Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение информационного общества и его взаимодействия с культурой. Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности планетарной цивилизации и ноосферы В.И.Вернадского;
2) исследование постиндустриального информационного общества Д.Бэлла;
3) анализ третьей цивилизационной волны Э.Тоффлера;
4) изучение сущности концепции информационного общества М.Кастельса
5)исследование взаимодействия информационно-коммуникационных ресурсов и культурного воспроизводства;
6) анализ взаимодействия, влияния и взаимосвязи информационного общества и культуры.
Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Становление теории информационного общества................................6
1.1 Планетарная цивилизация и ноосфера (В.И.Вернадский)..................6
1.2 Постиндустриальное информационное общество (Д.Бэлл)..............11
1.3 Третья цивилизационная волна (Э.Тоффлер).....................................14
1.4 Информационное общество (М.Кастельс)..........................................17
Глава 2. Актуальные проблемы информационного общества..........................22
2.1 Неравенство стран и регионов.............................................................22
2.2 Создание информации и ее правовое регулирование........................25
2.3 Электронная торговля и сопутствующие проблемы.........................28
2.4 Перспективы развития информационнного общества......................31
Заключение.............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................37
Содержание
Введение......................
Глава 1. Становление теории информационного
общества......................
1.1 Планетарная цивилизация
и ноосфера (В.И.Вернадский)..............
1.2 Постиндустриальное
1.3 Третья цивилизационная волна
(Э.Тоффлер)...................
1.4 Информационное общество (М.Кастельс)..................
Глава 2. Актуальные проблемы информационного
общества......................
2.1 Неравенство стран
и регионов....................
2.2 Создание информации и ее правовое
регулирование.................
2.3 Электронная торговля и сопутствующие
проблемы......................
2.4 Перспективы развития
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Для того, чтобы яснее представить место современного общества в историческом развитии человечества, очень кратко охарактеризуем предшествующие этапы.
Для примитивного общества было характерно минимальное использование орудий труда; из видов деятельности распространены собирательство, охота, земледелие; люди совместно проживали малыми группами на локальных территориях; мировоззрение характеризовалось тем, что мир был представлен в природных терминах, в мифах.1
Следующая стадия — традиционное, сельскохозяйственное общество характеризовалось минимальным использованием природной энергии; были распространены медные, железные орудия, примитивные технологии, основанные на ручном труде, транспортные системы с использованием лошади, корабля. Сельскохозяйственное общество характеризуется локальной экономикой и локальным рынком. Земля выступает основным источником богатства. В семье существовало четкое разделение труда. Мир был представлен символами, развивались коммуникативные системы - письмо (ручное, типографское), происходило становление наук, основных религиозных систем. Культурная преемственность осуществлялась через подчинение традиции, именно поэтому общество называется традиционным.
Сельскохозяйственное общество сменилось индустриальным. В нем развивались текстильное, топливное, металлургическое, машиностроительное и другие производства. Появились технологическая сборка; транспортные системы — железные дороги, автомобили, водный транспорт; стали развиваться средства массовой коммуникации. Происходило становление национальных рынков, стандартизированного производства. Капитал стал основным источник богатства. Окончательно оформилась нуклеарная семья с разделением труда. Среди основных духовных тенденций следует отметить начало научно-технической революции, становление индивидуализма, либерализма, рационализма.
Во второй половине XX в. человечество постепенно вступает в новую стадию исторического развития — постиндустриальное общество. Для него характерны появление и ускоренное развитие новых типов промышленности атомной, космической, биотехнологической, компьютерной, компьютерных информационных технологий, Интернет. Формируется интегрирующаяся глобальная экономика; для экономики характерны дестандартизация, демассификация, децентрализация капитала. Производство знания и «человеческий капитал» становятся основными источниками богатства. В культуре ценятся разнообразие, качество жизни, самоактуализация, «молодежная» культура.2
Актуальность данной
темы привлекает внимание большого числа
ученых и общественных деятелей, и
это неудивительно –
Целью данной курсовой работы является изучение информационного общества и его взаимодействия с культурой. Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности планетарной цивилизации и ноосферы В.И.Вернадского;
2) исследование постиндустриального информационного общества Д.Бэлла;
3) анализ третьей цивилизационной волны Э.Тоффлера;
4) изучение сущности концепции информационного общества М.Кастельса;
5)исследование взаимодействия информационно-коммуникационных ресурсов и культурного воспроизводства;
6) анализ взаимодействия, влияния и взаимосвязи информационного общества и культуры.
В ходе исследований использовались следующие приемы и методы: анализ, метод сравнения, монографический метод, исторический метод.
Теоретической и методологической базой для написания курсовой работы послужили статьи и публикации авторов ( Д.Белл, В.Л.Иноземцев, О.В.Зенина, И.С.Мелюхин, О.Б.Скородумова, Э.Тоффлер, В.И.Добреньков, А.И.Кравченко, А.В.Костина, М.Кастельс, Л.Д.Рейман, М.В.Заковоротная и др.), периодические издания («Альманах центра общественных наук», «Социально-гуманитарные знания» и др.)
Таким образом, стремительное развитие современных телекоммуникационных и информационных технологий привело к становлению нового общества – информационного. Использование информационных технологий значительно изменяет не только то, как производятся продукты и услуги, но и то, как все мы живем. Технологическая составляющая общественного и экономического развития государств сегодня очень существенна, при этом скорость происходящих под ее воздействием изменений настолько велика, что даже на глазах одного поколения происходит несколько циклов технологического обновления.
Глава 1. Становление теории информационного общества
1.1 Планетарная цивилизация и ноосфера (В.И.Вернадский)
Вернадский предвосхитил неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство средств массового уничтожения - все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном - планетном аспекте.
Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы.3 Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского. Несокрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:
1. Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.
2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.
3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.
4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.
Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.
Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.4
Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это - «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы»; идея о государственном объединении усилий человечества.5
Поражает созвучность
идей Вернадского нашему времени. Постановка
задач сознательного регулирова
О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершенной работе «Научная мысль как планетное явление», но преимущественно с точки зрения истории науки.
Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия и посмотрим как они выполнены на сегодняшний день.
Проследим, насколько выполняются эти условия в современном мире и остановимся более подробно на некоторых из них:
1. Заселение человеком
всей планеты. Это условие
2. Резкое преобразование
средств связи и обмена между
странами. Это условие также можно
считать выполненным. С
3. Усиление связей, в
том числе политических, между
всеми странами Земли. Это
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере. Это условие также можно считать выполненным, хотя именно преобладание геологической роли человека в ряде случаев привело к тяжелым экологическим последствиям. Объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира, сейчас почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли.7
5. Расширение границ
биосферы и выход в космос.
В работах последнего
6. Открытие новых источников
энергии. Условие выполнено,
7. Равенство людей всех рас и религий. Это условие если не достигнуто, то, во всяком случае, достигается. Решительным шагом для установления равенства людей различных рас и вероисповеданий было разрушение в конце прошлого века колониальных империй.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.
9. Свобода научной
мысли и научного искания от
давления религиозных,
10. Продуманная система
народного образования и
11. Разумное преобразование
первичной природы Земли с
целью сделать её способной
удовлетворить все
12. Исключение войн из жизни общества. Но оно не выполнено и пока неясно, может ли быть выполнено.
Таким образом, мы видим, что налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс ее образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные. Устремленность в будущее - характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.