История развития плакатной рекламы в России XVIII-XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 00:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – дать представление об историческом становлении рекламной деятельности в культуре, ее социально-психологических, экономических и эстетических предпосылках.
Задачи исследования – выявить основные предпосылки рекламы. Главной задачей является понимание важности рекламы в нашей жизни, ознакомление с источниками развития рекламы. Ведь настоящая реклама может очень многое. Она может эффективно продавать товары и услуги, выигрывать крупные контракты, привлекать новых партнеров и дилеров, выводить на международный рынок. Хорошая реклама может делать большие деньги, а на деньгах сейчас держится многое. Поэтому эта тема очень актуальна для рассмотрения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Афиша и вывеска XVIII-XIX века…………………………………….6
Лубочные традиции в российской рекламе………………………………6
Начало живописных и рукописных вывесок……………………………11
Конклюзии и начало печатных афиш……………………………………14
2 Плакатная реклама в России на рубеже XIX-XX века………………….20
Плакатная реклама в России к. XIXв…………………………………...20
Плакатная реклама в России н. XXв……………………………………22
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы…………………………………………..28
Приложения ……………………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Репета Ю. курсовичок.doc

— 657.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Нижегородского государственного технического университета»

Дзержинский Политехнический Институт

"Кафедра общественных наук" 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

студентки 2 курса дневного отделения

по курсу  «Теория и практика связей с общественностью»

группы 09-СсО

Репеты  Юлии Константиновны

на тему «История развития плакатной рекламы  в России XVIII-XX вв.» 
 
 
 
 
 

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры СОМиК

Шелеп И.А.  
 
 
 

Дзержинск, 2010

      ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Афиша и вывеска XVIII-XIX века…………………………………….6

    1. Лубочные традиции в российской рекламе………………………………6
    2. Начало живописных и рукописных вывесок……………………………11
    3. Конклюзии и начало печатных афиш……………………………………14

2 Плакатная реклама  в России на  рубеже XIX-XX века………………….20

    1. Плакатная реклама в России к. XIXв…………………………………...20
    2. Плакатная реклама в России н. XXв……………………………………22

Заключение………………………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………………..28

Приложения ……………………………………………………………………30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Слово реклама происходит от французского слова «reclame», которое в переводе означает «выкрикиваю». Сама реклама служит для того, чтобы оповестить различными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или услугах и их потребительских свойствах, и направлена на потенциального потребителя, оплачивается спонсором и служит для продвижения его продукции и идей. Реклама является частью коммуникационной деятельности фирмы, наряду с паблисити и стимулированием сбыта[19]. Реклама необязательно навязывает товар покупателю. Иногда она просто заставляет вспомнить последнего конкретную марку или название товара (услуги), когда он делает свой выбор. В начале потребитель решает, из чего выбирать, а уже затем – какой марке отдать предпочтение, на основе своего представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной марки товара (услуги).

    Реклама – яркое явление современности: всепроникающее, вездесущее. Замысел курсовой работы – подойти к рекламе с несколько иной стороны, заглянуть в исторические глубины этого рода творчества. Это нужно для того, чтобы понять, откуда вообще появилась реклама, что послужило причиной рекламирования каких-либо продуктов, вещей, изделий, событий. Почему люди стали нуждаться в рекламе, в чем ее изюминка, как она развивалась, как забрасывала свои корни в глубь земли, и, наконец, как обрела основание и стала подниматься выше и выше. Развитие и историю рекламы можно сравнить с ростом дерева. Как дерево растет, зеленеет, становится ярче, шире, так и реклама раскидывает свои ветви по разным направлениям, разным слоям общества, разным сферам жизнедеятельности.

    Можно выделить четыре основные группы рекламы: устную, изобразительную, письменную и печатную рекламу. Пристальное внимание обращается на ведущие жанры рекламного творчества, каковыми являются: объявление (устное, письменное, печатное), афиша (письменная, печатная, гравированная), «летучий листок», содержащий, как правило, развернутый рекламный текст, часто – с иллюстрациями (письменный, печатный, гравированный), проспект (письменный и печатный), лубочные варианты рекламы, плакаты, витринный и выставочный жанры.

    Исследований, целенаправленно посвященных истории  российской рекламы, совсем немного. Есть несколько работ, вышедших в конце XIX в. Это «Реклама. Ее значение, происхождение и история» Н. Плисского (СПб., 1894) и «Русская реклама» А. Веригина (СПб., 1898), однако они не содержат ни исторического очерка, ни каких-либо интересных наблюдений, ни сюжетов истории российской рекламы. Эти книги лишь знаменуют факт интереса к истории отечественной рекламы в конце XIX в.

    Значительно серьезнее исследование В. Уперова  «Реклама – ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы», вышедшее в 1932 г. Автор анализирует процесс развития европейской рекламы, поэтому фактам российской истории уделено второстепенное место.

    В течение последнего десятилетия  на волне практического интереса к рекламе появился ряд работ по истории отечественной рекламы. Так, в 1994 году вышла в свет книга В.В. Ученовой и Н.В. Старых «История рекламы. Детство и отрочество», которая явилась последовательным и систематизированным очерком истории отечественной рекламы с древнейших времен до конца XIX века. Эта книга определила подходы к истории рекламы, наметила основные пути исследования – в этом ее главная ценность. Кроме того, исследование московских ученых содержит большое число фактов истории отечественной рекламы.

    Следующим шагом в изучении истории российской рекламы стала брошюра екатеринбургской исследовательницы Л.П. Макашиной – «Русская реклама. Отечественная практика. (1703-1918)» (1995). Новое издание В.В.Ученовой и Н.В. Старых – учебник «История рекламы» (1999) – стало логическим продолжением книги «История рекламы. Детство и отрочество». Таков немногочисленный ряд специальных исследований по истории рекламы. Однако есть немало интересных работ, рассматривающих отдельные явления рекламы – афишу, вывеску, торговую марку и т.п. – в исторической ретроспективе.

    Цель  курсовой работы – дать представление об историческом становлении рекламной деятельности в культуре, ее социально-психологических, экономических и эстетических предпосылках.

    Задачи  исследования – выявить основные предпосылки рекламы. Главной задачей является понимание важности рекламы в нашей жизни, ознакомление с источниками развития рекламы. Ведь настоящая реклама может очень многое. Она может эффективно продавать товары и услуги, выигрывать крупные контракты, привлекать новых партнеров и дилеров, выводить на международный рынок. Хорошая реклама может делать большие деньги, а на деньгах сейчас держится многое. Поэтому эта тема очень актуальна для рассмотрения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Афиша и вывеска  XVIII-XIX века

    1. Лубочные традиции в российской рекламе

      Значительный вклад в этот процесс внесли народные картинки - лубки (см. Приложение 1.1 и 1.2.). Первое упоминание о них относится к началу XVII в., когда в царских палатах уже имелось несколько десятков таких потешных листов. Царь Алексей Михайлович любил забавляться этими картинками и передал свою склонность своим детям.

    Лубки называли вначале «фряжскими» - т.е. итальянскими, иноземными, так как техника исполнения была перенята у европейцев. В основе их лежит ксилография, искусство создания гравюр на дереве ксилографии (см. Приложение 1.4). Подобно западным образцам, русские народные картинки посвящены были как серьезным - религиозным и политическим - так и развлекательным, «потешным» темам. Наиболее часто встречались среди них эпизоды из басен и сказок, батальные сцены, злободневные сатирические сюжеты.

    Постепенно  «потешные» листы обогащались надписями, которые становились все более развернутыми и обстоятельными. Лубки входили в каждый дом - от царских палат до убогих крестьянских изб. Это был один из ранних прорывов печатной массовой культуры в повседневный русский быт. Лубки в доступной форме доносили до широкой аудитории разнообразную информацию и идеи, воплощенные в броских красочных изображениях. Неудивительно, что рекламная функция занимала в лубочной продукции не последнее место. С развитием российского экономического рынка она стала успешно использоваться для коммерческой рекламы.

    У доходчивости «потешных» листов имелась  и обратная сторона: грубость некоторых рисунков и текстов, как внешняя, так и содержательная. Власти пытались препятствовать распространению дурного вкуса, насаждая идеологическую цензуру. В 1674 году глава православной церкви запретил «покупать такие листы, как печатали немцы, еретики, литеры и кальцины, по своему проклятому мнению».» [16;8]

    Тем не менее мастерство лубка продолжало развиваться. Немало сатирических стрел «потешные» картинки, как и журналистика XVIII века, выпускали по модникам и модницам. Однако наряду с этим были и листы, рекламировавшие иноземную модную продукцию. Вот, к примеру, лист № 421 из собрания лубков Д. А. Ровинского, озаглавленный «Французский магазин помады и духов». Рисунок изображает стол, на котором множество банок и склянок с французскими этикетками. Мадемуазель подает франту помаду, а тот капризно спрашивает: «Французское ли это?» И слышит в ответ: «0, мсье! Самое свежее!»" [14;430]

    Призывный смысл этого лубка очевиден. Перед  нами образец наглядной торговой рекламы.

    «По монаршему изволению лубочные мастера  начали настойчивое внедрение в русский быт табака. При первом царе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, курение табака запрещалось под страхом смертной казни; при отце Петра I, царе Алексее Михайловиче, к курильщикам применяли телесные наказания. Петр же и тут решил догонять Европу. Подобно тому, как в Англии в XVII в. пресса рекламировала чай, кофе и шоколад, в России лубки XVIII в. популяризировали табак. В коллекции Д. А. Ровинского представлены образцы. Вот, скажем, компания нюхающих табак из восьми человек с довольными лицами. И подпись: «Иностранные народы нюхают табака разные манеры, нас табак забавляет и глаза наши исцеляет».

    Полноценный рекламный характер имеет подборка лубочных картинок, призванная уменьшить опасность эпидемии оспы. Листки эти пропагандировали необходимость прививок и пользовались богатым набором рекламных средств. На одной из картинок изображены были две крестьянки: одна здоровая, румяная, пригожая, другая - обезображенная оспой. К подолу каждой из них прильнули по трое ребятишек. Далее идут стихи:

    «Какой позор рябым  уродливым мальчишкам,

     Смотрите, как  они хорошим ребятишкам

    Дурными кажутся  и как от них бегyт,

    Товарищами их в  игрушку не зовут,

    С уродами ж играть как будто все боятся

    И так спешат от них  скорее прочь убраться». [14;339]

Серия картинок завершалась летучим листком, в котором подробно излагались наставления о прививании оспы.

    Множество лубков посвящалось религиозной  тематике, в том числе и борьбе с раскольничеством (разъяснялся  смысл крестного знамения сложением трех, а не двух, как в старообрядчестве, перстов; необходимость обривать бороды и т.п.). Размышляя о функциях религиозных лубков, Д. А. Ровинский замечает: «Виды монастырей служили в то же время и рекламами для сбора на монастырское строение и посылались в подарок от архимандрита или строителя тороватому купечеству с такими, например, надписями: «Не благоугодно ли что-либо пожертвовать на украшение обители?» или: ««Господи! Источи из очей моих неиссякаемый источник слез о моем окаянстве (...), да искуплю добром грехи мои! » [14;317]

    Покаяние  ради спасения души - призыв, который  постоянно звучит в русской культуре XVII-XVIII веков. Традиция обязывала предоставлять право покаяния даже закоренелым преступникам, разбойникам и убийцам. Обряд покаяния нередко бывал организован как массовое зрелище, имевшее целью как назидание, так и устрашение. Об одном из таких случаев повествует лубок, распространявшийся в мае 1767 г. в связи с покаянием двух убийц - мужа и жены Жуковых. Листок изображал преступников, закованных в кандалы, с зажженными свечами на фоне Успенского собора и колокольни Ивана Великого. Далее следовал текст, объявлявший о порядке проведения этой акции. В нем, в частности, говорилось: «Повестить за сутки во всем городе от полиции, в который день, какого часа и в которой церкви сеи злодеи исповедать будут всенародное свое покаяние». [16;78]

Информация о работе История развития плакатной рекламы в России XVIII-XX вв