Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 11:44, доклад
Первые упоминания о рекламе, как о виде общественной деятельности, относятся к периоду возникновения общественного разделения труда и производства на обмен. До превращения материальной деятельности в профессиональную, специфическую, продукт которой обменивался на другие, жизненно необходимые, ни общество в целом, ни его члены не испытывали потребности в инг формации о предметах потенциального обмена.
Итак, рекламные тексты - не изобретение Нового времени. Их истоки уходят в первобытную древность. А в античности зарождается уже развитая рекламная деятельность. Ее опорный жанр - устные объявления, представляющие собой сконцентрированный сгусток оперативной общеполезной информации. Исходная форма "обрастает" богатым набором словесных, звуковых, изобразительных приемов, создающих рекламные образы (имиджи) и специфически рекламные тексты, чья цель активно поникать в психику потенциального потребителя, приковывать его внимание, пробуждать желания и волеизъявления, подталкивать к выгодным для рекламодателей действиям. Истоки таких явлений, как афиша, плакат, торговая марка, рекламная акция также восходят к античности. Более отчетливые очертания они обретают в средневековый период и Возрождения.
Формы
рекламной деятельности в западноевропейском
средневековье.
Эпоха
средневековья хронологически исчисляется
с 476 года, когда Рим был завоеван
варварами, что положило начало разрушения
Великой империи. Завершает эпоху
средневековья Возрождение 15-16 века.
Период
раннего средневековья 5-10 века практически
не донес до нас рекламных текстов.
Это и не удивительно, так как
весь строй экономической жизни,
основанный на натуральном хозяйстве,
не предполагал активного развития
этого типа деятельности. Циркуляция товаров
происходила по преимуществу в рамках
локальных феодальных общин и базировалась
в основном на межличностных отношениях.
На авансцену культуры выдвинулись религиозное
мировоззрение, христианская идеология,
институты церкви. В такой ситуации умы
широких кругов населения более всего
становятся восприимчивыми к духовному
воздействию проповедей, наставлений,
учений. Почти в каждом из подобных текстов
присутствует примесь религиозной рекламы:
настойчивое, всепроникающее утверждение
в высшей ценности именно данной религии,
ее неотступное внедрение в массовое сознание.
Наиболее убедительными элементами народной
проповеди стали "поучительные примеры"
- exempla. Примеры основывались на житейском
опыте каждого прихожанина, излагались
ярко, всегда на родном языке - даже в контексте
латинской литургии. Драматичность сюжета,
изображение поворотных событий духовной
жизни в форме exempla наглядно демонстрировали
преимущества религиозного обращения.
Это роднит воздействие проповеди и рекламы
на массовое восприятие. Особенно концентрированное
выражение приемы рекламного воздействия
находили в деятельности миссионеров,
обращавших в христианскую веру население
европейских окраин. Устным словом воздействовали
на массы не только служители церкви, но
и представители администрации, торговцы.
Все
расширявшийся спрос на профессию
глашатай, был связан с ростом средневековых
городов в 10-11 веках. Именно урбанистическая
культура интенсивно порождала различные
формы массовой коммуникации и информации,
в том числе рекламу. Регламентация рекламной
деятельности - лучшее свидетельство ее
внедрения в жизнь, необходимости на данной
стадии общественного развития. Действительно,
ремесло публичного информирования востребовалось
различными слоями средневекового общества:
духовенством, рыцарством, бюргерством.
Статус усматривал глашатаев для обслуживания
различных купеческих гильдий. Кроме того,
были королевские и рыцарские глашатаи-герольды,
и городские глашатаи, оповещавшие о текущих
административных распоряжениях. Информация,
которую они передавали, имела направление
не только "сверху вниз". Некоторые
глашатаи были уполномочены администрацией
собирать у населения заявки на куплю-продажу
необходимых предметов и оповещать об
этом. Мир средневековой рекламы далеко
не ограничивался устными текстами. Мастерство
граверов, художников, скульпторов, также
активно востребовалось рекламной деятельностью.
Творчество художников не ограничивалось
иллюстрированием рукописей, храмов, но
выходило на улицы средневековых городов.
Чрезвычайно интересны для нас сведения
о настенных росписях на злободневные
темы. На наш взгляд, они являли собой прообраз
политического плаката. Накануне народного
восстания в Риме под руководством Кола
ди Риенцо на городских стенах в различных
местах появились картины, рисовавшие,
сцены надвигающегося апокалипсиса. Такие
изображения разжигали недовольство народа,
приближая общественный взрыв. В дни своей
кратковременной победы в 1347 году Коал
ди Риенцо приказал сменить изображения.
Теперь на стене Капитолия аллегорически
изображалось "светлое будущее" Рима.
Приведенные эпизоды без натяжек доказывают
бытование в средневековом обществе изобразительного
жанра, предвосхищающего политический
плакат.
Художественная
символика пропитывала
Эпоха печатного слова начинается со знаменательного изобретения типографского станка Иоганном Гуттенбергом. С этого момента тираж летучих листовок мог быть увеличен до тысячи экземпляров. Таким образом, ареал распространения и воздействия листовок, преследовавших рекламные цели, многократно расширялся. В рекламных печатных листовках удачно соединялись графическое изображение и текст. Потребность в деловой и бытовой информации стала волновать не только производственников и коммерсантов, но и самые широкие слои населения. Обеспечить необходимую оперативность и объем подобной информации можно было только при помощи печатного станка. На протяжении второй половины 15 века типографские предприятия, начало которым положил Гуттенберг, распространяются по всей Европе. В Западной Европе формируется богатый печатный рынок, возникает соперничество различных издателей. Как следствие - борьба за честь издательской марки и все более настойчивая реклама книжной продукции. 1498 году Альд Мануций издает каталог 15 первых выпущенных им книг, с указанием цен. Так, по почину книгопечатников, формируется новый жанр печатной рекламы - каталог. Параллельно возникает и такой важнейший жанр книготорговой рекламы, как аннотация. К 15 веку восходит и жанр издательского проспекта. После изобретения книгопечатания на городских стенах по всей Европе расклеивались не только рукописные, но и печатные листовки разнообразного содержания. Осваивались новые способы их распространения. Буйство информационного потока вынуждало все жестче его регламентировать. Правительства различных государств стремились упорядочить как места расклейки и распространения летучих листков, так и их содержание. Всевозможные ограничения не слишком влияли на рост рекламной экспансии, ее проникновение во все сферы социума и освоение ею все новых выразительных средств и способов распространения.
В
15-м веке вошло в обыкновение
оглашать правительственные указы
с Красного крыльца кремлевских
палат в Москве, на Ивановской площади,
(отсюда поговорка "кричать на всю
Ивановскую"). Но голоса глашатаев
с трудом пересиливали крики торговцев,
раздававшиеся со стороны лавок под кремлевскими
стенами.
В
конце 16-го века, с началом книгопечатания
на Руси, у Спасской башни создается
место постоянного
Для
общей информационной ситуации в
России в 15 - 17х веках характерно
отсутствие регулярного массового
информирования. Отечественная протогазета
"Куранты", бытовавшая в течение
XVII в. при царском дворе, создавалась
для крайне узкого круга лиц: самого царя
и его приближенных. Ограниченность хождения
и не периодичность появления "Курантов"
дают, основание считать это издание лишь
предтечей подлинной прессы. О появлении
последней заявили петровские "Ведомости",
начавшие выходить в 1703 году.
В
известной мере информационный вакуум
в средневековых русских
Таким
образом, и в русской культуре
вырабатывался богатый арсенал
средств идейного и эмоционального
воздействия, интеграция которых необходима
для рекламой деятельности.
Значительный
вклад в этот процесс внесли народные
картинки - лубки. Первое упоминание о
них относится к началу XVII в., когда в царских
палатах уже имелось несколько десятков
таких потешных листов. Подобно западным
образцам, русские народные картинки посвящены
были как серьезным - религиозным и политическим
- так и развлекательным, "потешным"
темам. Наиболее часто встречались среди
них эпизоды из басен и сказок, батальные
сцены, злободневные сатирические сюжеты.
Постепенно "потешные" листы обогащались
надписями, которые становились все более
развернутыми и обстоятельными. Лубки
входили в каждый дом - от царских палат
до убогих крестьянских изб. Это был один
из ранних прорывов печатной массовой
культуры в повседневный русский быт.
Лубки в доступной форме доносили до широкой
аудитории разнообразную информацию и
идеи, воплощенные в броских красочных
изображениях. Неудивительно, что рекламная
функция занимала в лубочной продукции
не последнее место. С развитием российского
экономического рынка она стала успешно
использоваться для коммерческой рекламы.
У доходчивости "потешных" листов
имелась и обратная сторона: грубость
некоторых рисунков и текстов, как внешняя,
так и содержательная. Власти пытались
препятствовать распространению дурного
вкуса, насаждая идеологическую цензуру.
В 1674 году глава православной церкви запретил
покупать такие листы. Тем не менее мастерство
лубка продолжало развиваться.
Архаичные способы воздействия, вроде проповедей из уст юродивых, оттеснялись на обочину культурной жизни, но не исчезали совсем вплоть до конца XIX в. Дальнейшая интеграция рекламных средств порождает новые формы, вовлекает в поле своего влияния все более широкие сферы жизни.
Эволюция
рекламы в русской прессе XVIII-XIX
веков.
Начало
развития рекламы в русской прессе
положила газета Петра I "Ведомости",
имевшая на первых порах многострочный
заголовок (характерный для европейской
средневековой печатной продукции). Иногда
газета выходила в форме летучего листка
с подзаголовком "реляция". Были ли
в ней объявления, реклама? Регулярной,
широкомасштабной рекламной деятельности
газета не вела. Это было правительственное
издание, и его отношения с частными рекламодателями
еще не сформировались. Но объявления
все-таки появлялись.
С
1728 года на смену "Ведомостям" приходит
новая газета "Санкт-Петербургские
ведомости", - издававшаяся Академией
наук. В отличив от первой она выходила
регулярно: в первый год издания еженедельно,
а затем два раза в неделю. В ней также
одно из ведущих мест в отделе объявлений
занимают списки книг. Наряду с правительственной
рекламной информацией, которая была характерна
и для ее предшественницы, новая газета
начинает публиковать коммерческие объявления.
Именно они преимущественно заполняли
отдел "для известия", располагаясь
под рубриками "продажа", "подряды",
"отъезжающие" и т.д. "Торговые
и ремесленные слои населения столицы,
отечественные и иностранные предприниматели
увидели в газете средство для рекламирования
своей продукции. Редакция охотно шла
им навстречу, преследуя собственный финансовый
интерес: тираж газеты был невелик (500-600
экз.), его реализация по 4 коп. за номер
не покрывала расходы Академии на издание
газеты"." Объявлений публиковалось
все больше, и со временем они выделились
в специальное приложение ("суплемент").
В середине XVIII века раздел объявлений
по своему объему сравнялся с основной
информационной частью газеты. Со временем
реклама в "Санкт-Петербургских ведомостях"
стала все более дифференцированно отражать
развитие экономической жизни: публиковались
извещения о банкротствах, о взыскании
кредиторами уплаты по векселям, о принудительной
распродаже имений с торгов, в том числе
для покрытия ущерба от расхищения казенного
имущества. Наряду с этим страницы газеты
наполняла повседневная частная информация.
В
1756 году под эгидой Московского университета
начала выходить газета "Московские
ведомости". Ее структура и организация
материала по рубрикам были сходны с "Санкт-Петербургскими
ведомостями". Аналогичной была и реклама.
Изменения в содержании и оформлении этой
газеты связаны с деятельностью знаменитого
просветителя Н. И. Новикова (1744-1818), который
взяв в аренду типографию Московского
университета, редактировал "Московские
ведомости" с 1779 по 1789 год. Главным его
новшеством стал обстоятельный библиографический
отдел - рубрика "0 российских книгах".
Здесь помещалась регулярная реклама
изданий, выпущенных Университетской
типографией, и всех новинках, продававшихся
в Университетской книжной лавке. Наблюдаются
первые попытки создания специализированных
журналов: "Санкт-Петербургские ученые
ведомости" (1777), "Русский театр".
(1786). Однако развитие специализированной
журналистики - примета уже другого, XIX
века.. Предвосхищением данной тенденции
явилось издание в 1793 году журнала "Санкт-Петербургский
Меркурий - будущим баснописцем И. А. Крыловым
и литератором А. Клушиным.
Информация о работе История возникновения и развития рекламы