем отталкиваться при описании внешнеэкономической деятельности. Итак, внешнеэкономическая политика - государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.[1] Кроме того, внешнеэкономическая политика решает задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны, регулирует внешнеэкономическую деятельность, отличительным признаком которой является международная купля-продажа товаров и услуг, а также международное перемещение материальных, денежных, трудовых и интеллектуальных ресурсов.
Этот обширный набор инструментов внешнеэкономической политики большинства стран позволяет им оказывать активное влияние как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнюю политику других стран. Этот арсенал инструментов внешнеэкономической политики можно определить как торгово-политический механизм.
Основные направления внешнеэкономической политики государства складываются под воздействием 2 групп факторов. Первая группа относится непосредственно к политической, экономической и военной обстановке на международной арене, и особенно в тех зонах, где сосредоточены стратегические, жизненные интересы государства. Она же складывается в правительственных действиях других стран, в основном, главных партнеров или противников страны; определяется отношением экономических, политических и военных сил основных субъектов экономики, а так же механизмами и принципами функционирования системы международных взаимоотношений как на мировом, так и на региональных уровнях. Вторая группа факторов возможно даже важнее чем первая – внутренние движущие силы и мотивы, которые показывают действия государства за пределами его нац. границ. Так же, важной характеристикой взаимосвязей между внутренними условиями и процессами с одной стороны, и внешней политикой - с другой, является отношение между внешнеполитической стратегией и ресурсами, затраченными государством для ее реализации. Опыт четко выделяет, что установление максимально точных соответствий между целями и потенциалом их воплощения в жизнь является приоритетной задачей организаций, которые разрабатывают внешнюю политику государства и принимают нужные решения.
В том случае, если внешнеполитические ведомства и руководство страны недооценивает свои возможности, то ее внешняя политика в ряде случаев становится излишне пассивной. Но, если, деятельность государства на международной арене и связанные с этими действиями амбиции, не подкрепленные экономическими, политическими и военными ресурсами, то это может привести к внешнеэкономическому и стратегическому «тупику». В этой ситуации имеет место возникновение и наращивание кризисных явлений сначала в экономике, а затем и в политике, которые могут привести, в конце концов, к разрушению режима или даже государства.
Идеологические установки и концепции являются основополагающей для движущих сил внешней политики каждой страны. Однако если взглянуть вместе на анализ формирования стратегических установок и на действия государств на международной арене только для того чтобы выявить их идеологические истоки, то это приведет к значительному сужению предмета исследования. Плюс ко всему, остается актуальным вопрос о природе и происхождении самих идеологий. И, поэтому выстраивая схему взаимодействий внутренних факторов и внешней политики, исследователи часто рассматривают в центре своего анализа национальные интересы, процессы и механизмы их реализации. При этом идеология и представления в основном рассматриваются как выражение определенных интересов. Определенное значение имеют такие интересы, которые называют национальными.
Категория «национальный интерес» занимает центральную область в теории международных отношений и в политической науке в целом в настоящее время. Известна, например, ставшая классической фраза У.Черчилля, которой он охарактеризовал в свое время Россию как «загадку, окутанную тайной и помещенную внутрь головоломки», Черчилль, продолжил свою мысль, подметив: «Возможно, существует ключ к разгадке этой тайны. Этот ключ – российский национальный интерес». Такая трактовка, открывает путь к систематическому исследованию внешнеполитических процессов. Деятельность государства на международной арене становится логичнее, если представить ее как последовательную и согласованную цепочку действий на разных направлениях и в разных регионах, в ходе которых реализуются национальные интересы.
В условиях, когда существуют «группы интересов» с не одноликими представлениями о характере внешнеполитической стратегии государства, некое значение имеет эффективность государственного внешнеполитического механизма, способность к разработке и реализации обоснованной и взвешенной политики, которая учитывает, в разумной степени, стремления основных «групп интересов» и «давления», которая сравнивает их с интересами населения, а также с реальными перспективами государства и общества.
Внешнеэкономическая политика является частью внешнеполитической политики государства, поэтому все вышеизложенное имеет прямое отношение к внешнеэкономической деятельности. Определив свои стратегии, планы и перспективы развития на мировой арене, государство аналогично определяет черты экономического взаимодействия с внешним миром. Ведь никому не секрет, что от политической стабильности государства с другими странами зависят и экономические взаимоотношения.
1.1 Основные принципы внешнеэкономической политики России
Для формирования лаконичной, строгой, четкой и эффективной внешнеэкономической политики необходимо определить ее основные принципы. Так, центральное место во внешнеэкономической политике отдается экономико-правовому регулированию поведения участников внешнеэкономической деятельности, с тем, чтобы оно отвечало общенациональным интересам.
Раньше, в условиях государственной монополии во внешнеэкономической деятельности, когда в СССР была преобладающей государственная собственность, а число участников внешнеэкономических связей не превышало и несколько десятков, практически вся деятельность была сгенерирована в одном центре на базе государственного плана, это и приводило в то время к незаинтересованности производителей в экспорте, к закупкам продукции, в которой никто особо не нуждался, и в результате к огромной массе неустановленного импортного оборудования и другим негативным последствиям.
В условиях изменившейся политической обстановке, перехода к рынку и предоставления всем предприятиям независимо от форм собственности права заниматься внешнеэкономической деятельностью Россия выбрала путь отказа от государственной монополии и связанных с ней форм государственного регулирования. Главная задача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономической политики, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономики и ее последовательной интеграции в мировое хозяйство.
Выбор в России модели “открытой” экономики и либерализации внешнеэкономических связей явился, безусловно, правильным. Однако в формулировке самой сути открытости, определении стратегии и тактики ее достижения с самого начала осуществления реформ не было достаточной ясности и четкости. Сформировалось два подхода, две точки зрения: понимание ее как быстрой “шоковой” либерализации внешнеэкономической деятельности и, наоборот, как процесса, который нужно медленно и поэтапно осваивать и который требует активной, преобразующей роли государства.
В российской политике того времени эти два подхода постоянно смешивались и сталкивались. Меры по “шоковому” открытию внутреннего рынка и либерализации внешнеэкономической деятельности беспорядочно чередовались с жесткими административными мерами, тарифные методы регулирования экспорта и импорта — с нетарифными. Абсолютно не скоординированными были действия в области ценовой, валютной и внешнеторговой политики, а также практические решения, принимаемые различными ведомствами, центрами и регионами. В результате таких манипуляций обострилась иностранная конкуренция на отечественном рынке, которая подрывала позиции российских производителей. Кроме того, очень слабыми оказались их конкурентные силы и возможности на внешних рынках, это приводило к значительному сокращению объемов национального экспорта.
Информация о работе Внешнеэкономическая политика России на современном этапе