История возникновения и развития рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 11:44, доклад

Описание

Первые упоминания о рекламе, как о виде общественной деятельности, относятся к периоду возникновения общественного разделения труда и производства на обмен. До превращения материальной деятельности в профессиональную, специфическую, продукт которой обменивался на другие, жизненно необходимые, ни общество в целом, ни его члены не испытывали потребности в инг формации о предметах потенциального обмена.

Работа состоит из  1 файл

История возникновения и развития рекламы.doc

— 121.50 Кб (Скачать документ)

  Завершая  вопрос о рекламе в русской  журналистике XVIII века, отметим, что, по нашим наблюдениям, эти тексты носили характер по преимуществу справочной, деловой информации, которая типична для жанра объявления. Лишь в сообщениях о литературных новинках появляется оценочная информация, элементы развитой суггестивной рекламы. Уже в первой трети XIX века такое положение вещей меняется. Новым явлением на ниве русской журналистики стал "Московский телеграф" Н. А. Полевого (1796-1846). Среди прочих новшеств, внесенных этим изданием в журнальную деятельность, был и прорыв в развернутую рекламную деятельность. Специальной рубрики объявлений в нем еще не существовало, однако образцы зрелой рекламы печатались под рубриками "Московские записки", "Отечественные известия" и "Модные обычаи". "Северная пчела" - одна из первых стабильно издававшихся в течение долгого времени частных русских газет. Однако историки печати именуют ее полуофициозной - из-за тесных связей издателей с Министерством внутренних дел и жандармским управлением и субсидий, которые получала газета от правительства за проведение "линии", угодной властям. Как ни удивительно, но и этой привилегированной газете не удалось пробиться сквозь государственную монополию на публикацию коммерческих объявлений. Реклама, которую газета печатала в "подвалах" с первой по четвертую полосы, охватывала лишь зрелища, новые книги и моды. Однако официальный запрет на рекламирование фирм и товаров Ф. Булгарин преодолевал с помощью скрытой рекламы - статей и заметок, как бы невзначай превозносивших качество той или иной продукции. 

  Качественно новый этап развития рекламной деятельности наступает с отменой крепостного  права в 1861 году и ускоренным развитием  капиталистических отношений. Важным для положения русской журналистики явилось введенное вскоре временное  уложение о печати, которое отменило, в частности, предварительную цензуру и стимулировало гласность. Наиболее существенным в свете интересующей нас темы событием стала отмена в начале 1863' года ограничений на публикацию коммерческих объявлений в газетах и журналах. Изменившиеся общественные условия способствовали возникновению значительного числа новых периодических изданий. Среди них стремительно завоевывал популярность "Голос" А. А. Краевского (1863-1884). Имевший огромный издательский опыт, Краевский одним из первых сделал ставку на массовость издания. К 1865 году у газеты уже было около пяти тысяч подписчиков, а в 1877 году - до 20 тысяч. Помимо "Голоса" возникали и другие газеты, ориентированные на максимально широкую аудиторию: "Петербургский листок" (1864-1916), "Московский листок (1881-1916) и др. Зарождались первые рекламные агентства. 

  Наряду  с рекламными, в 60-е годы формировались  и информационные агентства широкого диапазона, ориентированные на передачу не только коммерческих и бытовых, но и политических известий. Первую подобную попытку предпринял банкир К. В. Трубников, создавший в 1862 году телеграфное бюро при своей газете "Биржевые ведомости". Общегосударственный масштаб распространение оперативных новостей получило с созданием "Русского телеграфного агентства" (РТА) в 1865 году. Центральная контора объявлений 'Торгового дома Метцель и К'", основанная в Москве в 1870 году, - наиболее известное русское рекламное агентство XIX века. Роль телеграфных агентств росла, так как газетам требовалось все более оперативное и обильное поступление злободневных известий о жизни страны и всего мира. Все большую долю прибыли периодические издания получали от публикации рекламы. Рекламные тексты начинали вытеснять иные публикации. Вновь, как это уже было на рубеже веков, русские газеты до половины объема стали отдавать объявлениям - что вызывало протест общественности. 

  130 лет российской  рекламе. 

  В 1878 году в России было создано первое рекламное агентство  

  В этом году российской рекламе стукнуло 130 лет. Она прошла путь от лоточника, зазывающего купить свежие баранки и костяные пуговицы, до баннеров в интернете и роликов, которые по праву можно считать произведениями искусства.  

  В России до правления Петра I реклама  была устной и лубочной — то есть в картинках. Торговцы, разносчики, бродячие ремесленники наперебой расхваливали свой товар, наполняя своими криками  улицы городов. Отсюда и название: от латинского reclamare — выкрикивать. По указу Петра I для рекламы начали использовать «летучие» листки, распространявшиеся по трактирам и рынкам. Реклама печаталась и в первой русской газете «Ведомости».  

  Существует  несколько версий происхождения  фразы «реклама — двигатель торговли». Согласно одной из них, автор нетленки — предприниматель Людвиг Метцель. Именно он в 1878 году основал первое в России рекламное бюро. Оно занималось тем, что принимало объявления и размещало их в прессе, являясь, по сути, аналогом современных рекламных агентств. Лозунгом новой конторы стало: «Объявление есть двигатель торговли».  

  В XIX веке господствовали два вида рекламы: печатная — календари, листки, прейскуранты и внешняя — вывески магазинов, трактиров, складов. Приехав в середине XIX века в Петербург, французский писатель Теофиль Готье с восторгом говорил о вывесках Невского проспекта. Сравнивая их с пилястрами, создающими вертикальный ритм, он утверждал, что таких прекрасных вывесок нет нигде, кроме, может быть, Берна. Во всем мире известно творчество Нико Пиросманишвили, которого называют грузинским Джотто. Отражение национальных традиций и тем, характерные типажи, добрый юмор делают его вывески настоящими произведениями искусства.  

  В 1880 году в Москве появилась первая световая реклама — электрические  лампочки разукрасили вывеску «Пассаж» на Кузнецком мосту.  

  Параллельно развивается жанр плаката, над упаковками и этикетками работают художники. Причем Россия тогда была, что называется, впереди планеты всей. Не случайно Всемирная выставка торгового плаката проходит в 1897 году именно в Петербурге.  

  Новая веха в истории рекламы — рекламные  акции. Чтобы привлечь покупателей, им предлагают потрогать, попробовать  или даже попользоваться товаром. Так, парфюмер Брокар как-то устроил фонтан из своего цветочного одеколона, а виноторговец Смирнов соорудил из трех тысяч бутылок арку цветов российского флага.  

  Революция в рекламе  

  Черным  для отечественных рекламистов  стал 1917 год, когда в числе первых распоряжений новой власти был издан  декрет «О введении государственной монополии на объявления». Исключительным правом печатать рекламу стало обладать советское правительство и местные Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Реклама со слов Ленина объявлена «публичной девкой империализма».  

  Послаблениями был отмечен период новой экономической политики (НЭПа). Заниматься рекламой становится модным у так называемой творческой интеллигенции. Например, Маяковский и художник Радченко в 1925 году были отмечены в Париже на международной художественно-промышленной выставке серебряными медалями за цикл плакатов.  

  Однако  постепенно реклама из двигателя  торговли превращается в мощный агитационный инструмент. Она всюду: и в газетах, и на радио, и на улицах в виде плакатов и листовок. Правда, лозунги  советского времени вызывают усмешку. «Летайте самолетами Аэрофлота» или «Храните деньги в сберегательной кассе!» — это при полном-то отсутствии конкуренции! А слоганы просты и незамысловаты: «Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Накопил — машину купил», «Пейте томатный сок».  

  Эволюция  форм  

  В 1960-1970-е годы создаются крупные  специальные организации: «Союзторгреклама»  и «Главкоопторгреклама». Выпускаются  рекламные издания («Реклама», «Коммерческий  вестник», «Московская реклама» и  др.). Советскую власть тогда озаботила  поддержка экспорта за рубежом, и отечественные агитки наводнили печатные издания дружественных социалистических стран. Правда, безрезультатно: серьезно спрос на советские товары так и не подскочил. Реклама отличалась примитивизмом и невзрачностью, да и расходы на нее были крайне незначительными: 0,04-0,05% от розничного товарооборота (для сравнения: в США они составляли 7-8%). Соответственно и результат стремился к нулю.  

  Новое рождение  

  Ситуация  меняется только в конце 1980-х, когда  было разрешено в ограниченном объеме свободное предпринимательство. Первым товаром, который рекламировался на советском еще телевидении, стал турецкий чай не лучшего качества: без рекламы продать его вряд ли было возможно. С этого времени начинается новый период российской рекламы.  

  В страну хлынул поток импорта —  и рекламы, его сопровождавшей. На рекламистов посыпался золотой  дождь. Только самая крупная пирамида МММ тратила на рекламу около 20 миллионов долларов в год. В  Москве быстро были открыты и офисы  ведущих международных рекламных агентств. Первым серьезным успехом отечественных рекламщиков можно назвать Каннский фестиваль рекламы в 1996 году. Серия роликов, сделанных «Видео Интернешнл» для РИК-банка, получила двух «Львов», серебряного и бронзового (самые престижные награды в области рекламы). В кадре — скучный банковский офис, тишина, все работают. Внезапно раздается храп. Все оглядываются по сторонам в поисках источника безобразия. А это храпит маленький котенок, заснувший на работающем ксероксе. «Да, РИК-банк, возможно, самый скучный банк на свете. Просто работают люди, просто работают деньги. Вот и все. 1995 год». Второй ролик — год 1996-й: «За этот год в РИК-банке ничего не произошло». Снова раздавался храп, на этот раз более мощный, а вместо котенка на ксероксе лежал уже огромный кот. «Просто мы немного выросли».  

  С развитием рынка в Европе и  Америке рекламное дело стало  быстро развиваться, причем задействованными оказались все средства массовой информации. На рекламном рынке все  время происходят изменения: в середине XX века радио утратило свои доминирующие позиции в связи с появлением телевидения, а в последние годы заметно усилилась роль интернет-рекламы.  

  Уже около 10 лет, как рекламное дело является профессией — искусству продавать  обучают в вузах. Эта специальность предусматривает не только художественный вкус, но и глубокое изучение и анализ психологии потребителя и его мотивации при выборе покупки. Как студенты бывают успешными и не очень, так и реклама бывает хорошей и не очень. Она раздражает или помогает сделать выбор. Но в любом случае реклама — это целая индустрия. По данным Ассоциации коммуникационных агентств, в этом бизнесе ежегодно вращается около 300 миллиардов рублей, и каждый год эта цифра растет примерно на четверть. 

  Лубок 

  Лубо́к  — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

   

  «Мыши кота погребают», 1760 

  Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся  также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (см., например, Вячеслав Сысоев, Афанасий Куликов). Для  лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

  История

    Страница Библии бедных (Biblia Pauperum). Европа. XV век

  Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная  с VIII века известны первые лубки выполненные  в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего  европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

  Благодаря своей доходчивости и ориентированности  на «широкие массы» лубок использовался  как информационное оружие (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).

  В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппин; во Франции — в городе Труа. В  Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

  Русский лубок XVIII века отличается выдержанной  композиционностью.

  Восточный лубок (Китай, Индия) отличается яркой красочностью.

  В России XVI века — начала XVII века продавались  эстампы, которые назывались «фряжские  листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.

Информация о работе История возникновения и развития рекламы