Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – дать представление об историческом становлении рекламной деятельности в культуре, ее социально-психологических, экономических и эстетических предпосылках.
Задачи исследования – выявить основные предпосылки рекламы. Главной задачей является понимание важности рекламы в нашей жизни, ознакомление с источниками развития рекламы. Ведь настоящая реклама может очень многое. Она может эффективно продавать товары и услуги, выигрывать крупные контракты, привлекать новых партнеров и дилеров, выводить на международный рынок. Хорошая реклама может делать большие деньги, а на деньгах сейчас держится многое. Поэтому эта тема очень актуальна для рассмотрения.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Афиша и вывеска XVIII-XIX века…………………………………….6
Лубочные традиции в российской рекламе………………………………6
Начало живописных и рукописных вывесок……………………………11
Конклюзии и начало печатных афиш……………………………………14
2 Плакатная реклама в России на рубеже XIX-XX века………………….20
Плакатная реклама в России к. XIXв…………………………………...20
Плакатная реклама в России н. XXв……………………………………22
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..28
Приложения ……………………………………………………………………30
Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородского государственного технического университета»
Дзержинский Политехнический Институт
"Кафедра общественных
наук"
КУРСОВАЯ РАБОТА
студентки 2 курса дневного отделения
по курсу «Теория и практика связей с общественностью»
группы 09-СсО
Репеты Юлии Константиновны
на тему
«История развития плакатной рекламы
в России XVIII-XX вв.»
Научный руководитель
старший преподаватель кафедры СОМиК
Шелеп И.А.
Дзержинск, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Афиша и вывеска XVIII-XIX века…………………………………….6
2 Плакатная реклама в России на рубеже XIX-XX века………………….20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..28
Приложения
……………………………………………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Слово реклама происходит от французского слова «reclame», которое в переводе означает «выкрикиваю». Сама реклама служит для того, чтобы оповестить различными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или услугах и их потребительских свойствах, и направлена на потенциального потребителя, оплачивается спонсором и служит для продвижения его продукции и идей. Реклама является частью коммуникационной деятельности фирмы, наряду с паблисити и стимулированием сбыта[19]. Реклама необязательно навязывает товар покупателю. Иногда она просто заставляет вспомнить последнего конкретную марку или название товара (услуги), когда он делает свой выбор. В начале потребитель решает, из чего выбирать, а уже затем – какой марке отдать предпочтение, на основе своего представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной марки товара (услуги).
Реклама – яркое явление современности: всепроникающее, вездесущее. Замысел курсовой работы – подойти к рекламе с несколько иной стороны, заглянуть в исторические глубины этого рода творчества. Это нужно для того, чтобы понять, откуда вообще появилась реклама, что послужило причиной рекламирования каких-либо продуктов, вещей, изделий, событий. Почему люди стали нуждаться в рекламе, в чем ее изюминка, как она развивалась, как забрасывала свои корни в глубь земли, и, наконец, как обрела основание и стала подниматься выше и выше. Развитие и историю рекламы можно сравнить с ростом дерева. Как дерево растет, зеленеет, становится ярче, шире, так и реклама раскидывает свои ветви по разным направлениям, разным слоям общества, разным сферам жизнедеятельности.
Можно выделить четыре основные группы рекламы: устную, изобразительную, письменную и печатную рекламу. Пристальное внимание обращается на ведущие жанры рекламного творчества, каковыми являются: объявление (устное, письменное, печатное), афиша (письменная, печатная, гравированная), «летучий листок», содержащий, как правило, развернутый рекламный текст, часто – с иллюстрациями (письменный, печатный, гравированный), проспект (письменный и печатный), лубочные варианты рекламы, плакаты, витринный и выставочный жанры.
Исследований,
целенаправленно посвященных
Значительно серьезнее исследование В. Уперова «Реклама – ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы», вышедшее в 1932 г. Автор анализирует процесс развития европейской рекламы, поэтому фактам российской истории уделено второстепенное место.
В течение последнего десятилетия на волне практического интереса к рекламе появился ряд работ по истории отечественной рекламы. Так, в 1994 году вышла в свет книга В.В. Ученовой и Н.В. Старых «История рекламы. Детство и отрочество», которая явилась последовательным и систематизированным очерком истории отечественной рекламы с древнейших времен до конца XIX века. Эта книга определила подходы к истории рекламы, наметила основные пути исследования – в этом ее главная ценность. Кроме того, исследование московских ученых содержит большое число фактов истории отечественной рекламы.
Следующим шагом в изучении истории российской рекламы стала брошюра екатеринбургской исследовательницы Л.П. Макашиной – «Русская реклама. Отечественная практика. (1703-1918)» (1995). Новое издание В.В.Ученовой и Н.В. Старых – учебник «История рекламы» (1999) – стало логическим продолжением книги «История рекламы. Детство и отрочество». Таков немногочисленный ряд специальных исследований по истории рекламы. Однако есть немало интересных работ, рассматривающих отдельные явления рекламы – афишу, вывеску, торговую марку и т.п. – в исторической ретроспективе.
Цель курсовой работы – дать представление об историческом становлении рекламной деятельности в культуре, ее социально-психологических, экономических и эстетических предпосылках.
Задачи
исследования – выявить основные предпосылки
рекламы. Главной задачей является понимание
важности рекламы в нашей жизни, ознакомление
с источниками развития рекламы. Ведь
настоящая реклама может очень многое.
Она может эффективно продавать товары
и услуги, выигрывать крупные контракты,
привлекать новых партнеров и дилеров,
выводить на международный рынок. Хорошая
реклама может делать большие деньги,
а на деньгах сейчас держится многое. Поэтому
эта тема очень актуальна для рассмотрения.
1 Афиша и вывеска XVIII-XIX века
Значительный вклад в этот процесс внесли народные картинки - лубки (см. Приложение 1.1 и 1.2.). Первое упоминание о них относится к началу XVII в., когда в царских палатах уже имелось несколько десятков таких потешных листов. Царь Алексей Михайлович любил забавляться этими картинками и передал свою склонность своим детям.
Лубки называли вначале «фряжскими» - т.е. итальянскими, иноземными, так как техника исполнения была перенята у европейцев. В основе их лежит ксилография, искусство создания гравюр на дереве ксилографии (см. Приложение 1.4). Подобно западным образцам, русские народные картинки посвящены были как серьезным - религиозным и политическим - так и развлекательным, «потешным» темам. Наиболее часто встречались среди них эпизоды из басен и сказок, батальные сцены, злободневные сатирические сюжеты.
Постепенно «потешные» листы обогащались надписями, которые становились все более развернутыми и обстоятельными. Лубки входили в каждый дом - от царских палат до убогих крестьянских изб. Это был один из ранних прорывов печатной массовой культуры в повседневный русский быт. Лубки в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях. Неудивительно, что рекламная функция занимала в лубочной продукции не последнее место. С развитием российского экономического рынка она стала успешно использоваться для коммерческой рекламы.
У доходчивости «потешных» листов имелась и обратная сторона: грубость некоторых рисунков и текстов, как внешняя, так и содержательная. Власти пытались препятствовать распространению дурного вкуса, насаждая идеологическую цензуру. В 1674 году глава православной церкви запретил «покупать такие листы, как печатали немцы, еретики, литеры и кальцины, по своему проклятому мнению».» [16;8]
Тем не менее мастерство лубка продолжало развиваться. Немало сатирических стрел «потешные» картинки, как и журналистика XVIII века, выпускали по модникам и модницам. Однако наряду с этим были и листы, рекламировавшие иноземную модную продукцию. Вот, к примеру, лист № 421 из собрания лубков Д. А. Ровинского, озаглавленный «Французский магазин помады и духов». Рисунок изображает стол, на котором множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает: «Французское ли это?» И слышит в ответ: «0, мсье! Самое свежее!»" [14;430]
Призывный смысл этого лубка очевиден. Перед нами образец наглядной торговой рекламы.
«По монаршему изволению лубочные мастера начали настойчивое внедрение в русский быт табака. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, курение табака запрещалось под страхом смертной казни; при отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, к курильщикам применяли телесные наказания. Петр же и тут решил догонять Европу. Подобно тому, как в Англии в XVII в. пресса рекламировала чай, кофе и шоколад, в России лубки XVIII в. популяризировали табак. В коллекции Д. А. Ровинского представлены образцы. Вот, скажем, компания нюхающих табак из восьми человек с довольными лицами. И подпись: «Иностранные народы нюхают табака разные манеры, нас табак забавляет и глаза наши исцеляет».
Полноценный рекламный характер имеет подборка лубочных картинок, призванная уменьшить опасность эпидемии оспы. Листки эти пропагандировали необходимость прививок и пользовались богатым набором рекламных средств. На одной из картинок изображены были две крестьянки: одна здоровая, румяная, пригожая, другая - обезображенная оспой. К подолу каждой из них прильнули по трое ребятишек. Далее идут стихи:
«Какой позор рябым уродливым мальчишкам,
Смотрите, как они хорошим ребятишкам
Дурными кажутся и как от них бегyт,
Товарищами их в игрушку не зовут,
С уродами ж играть как будто все боятся
И так спешат от них скорее прочь убраться». [14;339]
Серия картинок завершалась летучим листком, в котором подробно излагались наставления о прививании оспы.
Множество лубков посвящалось религиозной тематике, в том числе и борьбе с раскольничеством (разъяснялся смысл крестного знамения сложением трех, а не двух, как в старообрядчестве, перстов; необходимость обривать бороды и т.п.). Размышляя о функциях религиозных лубков, Д. А. Ровинский замечает: «Виды монастырей служили в то же время и рекламами для сбора на монастырское строение и посылались в подарок от архимандрита или строителя тороватому купечеству с такими, например, надписями: «Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?» или: ««Господи! Источи из очей моих неиссякаемый источник слез о моем окаянстве (...), да искуплю добром грехи мои! » [14;317]
Покаяние ради спасения души - призыв, который постоянно звучит в русской культуре XVII-XVIII веков. Традиция обязывала предоставлять право покаяния даже закоренелым преступникам, разбойникам и убийцам. Обряд покаяния нередко бывал организован как массовое зрелище, имевшее целью как назидание, так и устрашение. Об одном из таких случаев повествует лубок, распространявшийся в мае 1767 г. в связи с покаянием двух убийц - мужа и жены Жуковых. Листок изображал преступников, закованных в кандалы, с зажженными свечами на фоне Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Далее следовал текст, объявлявший о порядке проведения этой акции. В нем, в частности, говорилось: «Повестить за сутки во всем городе от полиции, в который день, какого часа и в которой церкви сеи злодеи исповедать будут всенародное свое покаяние». [16;78]
Информация о работе История развития плакатной рекламы в России XVIII-XX вв