Диалектита, как учение о всеобщей связи и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:13, контрольная работа

Описание

Теория диалектики есть наука о наиболее общих законах развития всей действительности, поскольку диалектика обладает универсальностью и буквально пронизывает все, включая сферу человеческой деятельности. Теория диалектики выступает методологической основой познания, точнее, всех видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и практики за время существования общества.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)


ДИАЛЕКТИКА, КАК УЧЕНИЕ О ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ И РАЗВИТИЯ.

 

1 ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИ.

 

Теория диалектики есть наука о наиболее общих законах развития всей действительности, поскольку диалектика обладает универсальностью и буквально пронизывает все, включая сферу человеческой деятельности. Теория диалектики выступает методологической основой познания, точнее, всех видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и практики за время существования общества.

Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика представляет собой диалектику внешнего мира живой и неживой природы, общества, тогда как субъективная диалектика – это диалектика мыслительной деятельности человека, нематериальной сферы действительности. Естественно, что объективная и субъективная диалектика, в общем и целом совпадают друг с другом, поскольку мышление есть более или менее адекватное отражение внешнего мира.

Диалектика выступает одновременно и теорией, и всеобщей методологией, и методом мышления, в котором реализуется эта методология. Причем диалектический метод мышления и познания противоположен метафизическому, который в силу своей односторонности предполагает рассмотрение объектов вне их подлинной связи и развития.

Любое явление действительности должно рассматриваться с учетом не только всесторонних связей в конкретной обстановке, но и истории его развития, т.е. должен соблюдаться конкретно-исторический подход к анализу явлений. Это требование имеет большое методологическое значение, особенно в связи с возникновением и широким использованием в современной науке системно- структурного метода. В соответствии с этим требованием системно-структурный метод должен дополняться историческим, осуществляться на общей базе диалектико-материалистической методологии, предполагать, стало быль, всесторонний (комплексный, системный) подход к изучению явлений действительности, системный анализ.

Если в природе и в обществе все в конечном счете совершается диалектически, то это не может не выражаться в человеческом сознании. Оно само – способ существования диалектики, но диалектики субъективной. Ее сфера – мир чувств, переживаний, знания, мысли, ценностей, духовных установок и ориентаций, морали, науки. Философии. Это мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно как и объективная диалектика бытия, в тех или иных своих сторонах воспроизводится стихийно в обыденном человеческом мышлении. Так, народным сознанием фиксируется наблюдающееся единство противоположностей в поговорках типа «нет худа без добра», «воля заведет в неволю», «счастье с несчастьем двор обо двор живут» и др. для философии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов, происходящих в сферах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалектика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики: диалектику древних философов, идеалистическую диалектику и материалистическую диалектику.

В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотношения единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия. Если обращение древних философов к подобным идеям имело, в общем, характер ценных, стихийных диалектических догадок, то немецкие философы 18-19 вв. свои размышления о развитии приводили в сознательно построенную логическую систему. Наиболее стройной теорией идеалистической диалектики стало учение Гегеля. Он признает ее ведущим началом принцип противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего развития, формулирует главные его законы. Но как объективный идеалист Гегель видит основу диалектики исключительно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диалектика свое предназначение сводила, в конечном счете, только к рациональной интерпретации «разумной» действительности для примирения с нею. И все-таки в эволюции духовно-мировоззренческой культуры гегелевское учение – ступень преходящая. Новое качество теория диалектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазвития гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики. Она отныне предстает как «наука о всеобщей связи», «наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления».

Вместе с тем в философии наших дней воспроизводятся и различные модификации иного понимания диалектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Такова, например, экзистенциалистическая версия диалектики. Ее приверженцы (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.) исходят в интерпретации диалектики из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия, трактуемого к тому же преимущественно в духе погружения одинокого индивида в коллизии личного сознания. Мир смысложизненных переживаний субъекта, особенности его духовного состояния и противоречий существования в пограничных ситуациях (страдание, чувство вины, ожидание смерти, ужас и т.п.) характеризуются, конечно, сложной динамикой чувств, мыслей и действий людей. Их диалектику нужно, безусловно, знать. Вместе с тем ограничивать ее компетенции, что свойственно теоретикам экзистенциализма только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой – при отрицании универсальной объективной диалектики бытия – крайне уязвимо и философски несостоятельно.

Одним из вариантов идеалистического понимания диалектики является ее истолкование неотомистами, современными последователями учения религиозного философа Фомы Аквинского. Неотомисты Ж. Маритен, Э. Жильсон и другие видят диалектику в сосуществовании бога и природы с момента акта творения мира.

В отличие от сугубо религиозной версии диалектики с ее трагически неразрешимыми и неустранимыми противоречиями определяемого высшими силами человеческого бытия приверженцы так называемой «негативной диалектики» сосредоточивают внимание на критике существующей действительности. Группа философов Франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) возводят в ранг главного мировоззренческого принципа идею универсального отрицания. Они определяют диалектику как «последовательное осознание неидентичности», как безоговорочное «анти», «контра», «нет» всему позитивному. Отрицание – на самом деле один из важнейших элементов  диалектики – превращается ими в абсолют, в акт всеобщего отречения.

В каждом конкретном случае подобные теоретические доктрины нуждаются в специальном анализе. В них могут содержаться ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя, в общем, такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.

В отличие от них материалистическая диалектика представляет собой философское понимание мира в его целостности, единстве и саморазвитии. Содержание диалектики как теоретической системы составляют ее элементы: категории, законы, принципы и концепции. Ознакомимся с ними подробнее.


2 ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.

 

Принцип универсальной взаимосвязи и взаимодействия.

 

Окружающие нас процессы, предметы, объекты находятся в сложной взаимосвязи. Одни связи являются очевидными, о существовании других можно судить лишь после длительных наблюдений и размышлений. Последнее объясняется тем, что связи зачастую оказываются весьма сложными, опосредованными большим числом промежуточных звеньев.

На всех структурных уровнях – от ядерного до метагалактического – обнаруживаются сложная взаимосвязь и взаимодействие явлений самой различной природы и сложности.

Данное обстоятельство получило свое адекватное выражение в основополагающем принципе материалистической диалектики – всеобщей взаимосвязи. Согласно этому принципу, связь явлений, под которой понимается такое отношение между двумя процессами, когда изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом, имеет универсальный, вселенский характер.

Хотя в природе все взаимосвязано, каждый атом Вселенной опосредованно связан как-то со всеми остальными, взаимодействие осуществляется далеко не всегда и не везде; оно предполагает определенное качественное сходство взаимосвязанных явлений. К тому же существуют и однонаправленные воздействия, при которых ответное действие на воздействующие предметы отсутствует. Так, в случае реликтового излучения, источник которого перестал существовать много лет тому назад, говорить об ответном действии облучаемого предмета на этот источник, разумеется, нет никаких оснований. Но в подобных случаях имеет место взаимодействие с другими окружающими явлениями и предметами, так что каждое явление выступает как часть единого мирового процесса, и можно говорить все-таки об универсальности, всеобщности не только взаимосвязей, но и взаимодействий.

Если бы в природе взаимодействие отсутствовало, то не было бы и движения. Движение – это результат взаимодействия и одновременно всякое изменение. Принцип взаимосвязи, таким образом, логически предшествует другому основополагающему принципу теории диалектики – принципу развития. Но только логически, ибо реально взаимосвязь и развитие не существуют раздельно.

Взаимосвязь имеет место не только между различными вещами материальной действительности, но и всевозможными другими процессами. При этом под вещью понимается субстрат явления как конкретная основа свойств последнего, которые реализуются в отношениях между явлениями, во взаимодействии с другими телами. Свойства не существуют вне своей материальной основы (вещи) и могут быть самыми различными. Многообразие свойств определяется разнообразием связей и отношений.

Классификация связей может быть осуществлена по различным основаниям. Наиболее существенное из них предполагает различные структурные уровни материальной действительности, в соответствии с иерархией которых и осуществляется их классификация. Каждому структурному уровню соответствуют свои формы связи, свой способ взаимодействий.

Особым видом связи является функциональная связь в математике. Например, в формуле S=f(t) значение функции S (пути, например) однозначно зависит от величины аргумента t (времени, в данном случае).

Большой сложностью и спецификой обладают формы связи на различных уровнях социального организма, в области социальных отношений. Все без исключения сферы общественной жизни (экономическая, политическая, идеологическая и т.п.) влияют друг на друга, а не просто связаны между собой.

Информационные связи зачастую оказываются более существенными для нормального функционирования организма, чем пищевые и энергетические.

Информационная связь предполагает канал передачи информации и соответствующий контур регуляции, в котором используется обратная связь. Если по каналу прямой связи посылается информация управления, которая в соответствии с целью системы переводит управляемый объект в заданное состояние, то по каналу обратной связи поступает так называемая осведомительная информация о состоянии управляемого объекта, используемая для последующей коррекции воздействий. Естественно, что для выступающего в роли управляющей системы живого организма «целью» является его «стремление выжить». Этой биологической цели и подчиняется вся деятельность организма.

Носителями информации, которую используют животные, могут быть самые различные раздражители (запах, цвет, звуковая сигнализация и т.п.). Передаваться эта информация тоже может по самым различным каналам связи (в воздушной среде, воде, через твердые тела и пр.).

Знание информационных связей в живой природе имеет большое значение для конструирования технических устройств, способных имитировать, моделировать информационно-регулятивные процессы биологических систем, где всегда есть чему поучиться.

Информационная связь является взаимной, если взаимодействуют две кибернетические системы, каждая из которых оказывает управляющее воздействие на другую. Такая возможность имеет жизненно важное значение для всех живых существ. И дело не только в том, что сигнализация об опасности позволяет своевременно избежать ее. Иногда подобная информационная связь оказывается решающей в борьбе за жизнь. Например, то, что мангуст, как правило, выходит из поединка с коброй победителем, объясняется его более быстрой реакцией на выпады змеи, быстрейшей переработкой зрительной информации. (В тот момент, когда кобра после броска оказывается вытянутой, мангуст быстрым и точным движением успевает схватить ее зубами за голову).

Особенно сложны информационные связи в обществе, так как часто представляют собой единство материального и идеального. Человек способен вырабатывать информацию в «чистом виде», кодируя ее с помощью слов естественного языка. Являясь результатом и средством информационной связи с внешним миром, социальная информация оказывается условием создания и развития духовной и материальной культуры. Здесь мы сталкиваемся с социальным «наследованием», преемственностью культуры, без которой был бы невозможен никакой прогресс.

Типология связей не ограничивается различением их в плане основных форм движения материи. Поскольку каждому структурному уровню материальной действительности присущ свой способ взаимосвязи, поскольку можно говорить о специфике связей на каждом из них, равно как и между этими уровнями.

Различают такие связи внешние и внутренние. Внутренние связи – это связи между элементами системного образования, совокупность которых образует его структуру. Внешние же связи представляют собой отношения между данным явлением и окружающими его предметами, процессами.

Различие между внутренним и внешним относительно и зависит от того, какой структурный уровень действительности берется при этом за основу. Скажем, национальные связи между различными народами страны являются внутренними, в то время как их мировые, интернациональные связи по отношению к данной стране оказываются внешними.

В теоретической и практической деятельностью важно отличать существенные связи от несущественных. Существенные – это связи глубинные, устойчивые, определяющие специфику данного явления. Особое место в системе существенных связей занимают закономерные связи. Именно законы дают качественную характеристику явлений окружающего нас мира. Познав законы, человек, в общем и целом способен предвидеть ход развития как природных, так и некоторых социальных процессов.

Информация о работе Диалектита, как учение о всеобщей связи и развития