Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:40, курсовая работа
Современные пресс-службы выполняют в своих организациях роль информационного центра. Отчасти они являются той основной структурой, которая обеспечивает сбор, обработку, сохранение и трансляцию информации во внешнюю среду. Целью данной работы является определение приемов и методов работы пресс-службы со средствами массовой информации.
Введение
Актуальность работы. Современные пресс-службы выполняют в своих организациях роль информационного центра. Отчасти они являются той основной структурой, которая обеспечивает сбор, обработку, сохранение и трансляцию информации во внешнюю среду.
Отношения со средствами массовой информации, по сути своей, являются двусторонними. Пресс-служба служит связующим звеном между организацией, которую она представляет и прессой, радио, телевидением, информационными агентствами.
В эпоху телевидения,
глобальных телекоммуникаций, сети интернет,
общественное мнение формируется в
значительной степени под воздействием
того, что люди видят в центральных,
местных средствах массовой информации.
СМИ служат для организации, во-первых,
каналом широкого информирования общественности
самой организации, а во-вторых, источником
информации, необходимым для принятия
решений. Это обуславливает
Проблема планирования взаимодействия со средствами массовой информации достаточно хорошо разработана в отечественной и зарубежной литературе.
Степень научной разработанности. Основоположником изучения взаимодействия пресс-службы со СМИ был Айви Ли. Именно он был первым пресс-секретарем и сделал первое заявление для печати. В 1906 году в США ему было поручено помочь одной компании предотвратить назревавшую забастовку. Это заявление ознаменовало революцию в отношениях между деловыми кругами и общественностью. Пренебрежительное отношение к общественности, которое ранее было повсеместно, стало вытесняться желанием ее информировать.
В дальнейшем данной проблемы занимались такие ученые как С. Блэк, С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум, А.Н. Чумиков, В.В. Ворошилов, Г.Г. Почепцов и другие1.
Объектом исследования является деятельность пресс-службы. В качестве предмета изучения выступает планирование и осуществление взаимодействия со средствами массовой информации как основное направления деятельности пресс-службы.
Целью данной работы является определение приемов и методов работы пресс-службы со средствами массовой информации.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза работы:
Взаимодействие со средствами массовой информации – ключевое направление работы пресс-службы, так как отношения между информационным отделом предприятия и журналистами сказываются на качестве освещения деятельности организаций в масс-медиа. Только имея разработанные каналы связи со СМИ, понимая цели и задачи, зная способы реализации идей, пресс-служба сможет функционировать эффективно.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения взаимодействия пресс-службы и средств массовой информации
Большинство современных российских компаний, правительственных учреждений и органов власти имеют в своей структуре пресс-службы, чья деятельность, так или иначе, направлена на взаимодействие со средствами массовой информации. На протяжении всего времени существования подобных отделов и практики, и теоретики связей с общественностью пытаются определить специфику их деятельности, выявить наиболее общие цели и задачи их работы.
«Пресс-служба - группа людей, занятая сбором информации, хранением, обработкой и распределением информации». Такую характеристику работе пресс-служб дал еще С. Блэк2.
На данный
момент пресс-службы, пресс-центры и
различные их модификации воплощают
организационные формы
В своей работе «Энциклопедия PR от поколения P-Next» А.В. Бекетов и Д.И. Игнатьев констатируют, что понятие сущности, характер функций пресс-службы большей частью зависят от того, какой подход к ее построению будет выбран. На основании исследования деятельности пресс-служб различных организаций авторы выявили три таких подхода, каждый из которых определяет место службы в общей структуре компании, ее роль в управлении жизнью организации и степень самостоятельности компании в осуществлении своей информационной деятельностью.
В рамках первого подхода, пресс-служба рассматривается как один из ключевых механизмов управления деятельностью организации и ее развития. В этом случае пресс-служба выступает «системообразующим элементом», напрямую подчиняется руководству компании и имеет широкие полномочия по использованию ресурсов организации.
При использовании второго подхода, пресс-службе отводится роль «промежуточного звена» между компанией и внешними субъектами информационной деятельности. Задачи службы при этом ограничиваются сформулированным руководством перечнем и, как правило, ограничиваются мониторингом средств массовой информации, проведением мероприятий и взаимодействием со СМИ.
Третий подход
предполагает использование инструментов
аутсорсинга, то есть поручения выполнения
ряда функций сторонним
В рамках каждого из представленных походов, авторы работы предлагают и свою логику построения пресс - службы организации. Ее структура определяется в зависимости от величины компании, ее целей и задач, от интереса общества к ее работе, от стремления и умения руководства вести публичную деятельность.
Крупные организации имеют собственные пресс-службы или пресс - центры. Чаще всего они являются подразделениями отдела PR. В небольших организациях эта функция может совмещаться с другими функциям исполнителя. Штат пресс-службы может составлять различное количество людей – от 1 - 2 до 20 и более.
Как правило, пресс-служба состоит из следующих подразделений:
Современная пресс-служба осуществляет многофункциональную деятельность:
- Выстраивание эффективных отношений со СМИ. Сотрудники пресс-службы готовят информационно-аналитические материалы и рассылают их в соответствующие издания, предоставляют необходимую информацию по запросам СМИ, готовят интервью с руководителем организации, организуют пресс-конференции, брифинги, круглые столы и т.д.
- Формирование корпоративной культуры. Сплоченность коллектива и принятие правильных решений необходимо для эффективной работы всей организации в целом. Этот вид деятельности особенно важен в кризисных ситуациях, когда пресс-служба выпускает печатные материалы, реализует обучающие программы, нацеленные на выработку антикризисных решений.
- Формирование положительного имиджа организации.
- Подготовка обзоров СМИ для руководителя организации. Сотрудники пресс-службы отбирают наиболее важные социально-экономические факты и предоставляют их к сведению руководителей подразделений или всей организации в целом.
- Спичрайтинг. В функции пресс-службы входит подготовка письменных выступлений (от поздравлений до содержательных отчетов).
- Проведение внутрикорпоративных мероприятий: издание корпоративных журналов, брошюр; создание информационных стендов, организация корпоративных праздников и др.
- Ведение пресс-досье. Пресс-досье содержат данные об основных изданиях, ведущих журналистах, работающих над соответствующими темами.
- Ведение официального сайта компании, поддержка интерактивных сервисов6.
Таким образом, работа пресс-службы - это спланированные и осуществляемые в течение длительного времени действия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью. Предпринимательские службы не могут игнорировать связи с общественностью, понимая значимость их влияния на эффективность деятельности. В связи с этим пресс-службы должны занимать важное место в работе организаций.
1.2. Взаимоотношения со СМИ как направление деятельности пресс-службы
Планирование и осуществление взаимодействия со средствами массовой информации является одной из основных функций пресс-службы. Главная цель взаимодействия со СМИ – коммуникация с целевыми группами, входящими в их аудиторию. На практике цель взаимодействия со СМИ часто воспринимается более узко - как создание и поддержание известности.
Специфика СМИ как канала коммуникации с целевыми группами заключается в том, что посредниками в ней являются журналисты. Именно они определяют, какая часть исходного сообщения и в каком контексте войдет в конечный продукт СМИ.
Специалист по взаимодействию со СМИ должен концентрироваться на точках пересечения интересов своей организации и СМИ.
Задача пресс-секретаря
стать полноценным ньюс-
Прежде, чем начать сотрудничество с масс-медиа, важно определить что и кому необходимо сказать. Существует следующая модель планирования взаимоотношений со СМИ:
Данные предложения по инициированию освещения деятельности организации в СМИ, необходимо рассмотреть, опираясь на следующие критерии:
Необходимым условием деятельности пресс-службы на этапе планирования взаимодействия со СМИ должно быть формирование внутреннего документа, описывающего основы информационной политики организации. Рассмотрим, основные детали этого документа:
- Фиксирование основных задач пресс-службы (например, увеличение количества упоминаний компании в позитивном или нейтральном контексте в несколько раз).
- Закрепление порядка взаимодействия пресс-службы с другими подразделениями. Так, пресс-секретарь должен иметь достаточно высокий статус, чтобы обладать правом в любой момент запрашивать информацию у любого сотрудника компании.
- Прописанный порядок согласования и передачи информации СМИ (может ли пресс-секретарь давать комментарии самостоятельно).
- Анализ зон возможностей (особенно выигрышные аспекты работы организации) и зон риска (план кризисных коммуникаций).
- Назначение компетентных сотрудников, которым поручено представлять организацию в СМИ, давать комментарии от своего имени, участвовать в телепередачах и прочее.
- Определение
перечня целевых аудиторий
- Анализ медиарынка и отбор СМИ, с помощью которых можно наиболее эффективно донести ключевые послания до выбранных целевых групп9. Взаимодействие с этими СМИ отвечает интересам организации и должно осуществляться в приоритетном порядке.
Информационные поводы, которые пресс-служба собирается выносить на повестку дня, как правило, можно планировать заранее. Их план также может быть приложен к документу об информационной политике.
Сотрудники пресс-службы должны делать все возможное, чтобы обеспечить непрерывный поток новостей, исходящих от организации. Однако журналисты должны рассматриваться не просто как канал трансляции информации через СМИ, а как отдельную значимую аудиторию. Представители СМИ активно участвуют в формировании мнения о предприятии, его продукции, услугах. От того, насколько это мнение положительное и устойчивое, во многом зависят известность и репутация предприятия. Журналисты всегда имеют возможность путем публикации или непубликации информации в своих СМИ способствовать развитию предприятия или, наоборот, препятствовать ему.