Проблемы информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение информационного общества и его взаимодействия с культурой. Достижение указанной цели предусматривает решение следующих задач:
1) рассмотрение сущности планетарной цивилизации и ноосферы В.И.Вернадского;
2) исследование постиндустриального информационного общества Д.Бэлла;
3) анализ третьей цивилизационной волны Э.Тоффлера;
4) изучение сущности концепции информационного общества М.Кастельса
5)исследование взаимодействия информационно-коммуникационных ресурсов и культурного воспроизводства;
6) анализ взаимодействия, влияния и взаимосвязи информационного общества и культуры.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Становление теории информационного общества................................6
1.1 Планетарная цивилизация и ноосфера (В.И.Вернадский)..................6
1.2 Постиндустриальное информационное общество (Д.Бэлл)..............11
1.3 Третья цивилизационная волна (Э.Тоффлер).....................................14
1.4 Информационное общество (М.Кастельс)..........................................17
Глава 2. Актуальные проблемы информационного общества..........................22
2.1 Неравенство стран и регионов.............................................................22
2.2 Создание информации и ее правовое регулирование........................25
2.3 Электронная торговля и сопутствующие проблемы.........................28
2.4 Перспективы развития информационнного общества......................31
Заключение.............................................................................................................34
Список литературы................................................................................................37

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 194.00 Кб (Скачать документ)

Одним из значительных препятствий  на пути становления глобального  информационного общества и решения  возникающих в ходе его развития проблем является языковой барьер.32 Нетрудно заметить, что большая часть информации в Интернете дается на английском языке, в то время как и на других языках мира в Сети содержится весьма важная и достаточно интересная информация. Поэтому чрезвычайную ценность приобретает развитие возможности межъязыковой коммуникации. Для того чтобы Интернет стал подлинным международным каналом общения, необходимо создание инструментария, который поможет его пользователям, во-первых, понимать представленную информацию, во-вторых, поставлять содержимое на максимально большем числе языков. В этом направлении сегодня ведутся интенсивные исследовательские работы. 

Наряду с этим появляются принципиально новые реальные угрозы использования достижений в области новых информационно-коммуникационных технологий в целях, несовместимых с основными принципами поддержания мировой стабильности и безопасности, таких как суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров и конфликтов.33 В частности, для развитых стран создается соблазн использовать имеющиеся у них преимущества в компьютерных технологиях и средствах информационно-психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание для информационной, политической, экономической и культурной экспансии. 

Основы электронной  коммерции были заложены с появлением кредитных карт. Но настоящий бум  возник после широкого внедрения  Интернет, когда появилась возможность  доступа к этой сети с домашней ЭВМ. Сейчас вряд ли кто-либо из клиентов Интернет в России покупает ЭВМ или даже бытовую технику, не просмотрев соответствующую информацию в сети и не выбрав поставщика с наилучшим предложением. Электронная торговля возникла из рекламы через Интернет. Сначала фирма создавала свой WEB-сервер, где были представлены товары или услуги с указанием их расценок. Позднее через форму HTML стало возможным сделать заказ. Так появились первые Интернет-магазины. Оплата на первом этапе производилась исключительно через кредитные карточки. Но скоро выяснилось, что существуют области, где кредитные карты не оптимальны (речь идет о покупках с ценами, сопоставимыми с одним центом, а себестоимость операции с кредитной картой относительно высока), да и безопасность первых систем оплаты оставляла желать лучшего. Так появились самые разнообразные схемы платежей.34

Проблема доверия не так проста и за рубежом, но уже  по иной причине. Программное обеспечение, обслуживающее электронную торговлю и банковские операции, может иметь  случайные или преднамеренные ошибки. Достаточно вспомнить банковскую программу, которая при начислении процентов по вкладам всегда округляла результат до цента в меньшую сторону, а разницу (доли цента) переводила на счет автора программы, что при большом числе операций составило многие тысячи долларов. С этой точки зрения желательно, чтобы тексты программ были общедоступны. Но такие программы достаточно сложны, создание их требует больших инвестиций, и по этой причине их тексты обычно составляют коммерческую тайну. А человек должен доверить свои с таким трудом заработанные деньги этой программе. Согласитесь, что это психологически не так просто. По этой причине верификация и сертификация таких программ выступает на лидирующие позиции.35

Эти и многие другие обстоятельства, безусловно, тормозят развитие электронной торговли, но остановить прогресс в этой области даже они не в силах.

Таким образом, наряду с  очевидными благами информационная революция привносит и совершенно новые проблемы и противоречия, обозначенные выше. В силу глобального характера формирующегося информационного общества их разрешение представляется возможным лишь с помощью выработки и последующей реализации соответствующих международных механизмов, поскольку ни одна страна не способна в одиночку справиться с подобного рода проблемами. При этом даже если такие международные механизмы все-таки удастся выработать, эффективность их использования напрямую будет зависеть от выполнения установленных правил всеми участниками глобального информационного обмена.

2. 4. Перспективы развития информационного общества

За последние годы многие страны и международные организации  в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. Эти документы принимают разнообразную  форму, но преследуют одну цель – войти в число лидеров мирового сообщества.36 

В основу инициативы Еврокомиссии была положена концепция Европейского Пути – так официально именуется  разрабатываемая стратегия развития Европейского союза. Показательно, что  эта стратегия разрабатывается на основе идей устойчивого информационного общества и при самом активном участии консультационного органа Евросоюза – Форума информационного общества.37 

В своем докладе на Международном симпозиуме «Глобальное Информационное Общество: Деятели и Жертвы» Poitiers-Futuroscope, Франция, 1-5 марта 1999г. от имени Форума информационного общества профессор Ф.Й. Радермахер рассказал о некоторых акцентах Европейской стратегии, которые необходимы именно для выхода на траекторию устойчивого информационного общества. Важнейшие среди них:  
- активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг; 

- обеспечение для каждого  гражданина Европы дешевого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;

Постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как: справедливость, всеобщая включенность в информационное общество,  
сопротивление социальной разобщенности, избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), партнерские отношения между государственными и частными организациями, инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ, создание новых рабочих мест,  
доступ к образованию, профессиональной (пере)подготовке и (пере)обучению в любом возрасте, политика социального согласия между всеми регионами;  культурное и лингвистическое разнообразие;  
большое внимание к экологическим аспектам устойчивости; инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;  
соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;  
развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах; развитие систем (пере)обучения на распределенной мультимедийной основе; развитие систем профессиональной (пере)подготовки для новых сфер деятельности.

Среди прочих международных  документов можно отметить подписанный 22 июля 2000 года руководителями стран большой семерки (G-7) документ «Окинавская Хартия Глобального информационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества.38

Другими важными перспективными направлениями развития информационного  общества являются – интеллектуализация общества, создание и внедрение новых  социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего.

В концепции Государственной  политики Российской Федерации в  области развития информационного  общества выделены следующие наиболее актуальные задачи:

1. Совершенствование  законодательства и регулирования  в сфере информации и информатизации. 

2. Обеспечение информационной  безопасности и защиты информации. 

3. Расширение международного сотрудничества и торговли в области ИКТ.

Определяющим фактором общественной жизни в целом является научное знание. Оно вытесняет труд ( ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации.39

Таким образом, уровень  знаний, а не способность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на «имущих» и «неимущих» приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, в ту пору как неинформированные - это «новые бедные». Соответственно очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры.

Заключение

Современные телекоммуникационные технологии сглаживают все традиционные механизмы развития общества и его  культуры. Новая информационно-компьютерная среда выступает условием формирования нового типа личности. Это значит, техногенная эволюция влияет на межкультурное и межличностное взаимопонимание, вызывает социокультурные изменения в структуре идентичности, приводит к формированию новых образцов, норм поведения, жизненных ориентиров. Выявляются предпосылки, определяющие процесс развития «сетевой жизни» и новых коммуникативных отношений. В качестве существенной особенности современного социокультурного положения общества выступает новая модель среды «человек — компьютер — интерактивность». С появлением компьютерной сети впервые в истории человечества возникает созданное сетевой технологией глобальное пространство. 

В целом процесс информатизации обусловливает возникновение нового типа человека — «homo informaticus», причём виртуальная реальность выступает  здесь как механизм создания такого типа.

С учетом того, с какой  скоростью меняется современный  мир, нельзя быть на 100% уверенным, что  мы уже не шагнули из общества «информаци Классик современной западной футурологии Элвин Тоффлер, обобщая развитие человеческого общества в XX в. и пытаясь осознать те потрясающие перемены, которые вводят нас в XXI в., показал, что знание в современном обществе превращается в настоящее богатство и в ту взрывную силу, которая произведет сдвиг власти. Весь общественный организм подвергается резким трансформациям, уходит в небытие деление мира на социалистический и капиталистический, на Север и Юг. На смену этому приходят системы быстрых и медленных экономик. Если первые основаны на инновации и обновлении, на идее неповторимости, то вторые традиционно устойчивы и инерционны в своем существовании. Новый экономический мир основывается на знаниях и способностях человека, на мироощущении свободы и идее творческого саморазвития.

Одним из методологических подходов, концептуально осмысливающим  происходящие изменения, оказалась идея японского социолога Е. Масуды. В 1945 г. он предложил теорию, многим казавшуюся фантастической, — теорию «информационного общества». Это общество, объединенное единой информационной сетью, благодаря которой появится возможность для человечества вырабатывать единые цели, а для человека — проявить свои творческие возможности. Внедрение новых информационных технологий и, прежде всего, компьютерной техники и систем телекоммуникационных связей показали, что концепция информационного общества отнюдь не является утопичной. Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и роботизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50 процентов трудоспособного населения. Концепция «информационного общества» определила пути формирования -«материального тела» культуры конца XX - начала XXI в.

Менее оптимистичным  выглядит сценарий будущего, представленный С. Хантингтоном, где говорится о «столкновении цивилизаций». Известный политолог считает, что впервые в человеческой истории мир оказался многополюсным и многоцивилизационным. Распространение западных идеалов и норм не приведет к возникновению всеобщей цивилизации. Возникает мировой порядок, основанный на разнотипных цивилизациях, объединенных близостью языков и культур; страны группируются вокруг ведущих или стержневых стран «своих» цивилизаций — европейской, славянской, исламской и т.д. Претензии Запада на универсальность своей цивилизации, попытки «вестернизации», распространения своей культуры приведут к конфликтам с другими цивилизациями, вызовут «сплочение родственных стран».

Таким образом, грядущая эпоха характеризуется как эпоха  столкновения цивилизаций, и будущее мира во все большей степени зависит от понимания, сотрудничества, культурного взаимодействия народов и их политических лидеров.

Сказанное дает основания  заключить, что в постиндустриальном и информационном обществе, по сравнению  с обществом массовым индустриальным, объективно изменяется значение и роль личности, активность которой фундируется не внешними побудительными стимулами деятельности, а, по преимуществу, внутренними. Более того, само становление этой системы оказывается обусловленным не только материальным прогрессом, но и изменением ценностных ориентаций личности, настроенной на творчество, развитие и самосовершенствование. В то же время представляется более точным говорить об изменении количественных, но отнюдь не качественных параметров формирующейся культуры: по-видимому, инновативная, сложная, специализированная культура, предполагающая высокую творческую активность, останется еще в течение достаточно продолжительного времени культурой высокообразованной части общества и с ростом этой социальной страты будет приобретать все более существенное значение, стандартизированная же культура сохранит свое доминирующее положение (по крайней мере, количественно) как культура социальных слоев, обладающих массовым сознанием.

 

 

 

Список литературы

  1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М.: Академия, 1999.
  2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы – М.: Логос, 2000.
  3. Зенина О. В. Информационное общество: цифровое настоящее и цифровое будущее, достижения и противоречия // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 - Культурология.
  4. Мелюхин И.С. Информационное общество: проблемы становления и развития : Философский анализ : автореферат дис. доктора философских наук : 09.00.08, 09.00.11 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. Москва, 1997.
  5. Скородумова О. Б. Отечественные подходы к интерпретации информационного общества: постиндустриалистская, синергетическая и постмодернистская парадигмы // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 - Культурология.
  6. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.
  7. Аль-Ани, Н. М. Философия техники: очерки истории и теории : учебное пособие / Н. М. Аль-Ани. – СПб, 2004.
  8. Добреньков, В.И., Кравченко, А.И. Социология в 3 т.Т.1: Методология и история / В.И.Добреньков, А.И.Кравченко.-М.: ИНФРА-М, 2007.
  9. Костина А. В. О тенденциях развития культуры// Знание.-2007.-№7.
  10. Кастельс, М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология; под. ред. В.Л. Иноземцева/ М.Кастельс. -М.: Academia, 1999.
  11. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М.Кастельс.- М.: Наука, 2006.
  12. Рейман, Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении / Л.Д.Рейман// Вопросы философии.- 2007. № 3

Информация о работе Проблемы информационного общества