Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:51, дипломная работа
Большая российская энциклопедия дает следующее определение понятиям пресс-бюро и пресс-центр:
1) служба информации, организуемая на период работы съездов, конгрессов, спортивных состязаний и т.д. для содействия журналистам, освещающим данные события. Организует пресс-конференции, выпускает пресс-релизы и т.п.;
2) Постоянно действующие органы информации при редакциях крупных газет, агентствах печати, телеграфных агентствах и др.
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития современных пресс-служб.
Понятие, функции, задачи и структура пресс-служб в коммерческих и государственных учреждениях.
Функциональные особенности структуры пресс-службы
Отличительные характеристики пресс-служб в коммерческих и государственных учреждениях.
ГЛАВА 2. Особенности работы пресс-службы в коммерческих и государственных учреждениях
2.1. Характерные черты пресс-службы в коммерческой организации
2.2. Специфические особенности пресс-службы в Государственных учреждениях на примере ГУ МЧС России по РД.
У ответственного за связь с прессой (он должен быть авторитетен среди журналистов) три основные задачи:
В
аналитическую группу пресс-центра
входит обозреватель, задача которого
«отслеживать» освещение
Аналитики составляют группу специалистов в таких областях научного знания, как социология, политология, политическая реклама, РК, управление социальными и экономическими процессами. Их задача — увязывать практическую деятельность пресс-центра с научно-исследовательскими программами, способствующими эффективности связей руководства с общественностью. В этих целях аналитическая группа предпринимает:
Функции пресс-секретаря:
Пресс-секретарь - особая должность в аппаратах власти. В последний период существования СССР секретари обкомов КПСС, вслед за М.С.Горбачевым стали вводить такую должность и приглашать на нее журналистов. Однако в тот период она считалась малопочетной. От занимающих пост пресс-секретаря действительно мало что зависело. Их функции были формальными, ограничивались обработкой текстов и размещением их в прессе, которая была полностью подотчетна партийной власти.
После августа 1991 года ситуация резко изменилась. Функция взаимодействия чиновников со СМИ при новой власти стала своего рода «лакмусовой бумажкой» процессов демократизации общества в целом. Как правило, на эту должность приглашали талантливых, опытных журналистов. При этом аппараты органов власти поменялись незначительно. В стиле работы, в деловых проявлениях журналисты отличались от обычных чиновников. Часто пресс-секретари, работники пресс-служб выглядели «белыми воронами» среди чиновников. Не все известные, популярные журналисты смогли работать пресс-секретарями. Яркий пример – первый пресс-секретарь Б.Ельцина – Павел Вощанов, «прослуживший» в Кремле совсем недолго, как свидетельствуют некоторые коллеги, без особого результата, и ушедший с должности без сожаления. Это, скорее всего, оказалась не его работа. Сегодня, когда уже есть опыт кадровых ошибок на разных уровнях власти, кандидатов на должность пресс-секретаря подбирают более тщательно, с учетом всех обстоятельств. В чем же специфика этой работы, каковы ее особенности?
Пресс-секретарь – роль посредническая. С одной стороны – властная структура и ее лидер со своими требованиями к СМИ, своими ожиданиями. С другой – многообразный мир средств массовой информации , имеющий свои интересы в отношениях с властью.
Введение этой должности широко практикуется в органах власти. Однако существует множество вариантов «вписания» ее в структуру аппарата. Чаще всего пресс-секретарь первого лица имеет в подчинении аппарат специалистов, которые готовят тексты речей для руководителя органа власти (спичрайтеры), обеспечивают его контакты с журналистами. Пресс-секретарь повсюду сопровождает руководителя, может давать комментарии журналистам от его лица. Служба пресс-секретаря в таком случае является отдельным подразделением, работающим непосредственно с первым лицом.
Иногда пресс-секретарь одновременно является руководителем всей пресс-службы органа власти и организует ее работу по всем направлениям. Обобщая деятельность пресс-секретаря, работающего в органах власти, можно выделить ряд основных функций.
1)Внешняя: анализ служебной информации и донесение ее до СМИ. Пресс-секретарь выступает в роли «переводчика»: трудный для восприятия рядовым читателем язык документов он переводит на доступный, понятный всем. Это функция популяризации решений власти, требующая не только умения обращаться со словом, но и способности оценить значимость, важность для населения того или иного документа.
Пресс-секретарь организует работу пресс-службы, обеспечивает отправку пресс-релизов. Его обязанностью является осуществлять взаимодействие с журналистами, а также организовывать мониторинг СМИ. Пресс-секретарь имеет право присутствовать на заседаниях, посещать проводимые мероприятия, запрашивать необходимые сведения. Пресс-секретарь часто выступает спичрайтером, готовит тексты выступлений или заявлений руководителя. В этой части шла серьезная ломка старых традиций. Вспоминает пресс-секретарь губернатора Свердловской области А.Левин: «Текст новогоднего поздравления жителей области, конечно, оказался просто плохим. Дело в том, что его готовили сотрудники организационного отдела администрации. Готовили по старой, накатанной схеме: брались основные показатели года и вставлялись в «проверенные» рамки стандартных поздравлений, с которыми, например, многие годы к гражданам страны обращались Генеральные секретари ЦК КПСС» (16- стр.11) Сегодня выросло мастерство пресс-секретарей и спичрайтеров. Можно повсеместно наблюдать их профессиональную работу. Не только тексты, но и характер съемок первого лица на телевидении являются заботой пресс-секретаря. В каком помещении, на каком фоне более выигрышно смотрится руководитель – важно проследить и оценить. Так описывает В.Костиков, пресс-секретарь Б.Ельцина, возникавшие проблемы: …«Крайне невыгодным для внешнего вида президента оказался и большой
Президентский пресс-центр в Кремле. Освещение сверху увеличивало впечатление одутловатости лица, усугубляло морщины. Кроме того место, на котором сидел президент, было на фоне темно-коричневой фанеровки стола президиума, за которым раньше сидели члены Политбюро. В результате Ельцин на больших пресс-конференциях выглядел старше своих лет. Мне несколько раз приходилось пререкаться с комендантом Кремля: я требовал, чтобы задник, на фоне которого сидел Ельцин, задрапировали более светлым тоном. Мне отвечали, что это невозможно.»(15-стр.165)
Как видим, не всегда бывает просто добиться нужного результата даже на высоком уровне. Многих качеств требует должность пресс-секретаря, чтобы обеспечить необходимый результат во взаимодействии с разными людьми.
Непосредственной обязанностью пресс-секретаря является организация и ведение пресс-конференций (брифингов) руководителя. «Доступ» журналистов к первому лицу – прямая прерогатива пресс-секретаря. Он регулирует встречи, интервью, их продолжительность и регулярность. Задача пресс-секретаря – создавать и поддерживать бесконфликтную, лучше дружескую атмосферу взаимоотношений между руководителем органа власти и СМИ. Здесь необходимы коммуникабельность, дипломатичность, гибкость.
2)Охранная: защита служебной информации, государственной тайны. Каждое ведомство, каждая властная структура имеет информацию, которая не может быть всеобщим достоянием. Хотя в российском законодательстве пока не проработаны должным образом вопросы охраны служебной тайны в органах власти, государственные интересы диктуют необходимость ограничения гласности по определенным вопросам. Пресса, особенно частная, коммерческая, в свою очередь стремится заполучить именно такую информацию. Пресс-секретарю важно умело выстраивать отношения с журналистами, чтобы не создавать ощущения излишней закрытости власти, при этом защитить служебную информацию.
3)Внутренняя: сбор и анализ информации об освещении в СМИ деятельности органа власти, его руководителя. Ежедневно на стол президента (губернатора, мэра) ложится оперативный обзор СМИ. Модель этого обзора, на что следует обращать особое внимание составителю – все это решается в каждом аппарате по-своему. Исполнение внутренней функции требует определенного мужества. Профессиональная честность, этика диктуют пресс-секретарю одни нормы, а логика чиновнического приспособления – иные. Именно об этом пишет В.Костиков в заключительной части своей книги «Роман с президентом». Понимая, что никто из окружения не пойдет на такой шаг, пресс-секретарь передал президенту служебную записку: «Главное, о чем мне хотелось поставить президента в известность, - это нарастающая в обществе критика в его адрес.
Для
меня становилось все более
стороны, явно переоценивая отношение к себе народа. Словом, задача была не из простых. Важно было и предостеречь, и не обидеть президента» (15- стр.314) Затем была поездка в Германию с рядом скандальных эпизодов, новая попытка пресс-секретаря выразить предостережение – уже в тексте очередного обзора СМИ. И что же? «Впервые за время совместной работы Борис Николаевич не подал мне при встрече руки. Глядел мрачно, недобро. «(15-стр.320) А впереди была выборная кампания 1996 года»… Гомеопатические дозы «внутренней критики» перестали действовать на президента. Нужно было некое более радикальное средство. Таким средством нам представлялся коллективный демарш. Причем такой, который бы не задел честь президента.»(15-стр.327). Так родилось «письмо семи»- обращение к президенту семи его помощников (в том числе В.Костиков). Вскоре пресс-секретарь был отстранен от должности. Стал «бывшим Костиковым».
Данный
эпизод из биографии бывшего пресс-
сложность и ответственность функций, выполняемых на этом посту, а также
обнажает
важность профессионального этичного
поведения.
Отличия ПР - структурах государственного управления от подобных структур коммерческого менеджмента можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению.
Различия по целям. Цели ПР - структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, а для коммерческого ПР характерно способствовать достижению главной цели организации - прибыли.
Различия по ресурсам. Отношения в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности предприятия, что позволяет им использовать и инструменты рекламы для достижения поставленных целей. Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических часто возникают проблемы из-за их недостаточности. Но государственные органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными рычагами.
Различия по ответственности. Ответственность в коммерческой сфере связана с внутренней составляющей компании - непродуманная ПР - кампания может привести к разорению. В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в свих действиях и решениях ответственно перед обществом, что с одной стороны говорит о более размытых требованиях, но с другой стороны эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую.
Различия в мотивах. В государственных организациях основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована прежде всего на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить отношения с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно распределить бюджетные средства, выделенные на ПР - мероприятие, так как денежные потоки слишком контролируются. В коммерческих организациях в качестве мотива выступает предпринимательский успех.