Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:35, реферат
Современный уровень жизни и уровень экономического, политического и социального развития РФ во многом определен за счет действий, которые реализовывает государство не только внутри своего общества и своей страны, но и вне ее пределов. Политические решения создают новые перспективы для экономических инноваций, а преобразования экономического характера укрепляют, а также стимулируют политические действия. Будущее России в основном зависит от проводимой ею масштабной модернизации внешнеэкономических деятельности и связей. Она напрямую связана с обеспечением национальных интересов государства, и с нац. безопасностью, с закреплением позиций и увеличением влияния России на мировой арене, с применением эффективных преобразований в экономике, с увеличением уровня жизни населения.
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности....5
1.1 Основные принципы внешнеэкономической политики России …………9
1.2 Методы гос. регулирования внешнеэкономической деятельности …….12
1.3 Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики государства……………………………………………………………………......17
Глава 2. Внешнеэкономическая политика России на современном
этапе………………………………………………………………………….....21
2.1 Правовая регламентация внешнеэкономической политики
2.2 Перспективы развития ВЭД РФ……………………………………………23
2.3 Статистические данные внешнеэкономической политики России……...26
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы………………………
Все эти последствия заставили отказаться от шоковых методов и разрабатывать приближенную к реальным условиям России модель внешнеэкономической политики. Основной формой регулирования иностранной конкуренции на внутреннем рынке становится таможенный тариф на базе одобренного в 1993 г. современного таможенного законодательства России. Это позволяет нашей стране интегрироваться в международную торгово-экономическую систему по общепринятым правилам, открывает ей путь в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) и Всемирную торговую организацию (ВТО). Тем самым существенно расширяются каналы для перенесения через внешнеэкономические связи рыночных методов и механизмов внутрь российской экономики.
Из этого следует, что в сложных отечественных условиях раскрытие национальной экономики за пределами государства на мировой арене должно быть постепенным, селективным и опирающимся на продуманную структурную и промышленную политику, сочетая в себе меры либерализации и протекционизма.
Поэтому в основе внешнеэкономической политики России лежит по крайней мере четыре принципа:
1. преобразующая деятельность государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под которую подстраивается внешнеэкономическая политика страны, включая ее таможенный инструменты и режим для иностранных инвестиций;
2. изменение внешнеэкономической деятельности российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к внешнеэкономической деятельности как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;
3. четкое разделение функций осуществления ВЭП между ветвями власти, ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами;
4. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью внешней политики Российской Федерации. Создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке – это одна из центральных задач российской внешней политики.
1.2 Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Государство использует различные методы регулирования внешнеторговой деятельности. Все методы можно классифицировать следующим образом[2]:
Экономические[3]: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).
Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).
Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование внешнеэкономической деятельности (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию внешнеэкономической деятельности (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.
Таможенно-тарифное регулирование
Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Этот метод регулирования основан на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка
Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.
Существует и экспортный таможенный тариф, он представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, которые обладают исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках.
Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза. Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.
Россия, как и многие другие страны, предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.
Нетарифное регулирование
Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. В общем, это комплекс административных и экономических мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, который препятствует ввозу иностранных товаров на внутренний рынок страны с целью протекционистской политики, либо охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также вывозу товаров, исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств РФ.
К действующим в настоящее время нетарифным методам относят такие экономические методы, как:
1. Налоговые методы - все виды платежей при таможенном оформлении сделки помимо таможенных пошлин:
- НДС
- Акцизы
- Таможенные сборы
- Валютный курс и т.д.
Помимо экономических, государство применяет также административные методы нетарифного регулирования:
1. Количественные ограничения экспорта и импорта
- Квотирование
Экспортная квота - экономический показатель, характеризующий значимость экспорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции. Экспортная квота рассчитывается как отношение объема экспорта в натуральном или стоимостном выражении за определенный период к объему внутреннего производства соответствующей продукции за этот период (в процентах).[4]
Импортная квота - экономический показатель, характеризующий значимость импорта для национального хозяйства, для отдельных отраслей и производства, по различным видам продукции. Импортная квота исчисляется в ценностном или натуральном выражении за определенный период в виде отношения объема импорта к объему внутреннего потребления.[5]
- Лицензирование
Это метод ограничения ввоза или вывоза товара, при котором государство выдает лицензии. Эта лицензия представляет собой разрешении на импорт или экспорт и выделяется в отдельный перечень товаров.
- Контингентирование
Это особый вид лицензирования, который предполагает ограничение номенклатуры товаров по импорту или экспорту в пределах количественных или стоимостных квот, которые устанавливает государство на определенный промежуток времени. В настоящее время в РФ не применяется.
Запретительные ограничения:
Это запрет вывоза или ввоза определенных товаров – законодательно может устанавливаться исходя из национальных интересов страны; эмбарго на торговлю с отдельными странами.
2. Контроль качества
Это все возможные сертификаты соответствия: технические, фармакологические, ветеринарные, экологические, фитосанитарные и т.д.
3. Валютный контроль
Это система уполномоченных банков-агентов валютного контроля, паспорт сделки, комплексная информационная система валютного контроля.
Подводя итог, можно сказать, что применяемая система нетарифных методов регулирования обеспечивает прямое и сильное воздействие на внешнеторговую деятельность. Эффективность и слаженность внешнеторговой деятельности необходима любому государству, а особенно России. Ведь в условиях мирового финансового кризиса, который господствует в данный момент в мире, очень важно грамотно регулировать внешнеторговые операции. Так же эти методы регулирования должны дополняться активностью государства в данном процессе и созданием благоприятных условий для реализации национальных интересов на внешних рынках.
1.3 Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики государства
ВЭП является важнейшим инструментом, обеспечивающим прогресс любой нац экономики[6]. Существуют 2 различные модели. Первая сориентирована на установлении открытой экономики, которая тесно связана с мировым рынком, с преобладанием экспортных отраслей. Вторая же модель направлена на поддержание замкнутого хозяйства с высокими таможенными барьерами и с преобладанием производства, которое замещало бы импорт.
На сегодняшний день есть и такие государства, которые даже с большой территорией, многочисленным населением, множеством ресурсов, могут развиваться без постоянных и масштабных экономических связей с другими странами. Но все же разнообразные потребности национальных экономик в большей степени удовлетворяются за счет ввоза из-за рубежа.
Мировой опыт говорит о попытках эффективного решения проблем насыщения внутреннего рынка только за счет собственного производства. Но все эти попытки обречены на провал. Потребности человека столь разнообразны, что не могут быть удовлетворены в рамках так сказать “натурального хозяйства”, отстраненного от мировых рынков. Создание и становление закрытой экономики, как правило, повлечет за собой производство огромного количества товара, рассредоточенного по многим отраслям и нац предприятиям-монополистам.
Плюсом вхождения в мировую экономику является тот факт, что под определенным влиянием конкуренции извне увеличивается производительность национальных компаний. Потребители остаются в выигрыше, т. к. увеличивается перспектива выбора товаров и услуг, снижается цена на товар из-за углубления специализации и увеличения международной конкуренции. Практика также показала, что открытая экономика обладает большими возможностями приспособления к ненужным внешним сотрясениям (кризисы и пр.) и в меньшем количестве случаев допускает неразумное использование ресурсов. Помимо этого (что приоритетно для динамично развивающихся экономик) увеличение экономического пространства исключает проблему суживания внутреннего рынка и позволяет отправить невостребованный в государстве поток инвестиций в иные страны и регионы.
Какова же роль внешнеэкономических связей в развитии экономики? Ну для начала стоит заметить, что через ВЭС обеспечивается поставка отсутствующих или недостающих в стране производственных средств – автомобилей, оборудования, приборов, инструментов, а также сырья для переработки и конструктивных материалов для производственного использования.
Закупка в других странах новейших машин, оборудования и приборов ускоряет внедрение в производство последних достижений НТП, заметно более прогрессивных технологических процессов и решений, что приводит к росту производительности труда, повышению качества продукции и в конечном итоге увеличению выпуска добротных товаров как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
Но все же, положительное воздействие импорта техники и технологии на производство обеспечивается лишь в случае, когда покупается действительно совершеннейшее, передовое оборудование, и если прибывший товар находит быстрое и максимально выгодное применение, а не захламляет склады, что приводит в результате к раритетному состоянию этих товаров.
Существенное воздействие на производство оказывает и экспорт. Он увеличивает возможности сбыта, позволяет увеличивать количество произведенной продукции и соответственно делает более дешевой себестоимость товара, а так же повышает эффективность. Поставки продукции на внешний рынок вынуждают изменять структуру производства, делать ее более рациональной с учетом международного разделения труда.
Использование удобных условий производства по сравнению с другими странами позволяет получать дополнительную выгоду и ощутимую прибавку к нац доходу при реализации на внешнем рынке. Ставки на экспорт дают мощный толчок для вовлечения в хозяйственную деятельность природных ресурсов, активизирующих экономическую жизнь страны. Высокие требования мировой арены к качеству наталкивают производителей экспортируемого товара на распространение более высокотехнологичных условий. Товар, который получил признание на мировой арене, тот товар, который выдержал там жесткую конкуренцию с изделиями других стран, становится примером высокого качества и на внутреннем рынке.
Информация о работе Внешнеэкономическая политика России на современном этапе