Роль СМИ в избирательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание

Задачи:
рассмотреть основополагающие правовые акты, регулирующие основы проведения выборов и закрепляющие правовое положение СМИ;
рассмотреть первостепенные посылы власти к тому, чтобы иметь подконтрольные СМИ;
рассмотреть, как административный ресурс может повлиять на принятие окончательного решения гражданином;
проанализировать, насколько масс-медиа в России являются свободными;
изучить основные манипулятивные технологии средств массовой информации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РФ И ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ
1.1 Нормативно-правовые акты о выборах…………………….6
1.2. Законы о СМИ………………………………………………8
2. УЧАСТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВЫБОРНЫХ КАМПАНИХ
2.1 Проблема свободы СМИ в выборных кампаниях…….16
2.2 Зачем власти нужны управляемые масс?..
2.3 Манипулятивные технологии и СМИ………………………13
Заключение…………………………………………………………25
Литература…………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Философский факультет

     Кафедра политологии 
 
 
 

        Кириллова Галина Михайловна

     РОЛЬ  СМИ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

     Курсовая  работа 
 
 
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………..3

  1. ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РФ И ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ

      2.1 Нормативно-правовые  акты о выборах…………………….6

      2.2. Законы  о СМИ………………………………………………8

  1. УЧАСТИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ВЫБОРНЫХ КАМПАНИХ
  2. Проблема  свободы СМИ в выборных кампаниях…….16
  3. Зачем власти нужны управляемые масс?..
  4. Манипулятивные  технологии и СМИ………………………13
 
     Заключение…………………………………………………………25

     Литература…………………………………………………26

     
      
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Современный человек огромное количество информации об окружающем мире получает из средств массовой информации. Имея реальную возможность оказывать своё воздействие на миллионы жителей, средства массовой информации, таким образом, уже давно стали «четвёртой властью».

     Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через и с помощью СМИ. Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне все более растущего проникновения СМИ в политическую сферу, их превращения в один из важнейших инструментов реализации политического процесса. 

     Средства  массовой информации играют главенствующую роль в проведении свободных выборов. Свободные выборы являются одним  из важнейших и неотъемлемых условий  демократии. В гражданском обществе выборы выполняют следующие функции: репрезентация мнений и интересов различных слоёв общества; способ разрешения конфликтов; рекрутирование новой политической элиты; средство мобилизации населения в поддержку общественно значимых ценностей и партийных программ.

     Современные средства массовой информации дают возможность  передавать огромные объёмы информации на столь же огромные по численности  аудитории, преодолевая при этом любые временные барьеры и  практически безграничные расстояния. В России масс-медиа, пользующиеся наибольшей популярностью и охватывающие большую часть территории страны принадлежат полностью или частично государству. В связи с этим возникает множество актуальных вопросов, некоторые из них будут рассмотрены в данной курсовой работе.

     По  вопросам средств массовой информации и выборов ведутся широкие  дискуссии представителями различных  дисциплин – политологии, журналистики, психологии и других. Среди работ  по данной теме, наиболее интересными на наш взгляд, являются работы Ю.В. Щербатых «Психология выборов», С.Г. Кара-Мурза «Манипуляция сознанием», О. Карпухин, Э. Макаревич «Формирование масс: Природа общественных связей и технологий «паблик рилейшнз»», В.В. Прозоров «Власть современной журналистики, или СМИ наяву», И.М. Клямкин, Т.И. Кутковец «Кремлёвская школа политологии» и другие. Среди статей можно выделить Ю.А. Красин «Политическое самоопределение России: проблемы выбора», П. Шампань «Делать мнение: Новая политическая игра». Данные работы имеют особую теоретическую ценность, поскольку в них отражены основные направления взаимодействия власти, СМИ и общества в период выборов.

     К сожалению, несмотря на обилие информации по данной тематике, в литературе остаётся достаточно много белых пятен. Существует мало современных работ, посвящённых рассмотрению масс-медиа в период выборов, в которых рассматривались бы все аспекты взаимодействия триады СМИ – общество – власть.

     Объектом  исследования в данной работе выступают  СМИ, предметом исследования является информационная активность.

     В ракурсе темы данной работы основной целью будет рассмотрение информационной активности масс-медиа в период выборов. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть основополагающие правовые акты, регулирующие основы проведения выборов и закрепляющие правовое положение СМИ;
  • рассмотреть первостепенные посылы власти к тому, чтобы иметь подконтрольные СМИ;
  • рассмотреть, как административный ресурс может повлиять на принятие окончательного решения гражданином;
  • проанализировать, насколько масс-медиа в России являются свободными;
  • изучить основные манипулятивные технологии средств массовой информации.

     Гипотеза данной курсовой работы: власть с помощью средств массовой информации добивается мобилизации поддержки граждан.

     При раскрытии темы данной курсовой работы применялись дескриптивный подход, а также опросные и неопросные методы эмпирических исследований: опрос и анализ документов.  Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе будет проведён анализ нормативно-правовых актов, фиксирующих деятельность СМИ в период выборов и закрепляющих проведение выборов. Во второй главе будут выборы с позиции освещения их свободными и подконтрольными государству средствами массовой информации, а также причины, по которым у власти находятся полностью или частично все значимые СМИ. В заключение главы будут рассмотрены манипулятивные технологии масс-медиа. 
 
 

 

1. ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ В РФ И ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СМИ 

     1.1 Нормативно-правовые акты о выборах 

     Преобразования, происходящие в России и обществе, порождают дискуссии о ее политическом и правовом устройстве, о дальнейшем пути развития страны. В этом свете  особое значение приобретают проблемы, связанные с политической стабильностью, развитием институтов гражданского общества.

     Таким образом, первостепенную важность приобретает  вопрос о направлении развития политической системы и института выборов  в стране, их взаимодействия и функциональности1.  

     В основе проведения выборов в Российской Федерации лежит особый законодательный массив - избирательное законодательство, которое призвано обеспечить, в первую очередь, законность выборов, надежную работу избирательных механизмов, стабильность и прозрачность системы в целом.

     В состав избирательного законодательства входит ряд нормативно-правовых актов, которые закрепляют основы проведения выборов, являются фундаментом этого  института. К ним необходимо отнести  такие законы, как Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"; Федеральный закон "О политических партиях"; Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"; Федеральный закон "О выборах Президента РФ"; Федеральный закон "О ГАС "Выборы". Также, нормы, касающиеся избирательной системы содержит основной закон нашей страны - Конституция РФ. Иными словами – нормативные акты, в которых содержатся правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов являются источниками избирательного права. Но список источников избирательного права не ограничивается лишь внутригосударственными правовыми актами.

     Важнейшую роль также играют международные нормы права, где закреплены положения о подготовке и проведении выборов. Международные избирательные стандарты являются обязательными для всей выборной системы Российской Федерации. В то же время, нормы федерального законодательства по вопросам выборов не должны вступать в противоречие с международными избирательными стандартами. Эта позиция соответствия принята на доктринальном уровне и распространяется на все нормативно-правовые акты в Российской Федерации. В ст. 15 Конституции РФ прямо закрепляется, что нормы международного права, в случае их коллизии с нормами федерального законодательства имеют приоритет2. Однако, этот принцип не распространяется на саму Конституцию РФ, в случае коллизии норм международного права с ней. В таком случае приоритет имеет Конституция, что подтверждается содержанием ч. 6 ст. 125 Конституции РФ. В соответствии с ней, международные договоры РФ, не соответствующие Конституции не подлежат введению и применению3.

     Однако, в современной России, несмотря на уже существующий нормативно-правовой массив, наличествует проблематика исполнения норм права о выборах, иными словами, закон исполняется не всегда, имеются нарушения, отступления от закона. Таким образом, из этого вытекает необходимость в дальнейшем совершенствовании этой системы, чтобы обеспечить неукоснительное соблюдение закона субъектами права.  
 

1.2 Законы о средствах массовой информации 

     Участие средств массовой информации в процессе выборов обусловлено несколькими  факторами. Во-первых, СМИ являются, по сути, единственным связующим звеном, которое позволяет донести определенную информацию до общественности. Это касается как общей информационной картины выборов, так и отдельных ее элементов, например предвыборной агитации какого-либо конкретного кандидата. Не подлежит сомнению, что полнота информации необходима электорату в период выборов, чтобы сформировать свою точку зрения, определиться с политическими взглядами.

     Таким образом, СМИ в период выборов  – это один из самых эффективных  способов воздействия на электорат. В этом свете особый интерес представляет нормативно-правовое положение СМИ в процессе выборов. Основным законом, регулирующим деятельность средств массовой информации является Закон РФ «О СМИ», в котором закрепляются основополагающие принципы деятельности средств массовой информации, организационные моменты в деятельности средств массовой информации, принципы взаимоотношений СМИ с гражданами и организациями, а также нормы об ответственности.

     Закон «О СМИ» является основополагающим нормативным актом в сфере масс-медиа, о чем свидетельствует статья 5 данного закона: «Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов, законодательства о средствах массовой информации республик в составе Российской Федерации»4. В законе закреплены основные принципы и положения деятельности СМИ на территории Российской Федерации, к которым можно отнести:

     1. Свободу массовой информации: «поиск, получение, производство и распространение массовой информации … не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации»5.

     Принцип свободного сбора и распространения  информации является гарантом всей системы средств массовой информации. Этот принцип распространен и законодательно закреплен практически повсеместно. Соблюдение этого принципа – есть залог полноценного функционирования средств массовой информации .

     2. Недопустимость цензуры: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается»6.

     Данный  принцип призван оградить средства массовой информации от влияния лиц, заинтересованных в использовании, распространении с помощью СМИ заведомо недостоверной информации. В этом случае, СМИ теряет свое значение как независимый источник информации и становится в зависимость от должностных лиц и государственных органов, что противоречит основным принципам гласности и свободы слова. 

     Запрет  цензуры был впервые закреплен  на законодательном уровне в ст. 2 Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации"7, принятого 12 июня 1990 г. Верховным Советом СССР. Данная статья называлась "Свобода печати". Различные проекты данного закона готовились и обсуждались еще с конца 60-х годов. Однако первый официальный текст проекта был сформирован только к середине 80-х годов и не отличался особой демократичностью по отношению к средствам массовой информации.

Информация о работе Роль СМИ в избирательном процессе