Лоббирование корпоративных интересов: формы организации и правила лоббирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание

В настоящее время тема исследования лоббистской деятельности является чрезвычайно актуальной. В то время как данное направление широко используется в политическом PR, оно так же находит свое отражение и в других отраслях данной науки, как например, в коммуникационном менеджменте
Цель данной контрольной работы – изучить лоббирование как метод продвижения, обозначить основные виды и технологии лоббирования, используемые для продвижения компании, а так же выявить основные правила воздействия на выборных должностных лиц.

Содержание

Введение
1. Лоббирование корпоративных интересов: формы организации и правила лоббирования;
2. Тесты
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

упр.общ. отношениями.docx

— 41.73 Кб (Скачать документ)

    Говоря  об эмоциональном и ином воздействии  на слушателей, стоит обратиться к  наработкам другой науки - психологии. В частности, последняя учит, что, помимо компетентности, важной характеристикой  убеждающего является его социабильность, т.е. реальная способность к социальному  взаимодействию, пониманию системы  ожиданий объекта воздействия, умение контактировать с другими людьми, некоторое знание основ психологии. Ведь в ходе выступления требуется  активизировать эмоциональный фактор, на основе которого и удается вовлечь  другого человека (например, своего собеседника) в свою проблематику, свое видение вопроса, аргументацию, возможно, заинтересовать его тем или иным образом.

    6. Проведение круглого стола, конференции, общественных слушаний.

Эти мероприятия  могут оказаться более эффективными, чем парламентские слушания, если на них придут лица, принимающие  решения, поскольку программу и  сценарий таких мероприятий готовят  сами заинтересованные организации. Вполне допустимо и даже лучше, чтобы  в выступлениях звучали разные точки  зрения, но главное, чтобы аргументация заинтересованной группы была весомой  и значимой. В ходе таких мероприятий  можно также прояснить позицию  лиц, принимающих решения, чтобы  лучше разобраться, до какой степени  она может быть скорректирована  и в каком направлении необходимо действовать.

    Теперь  обратимся к формам косвенного лоббирования.

    1. Организация различных кампаний.

Определенный  настрой общественного мнения усиливает  действенность прямого лоббирования. Фактически выборное должностное лицо ориентируется на общественное мнение, поскольку оно может серьезно повлиять на результаты выборов в  дальнейшем. Впрочем, и назначенный  служащий прислушивается к общественному  мнению, так как его действия вразрез  с господствующим у общественности настроением могут привести к  потоку жалоб, что создает впечатление  у руководителей, что он/она плохо  работает. В данном контексте весьма важной проблемой для лоббистов является абсентеизм (игнорирование политики) общественности. Ведь в таких условиях невозможно сформировать общественное мнение и распространить его достаточно широко. Для преодоления политической апатии используются всевозможные тактики работы с общественным мнением, как ориентированные на большие аудитории, так и сфокусированные на немногочисленные социальные группы: паблик рилейшнз; финансирование опросов; публикации поименного голосования парламентских представителей или документов, подписываемых руководителями отраслевых комитетов исполнительной ветви власти, и т. п. Все эти методики все-таки скорее служат дополнительным сопровождением других лоббистских техник, и эмпирически всегда было сложно оценить их отдельное воздействие.

    Если  не срабатывают «мягкие» приемы, заинтересованные группы прибегают к протестным акциям: пикетирование, демонстрации, цель которых - создание информационного повода для средств массовой информации. Предполагается, что способность  воздействия средств массовой информации на общественное мнение имеет значение для лиц, принимающих решения, и  в силу этого может на них влиять. Основной недостаток - это то, что  процесс принятия политического  решения является долговременным и  дифференцированным, тогда как протесты обладают краткосрочным эффектом, что  вызвано сложностью поддерживания  активности сторонников «организованных  интересов» на высоком уровне. Исключение составляют события, затрагивающие  основные ценности людей, одновременно сопровождаемые осознанием долгосрочных интересов.

    2. Финансирование избирательных кампаний.

Финансирование  избирательных кампаний кандидатов в выборные органы власти - способ воздействия, который, с одной стороны, основывается на расширении возможностей кандидата  со сходными с заинтересованной группой  позициями победить на выборах благодаря  поддержке, а с другой стороны - приносит такой заинтересованной группе личные связи или возможность доступа к лицам, принимающим решения. Во-первых, у лоббистов появляется возможность влиять на программу кандидата на выбоpax. Во-вторых, получение впоследствии доступа к лицам, принимающим решения, служит мотивацией при поддержке кампаний. То есть таким путем образуются каналы коммуникации заинтересованной группы и политиков. Как показывает практика проведения избирательных кампаний за рубежом и в России, потенциальные кандидаты, которые не найдут союзника хотя бы в одной из групп интересов, не смогут провести успешной избирательной кампании. Поэтому выборные должностные лица (в частности, депутаты) чувствуют себя заранее обязанными отвечать интересам той группы, которая способствовала им занять должность (например, стать депутатом).5

    3. Рассылка информационных и аналитических материалов.

Речь  идет не о целенаправленной посылке  информационных и аналитических  материалов в связи с подготовкой  проекта какого-либо решения, а более  или менее регулярная рассылка таких  материалов. Важно, чтобы они были подготовлены качественно и были полезны для должностных лиц. С одной стороны, это создает  хорошую репутацию рассылающей  эти материалы организации. А  выше уже отмечалось, сколь значима  хорошая репутация для убедительности мнения организации. С другой стороны, привыкнув знакомиться с материалами  и пользоваться ими в своей  работе, лица, принимающие решения, внимательно отнесутся и к  аргументам, содержащимся в материалах, касающихся лоббируемого проекта решения.

    4. Выступления в средствах массовой информации.

    Выше  уже говорилось, что лица, принимающие  решения, реагируют на материалы, подаваемые в средствах массовой информации, поскольку средства массовой информации влияют на общественное мнение. Поэтому  важно не только создавать информационные поводы, чтобы журналисты обратили внимание на ту или иную проблему, а также на предполагаемое решение такой проблемы, но и самим выступать в средствах массовой информации, так как никто лучше самих заинтересованных лиц не изложит их аргументы и предложения.

    5. Поддержка организаций, уже лоббирующих соответствующее решение.

    Если  организация обнаруживает, что какое-либо решение, в принятии или отклонении которого она заинтересована, уже  лоббируется другой организацией или  группой организаций, то эффективнее  всего поддержать уже действующую  организацию или группу организаций, вступив с ней (ними) в коалицию (формальную или неформальную).

    Как можно предположить, эффективность  лоббирования предопределяется для  групп интересов использованием того или иного метода лоббирования или их совокупности, что во многом зависит от ресурсов, которыми они  располагают. Своевременность использования  того или иного способа (в зависимости  от стадии принятия решения) также влияет на эффективность. Сами лоббисты признают, что если начать действовать в  несоответствующий момент, достижение нужного результата сопровождается значительным увеличением затрат.

    Исходя  из логики организации проектной  деятельности, попробуем вывести  некий общий алгоритм лоббирования.

    1. Анализ ситуации.

    1.1. Анализ проблемной ситуации, исходная формулировка проблемы.

    1.2. Сбор данных и первичная их обработка.

    1.3. Постановка цели (конкретной, измеримой,  достижимой, реалистичной и определенной во времени).

    1.4. Изучение состояния дел и оценка  достижимости цели и необходимости  принятия определенных шагов  для разрешения проблемы (с использованием, например, методики SWOT-анализа - сильные  стороны, слабые стороны, риски, возможности, или SMART - особенности цели, измеримость действий и результата, территория охвата действий, ресурсы и необходимое время, или какой-либо иной).

    1.5. Определение, кто будет выступать в роли лоббиста.

    2. Выработка стратегии.

    2.1. Анализ предыдущих действий носителя интереса.

    2.2. Анализ действий противодействующих сил.

    2.3. Изучение системы принятия решений  (формальный, неформальный, альтернативный  процесс, а также его основные этапы).

    2.4. Оценка и выбор методов лоббирования, применимых в данной ситуации.

    2.5. Разработка проекта плана лоббистских действий.

    2.5.1. Определение объектов лоббирования (конкретные лица в законодательной,  исполнительной власти).

    2.5.2. Определение союзников и противников среди лоббируемых.

    2.5.3. Разделение лоббистских действий  на отдельные этапы, постановка задач каждого этапа.

    2.5.4. Определение политической/экономической  стоимости применения тех или  иных методов лоббирования.

    2.5.5. Выбор методов лоббирования.

    3. Подготовка основного плана действий (в том числе финансового).

    4. Создание штаба и распределение функций.

    5. Организация поддержки населения.

    6. Организация акций.

    6.1. Распространение сведений об  организации, о задачах предпринимаемых усилий, об их значимости.

    6.2. Работа со средствами массовой  информации и связи с общественностью.

    7. Четкий контроль осуществляемых  действий.

    При любом исходе лоббирования должен быть проведен анализ действий, выявлены ошибки, как на этапе выбора стратегии, так  и в ходе реализации плана. Опыт должен быть доведен до сведения сотрудников, которые могут столкнуться с  подобными проблемами еще раз.

    Ресурсы, которые могут мобилизовать группы интересов для лоббирования, включают финансовые, информационные (включая  экспертизу), человеческие ресурсы (как  персонал, так и членов организации), репутацию, а также личные связи  и пр.

    Несмотря  на довольно широкую распространенность мнения о том, что экономическая  мощь сама по себе позволяет решать все проблемы, в том числе и  в сфере принятия решений властными  органами, не во всех случаях финансовая составляющая ресурсов является самой  главной. Особую роль в лоббировании приобрела информация - юридическая, техническая, политическая; преимуществом  пользуются организованные группы, способные  предоставить соответствующую информацию в нужной стадии процесса конкретным лицам, принимающим решения. Зачастую этот процесс, в свою очередь, зависит  от квалификации и личных связей персонала  и/или лоббистов-добровольцев, которые  осуществляют лоббистские действия. С оценкой значимости численности  членов дело обстоит сложнее, поскольку  и многочисленные, и малочисленные  организации одновременно обладают противоречивыми, как сильными, так  и слабыми сторонами. Таким образом, все ресурсы организованных интересов  взаимосвязаны, успех лоббирования зависит от их сочетания.

  1. Тесты
  2. К непрямым методам, которые используют  лоббисты для оказания давления на органы государственной власти, относятся:

1вар.  использование поддержки избирателей;

2вар.  свое непосредственное участие  в работе органов власти

Ответ: 1

  1. PR-службы в силовых структурах  обязаны осуществлять полный контроль над информацией для СМИ:

1 вар.  Да;

2 вар. Нет

Ответ: 1

    Заключение

    Необходимо  отметить, что открытость и прозрачность процесса разработки и принятия политических решений являются важными условиями  эффективности лоббирования, а в  случае их отсутствия обостряется неравенство  заинтересованных групп, значительно  увеличивается роль финансовых ресурсов в лоббировании, создается благоприятная  среда для коррупции.

    Подводя краткие итоги вышесказанному, можно  предложить выделить следующие основные правила, которыми можно воспользоваться, чтобы повлиять на принятие тех или иных решений выборными должностными лицами.

    Основные правила воздействия на выборных должностных лиц:

    1. ДЕЛАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕННУЮ РАБОТУ  ЗА ВЫБОРНОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО. Выборные должностные лица работают  со многими вопросами и могут  быть не знакомы с вашими  проблемами. Представляйте вашу  проблему должностному лицу таким  образом, как будто он ничего  о ней не знает. Информация  должна быть емкой, всеобъемлющей,  по возможности полной. Желательно  ее представить в контексте  с другими важными проблемами, но при этом выделить ее  специфику, важность и неотложность  решения.

    2. ИСПОЛЬЗУЙТЕ КОНТАКТЫ С ЛЮДЬМИ, РАБОТАЮЩИМИ ВМЕСТЕ С ВАШЕЙ  ОРГАНИЗАЦИЕЙ И СОЧУВСТВУЮЩИМИ  ВАШЕМУ ДЕЛУ. Если это возможно, попросите тех, кто знаком с избранным должностным лицом, войти с ним в первоначальный контакт и познакомить его с вами. Люди больше поддаются влиянию знакомых людей, чем незнакомых. Однако желательно знать, в каких отношениях находятся избранное должностное лицо и ваш знакомый, ведь знакомство может носить и негативный оттенок, что может отразиться поначалу и на знакомстве с вашей организацией.

Информация о работе Лоббирование корпоративных интересов: формы организации и правила лоббирования