Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:35, реферат
Современный уровень жизни и уровень экономического, политического и социального развития РФ во многом определен за счет действий, которые реализовывает государство не только внутри своего общества и своей страны, но и вне ее пределов. Политические решения создают новые перспективы для экономических инноваций, а преобразования экономического характера укрепляют, а также стимулируют политические действия. Будущее России в основном зависит от проводимой ею масштабной модернизации внешнеэкономических деятельности и связей. Она напрямую связана с обеспечением национальных интересов государства, и с нац. безопасностью, с закреплением позиций и увеличением влияния России на мировой арене, с применением эффективных преобразований в экономике, с увеличением уровня жизни населения.
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности....5
1.1 Основные принципы внешнеэкономической политики России …………9
1.2 Методы гос. регулирования внешнеэкономической деятельности …….12
1.3 Роль внешнеэкономической деятельности в развитии экономики государства……………………………………………………………………......17
Глава 2. Внешнеэкономическая политика России на современном
этапе………………………………………………………………………….....21
2.1 Правовая регламентация внешнеэкономической политики
2.2 Перспективы развития ВЭД РФ……………………………………………23
2.3 Статистические данные внешнеэкономической политики России……...26
Заключение……………………………………………………………………35
Список литературы………………………
Свое влияние на структуру производства и качество оказывают также цены мирового рынка, так как они выступают неким эталоном среднемирового уровня затрат на выпуск того или иного товара. Основные тенденции движения цены позволяют нам делать выводы о том, какие виды отраслей и какие товары более выгодны с учетом мирового отношения спроса и предложения, а что было бы целесообразнее заменить импортом, так как нац условия производства менее благоприятны чем условия в других странах.
Неоднозначное положительное воздействие внешние экономические связи оказывают и на улучшение научно-технического прогресса. Оно происходит не только через ввоз новейшей техники и технологии, но и путем проведения общих научных разработок, выполнения исследований, проектов, изготовления образцов оборудования, машин и материалов. Это проводится в рамках как международных, так и двусторонних программ национальными и международными научными и производственными коллективами.
Так же значимым является участие ВЭС в обеспечении населения государства промышленными товарами общего потребления и продовольственными запасами. Оно происходит как путем купли за рубежом и ввозом машин, оборудования и технологий для строительства новых и технически переоснащенных существующих предприятий, которые выпускают эти товары, и недостающего сырья, так и импорта уже изготовленных изделий и продуктов питания.
Помогая оснащению производственных предприятий более новой техникой, введению передовой технологии и опыта, и более разумной структуры производства, освоению природных ресурсов, повышению качества выпускаемой продукции, уменьшая время на организацию выпуска новых изделий, ВЭС вносят огромный вклад в повышение эффективности производства и всей внешнеэкономической политики в целом. Основная выгода от них приходит за счет экономии общественных затрат (труда, средств и времени), создания более благоприятных условий для производства и экономической жизни в стране.
Однако выгодность, эффективность и целесообразность внешних экономических связей этим не ограничиваются. Значимое увеличение нац дохода они дают в результате выгодного обмена на мировом рынке в силу различий в условиях производства в разных странах и, соответственно, в национальных затратах на выпуск таких же товаров (или субститутов). Страна забирает выгоду в том случае, когда ее затраты на собственное производство товаров, поступающих из-за рубежа, больше или превысили бы затраты при организации их выпуска, чем издержки по экспорту товаров, необходимых для оплаты импорта (экспортного эквивалента).
Глава 2. Внешнеэкономическая политика России на современном этапе
2.1 Правовая регламентация внешнеэкономической политики
Основными нормативными актами в этой сфере являются[7]:
1. Таможенный кодекс РФ, принятый Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 июня 1993 г. N 5221-1. Кодекс является базовым документом, регулирующим все основные вопросы, связанные с прохождением товаров через таможенную границу РФ. На его основе издаются законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, а также ведомственные нормативные акты в пределах их полномочий, например, акты Государственного таможенного комитета РФ, Центрального банка РФ.
2. Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".
3. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе".
Конкретные ставки таможенного тарифа устанавливаются на основе этого Закона постановлениями Правительства РФ.
4. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле". В нем регулируется контроль экспорта оружия массового поражения и средств его доставки.
5. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
6. Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Среди защитных мер в Законе предусмотрено применение антидемпинговых и компенсационных мер.
7. Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с дополнениями).
Среди нормативных актов исполнительной власти следует отметить следующие:
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Инструкцию Центрального банка РФ N 86-И и Государственного таможенного комитета РФ N 01-23/26541 от 13 октября 1999 г. "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров". В ней речь идет о порядке оформления паспортов экспортных сделок;
Инструкцию Центрального банка РФ N 30 и Государственного таможенного комитета РФ N 01-20/10538 от 26 июля 1995 г. "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары". В Инструкции предусмотрен порядок оформления паспортов импортных сделок;
"Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок". Утвержден Министерством внешних экономических связей РФ N 10-83/3225, Государственным таможенным комитетом РФ N 01-23/21497 и Министерством финансов РФ N 01-14/197 3 декабря 1996 г. В этом документе регулируется порядок оформления паспортов бартерных сделок.
Источники материального права Российской Федерации
Они состоят из двух частей: национальное право РФ и международные договоры РФ как часть национального права.
Национальное материальное право РФ
Главным источником национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:
внешнеэкономические отношения РФ;
международные договоры РФ;
судоустройство, гражданское, гражданско - процессуальное и арбитражно - процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
федеральное коллизионное право.
2.2 Направления внешнеэкономических связей РФ
На сегодняшний день в России реализуется политика либерализма (т.е. свобода торговли). Либерализм — внешнеторговая политика, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров. Они не взимают импортные и экспортные пошлины, не применяют какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот. Такую политику обычно проводят страны с высокой эффективностью национального хозяйства. В этом случае местные предприниматели не только выдерживают иностранную конкуренцию, но и преодолевают протекционистские таможенные барьеры, расширяя доступ своих товаров на мировой рынок.
В основном, страны стремятся проводить гибкую внешнеторговую политику. Они последовательно используют методы протекционизма и сохраняют элементы либерализма, устремив свои взгляды при этом на обеспечение благоприятных условий в экономических связях с другими странами: с ними заключаются соглашения, которые содержат пункты о обязательствах в области внешнеторговой политики.
Перспективы дальнейшего развития[8] российской экономики по-прежнему определяются в основном конъюнктурой цен на углеводородное сырье. К примеру, в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2008- 2010 гг. приросты важнейших макропоказателей за 2007-2010 гг. существенно различаются по вариантам изменения цен на нефть марки «Urals» (от 39 долл./барр. до 62 долл./барр.). Зависимость социально-экономического развития России от динамики мировых цен на нефть сильнее, чем от экономической политики и институциональных реформ.
Еще один аспект, это тот факт, что «сырьевая» модель экономики не может обеспечить нормального развития страны потому что запасы полезных ископаемых со временем иссякают, а нахождение новых месторождений требует более высоких инвестиционных вложений. Официальные же данные о запасах нефти и газа, как бы это странно ни звучало, отсутствуют. По данным ООО «Газпром», в 2005 г. запасы газа составили 47,7 трлн. куб. м (27,9% мировых запасов). В этом году впервые за много лет прирост запасов перекрыл объем добычи газа. Более десятилетия Россия «проедала» запасы нефти и газа, оставшиеся от СССР. При этом, как нам казалось, огромные запасы углеводородов становится все дороже и труднее добывать. Вероятно, что в ближайшие десятилетия Россия столкнется с уменьшением добычи нефти и газа, а прогнозы ее роста останутся лишь призрачными и заоблачными. Поэтому в настоящее время важнейшей задачей экономической политики является трансформация «нефтедолларовых» рентных доходов в активы, приносящие прибыль, независимо от цен на нефть.
Что так же не менее важно, «сырьевая» модель экономики не приемлема тем, что высокий рост экспорта сырья благодаря росту его добычи или цен на рынках влечет за собой экономический парадокс, известный как «голландская болезнь». Ее сущность в том, что рост добычи и экспорта сырья в минерально-сырьевом секторе приводит к перемещению ресурсов труда и капитала из торгуемого сектора в неторгуемый несырьевой сектор. В России «голландская болезнь» пока что проявляется в «мягкой форме», а именно – в отставании роста обрабатывающих производств по сравнению с ростом ВВП. Динамика выпуска промышленностью несырьевых торгуемых продуктов во многом объясняется изменением реального курса рубля. В конце 2006 г. реальный курс рубля к доллару на 13% превысил уровень конца 1997 г. К концу августа это превышение возросло до 20%.
И наконец еще одним не мало важным аспектом является нехватка «сырьевой» модели экономики в недостаточно быстром научно-техническом прогресс (НТП). И вправду, он является главным источником современного экономического роста. В сырьевом секторе состав продукции значительно не меняется, а употребление новых технологий связано с созданием новых машин, оборудования, транспортных средств, реагентов, методов разведки и бурения скважин и т.д. т.е. без НТП в торгуемом секторе страна вынуждена эти технологии импортировать. Получая ренту, страна-экспортер сырья в то же время вынуждена платить «интеллектуальную ренту» странам – технологическим лидерам.
Можно сделать вывод: если ничего не изменять в ВЭД России, то завтрашний день нашей экономики будет так же бесперспективен, как сырьевой придаток стран Запада. Однако наверняка как то можно избежать такую ситуацию. Для начала, нужно сменить модель экономического развития. Затем обновить макроэкономическую политику. Нужно перестать девальвировать рубль, привлекая капиталы из-за рубежа. Это ослабит «голландскую болезнь». Нужно прекращать практически бесплатное кредитование западных стран и начать вкладывать гос средства в реальные активы. Обеспечив отток спекулятивного капитала из России и заместив иностранные займы российских госкомпаний бюджетными кредитами, можно не увеличивая инфляцию, инвестировать средства Фонда национального благосостояния в развитие российского машиностроения к примеру. Можно вкладывать нефтяные доходы внутри страны, тем самым замедляя инфляцию: в высокотехнологичные инвестиционные проекты; в создание компаний на высокомонополизированных рынках; в расширение «узких мест», порождающих структурную инфляцию (например, в развитие цементной промышленности); в отрасли, в которых улучшатся конкурентные преимущества в случае падения цен на нефть. На данный момент стране нужно заострить свое внимание на строительстве и модернизацию российских авиастроительных или автомобильных заводов, вкладывая инвестиции в приобретение их акций или в создание новых компаний с полным циклом производства, не занимающихся лишь «отверточной» сборкой.
2.3 Статистические данные внешнеэкономической политики России
Внешнеторговый оборот в январе-марте 2010 г. составил 136,6 млрд. долларов США. Увеличение товарооборота на 42,7% по сравнению с январем-мартом 2009 г. объясняется сниженным уровнем объемов экспорта и импорта в январе-марте позапрошлого года.
Восстановление экономического роста в ведущих промышленно развитых странах со стороны стран ОПЕК и ее сокращения в некоторых нефтедобывающих странах (Норвегии, Великобритании, Мексики) поспособствовали сформированию довольно завысоких мировых цен на нефть в I кв2010 года. Кроме того, на прошедшей в марте 2010 г. конференции ОПЕК была дана установка о сохранении неизменными квот добычи нефти, установленных для стран-членов данной организации[9].
В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 66,8%, импорта — 33,2 процента.
Увеличение стоимости экспорта товаров увеличилось почти в 1,6 раза по сравнению с январем-мартом 2009 года, связано это в основном с ростом мировых цен на экспортируемые нашей страной основные товары и, прежде всего, на нефть.
Таблица 2.1 Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса) (в млрд. долл. США)
| январь — март 2009 г | январь — март 2010 г. | ||||
|
| в том числе со странами |
| в том числе со странами | ||
| Всего | Дальнее зарубежье | СНГ | Всего | Дальнее зарубежье | СНГ |
Внешнеторговый оборот | 95,7 | 82,2 | 13,5 | 136,6 | 118,2 | 18,4 |
темпы роста в % | 56,2 | 56,4 | 55,1 | 142,7 | 143,8 | 136,3 |
Экспорт | 57,3 | 48,3 | 9,0 | 91,3 | 79,4 | 11,9 |
темпы роста в % | 52,0 | 51,4 | 55,3 | 159,4 | 164,3 | 133,1 |
Импорт | 38,5 | 33,9 | 4,6 | 45,3 | 38,8 | 6,5 |
темпы роста в % | 63,9 | 65,4 | 54,8 | 117,7 | 114,4 | 142,4 |
Сальдо | 18,8 | 14,4 | 4,4 | 46,0 | 40,6 | 5,4 |
темпы роста в % | 37,6 | 34,2 | 55,7 | 244,9 | 282,1 | 123,5 |
Информация о работе Внешнеэкономическая политика России на современном этапе