Диалектита, как учение о всеобщей связи и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:13, контрольная работа

Описание

Теория диалектики есть наука о наиболее общих законах развития всей действительности, поскольку диалектика обладает универсальностью и буквально пронизывает все, включая сферу человеческой деятельности. Теория диалектики выступает методологической основой познания, точнее, всех видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и практики за время существования общества.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

В системе многообразных и тонко уравновешенных связей никакое изменение не может ограничиться только изменением того элемента, на который произведено воздействие. Так, уничтожение хищников, производимое человеком с намерением улучшить условия жизни их жертв, приводит, в конечном счете, к массовой гибели животных, на которых хищники охотятся, под влиянием инфекционных болезней и ухудшения племенного состава. Каждое изменение вызывает цепную реакцию с множеством положительных и нежелательных результатов.

Причинно-следственные связи в широком своем значении есть выражение универсальных отражений и взаимодействий. При отражении явлениие-следствие сохраняет следы воздействия явления-причины (например, горные породы могут сохранять следы магнитных полей, воздействующих на них в период формирования). При взаимодействии явление-причина испытывает обратное влияние со стороны собственного следствия; причина и следствие постоянно меняются местами и взаимно воздействуют друг на друга (например, почва и растение, экономика и политика). Определенная заслуга в разработке принципа «механизма двойного регулирования» (обратной связи) принадлежит А.А. Богданову. Принцип обратной связи (наряду с принципами неравновесности, переходности явлений) – составное звено современной синергетики. Связи отражения и взаимодействия широко используются в кибернетике, в системах регулирования технологических процессов, в обществе.

В современной философии и науке углубилась трактовка причины и следствия, введены такие понятия, как «разветвленная цепь причинения», «динамическая и статистическая причинность», «системная причинность» и т.д. следствие не сводится к исходной причине, так как конкретный акт причинения является необратимым. Причина воплощается в следствии, преломляясь через структурные, функциональные, динамические и другие параметры объекта или явления. Открытость и неопределенность мира повышают значение вероятностного, альтернативного развития.

Причина никогда не выступает в чистом виде и сопровождается условиями, поводом и причинным основанием.

Условия – это элемент среды, в которой заключенная в причине потенциальная возможность превращается в действительность. Различают условия необходимые и достаточные. Первые создают возможность наступления события, вторые обеспечивают реализацию этой возможности. Поводы – толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Приведем пример. В широком смысле слова коммунизм есть социальная организация масс людей, при определенных условиях живущих и решающих проблемы как единое целое, совместно. Первобытный коммунизм не случаен на заре человечества. Возрастание роли глобалистики, экологических факторов также создает основание для коммунизма. Противоположная тенденция – к уникализации, личной инициативе рождает иные возможности общественного развития. Названные пересекающиеся объективные тенденции в целом формируют основания для многообразия истории.

 

Необходимость и случайность.

 

Ряд философов преувеличивали значение необходимости. Такая традиция идет от Демокрита, полагавшего, что случайность есть незнание причин, вызывающих то или иное явление, реально существует только необходимость. В Новое время Лейбниц предопределение любого события выразил в концепции предустановленной гармонии. По мнению Спинозы, весь мировой процесс совершается в силу абсолютной необходимости, где человеческая воля ничего не в состоянии изменить. Человек может лишь постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразить с ним свою жизнь и свои желания. Для своего времени преувеличение роли необходимости было позитивным: из природы и человеческой жизни исключались сверхъестественные силы. Но, упраздняя случайность, метафизика открыла дорогу фатализму.

Противоположный взгляд признает только случайности, изгоняет объективную обусловленность явлений. Случайность, считал Эпикур, является конструирующим началом во вселенной. П.Л. Лавров заявлял, что история есть цепь случайных экспериментов, проводимых политическими деятелями, она определяется личными качествами этих деятелей. Л. Витгенштейн утверждал, что действительность есть царство случайности, что существует только логическая необходимость – следование одного суждения из другого, возникающая из природы языка.

Для формальной логики характерна постановка вопроса: необходимо или случайно явление? Диалектическая логика исходит из принципа: и – и. так, использование пленных в качестве рабов в одних условиях случайно, в других – необходимо. Другой пример: в первобытном обществе царило натуральное хозяйство, а обмен был случайным, затем они поменялись местами.

Необходимость: а) синоним конкретно-всеобщего, характеризует существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения в действительности; б) основная тенденция развития предмета, явления; в) способ превращения в действительность единственной в данных условиях возможности. Наступление события-причины влечет за собой определенное явление – следствие. Поскольку в природе любое явление имеет свою причину, то здесь, полагает Ф.Энгельс, господствует необходимость. При рассмотрении общественной жизни Энгельс случайности трактует не как то, из чего складывается необходимый процесс, а как нечто, образующее его видимость. Такая позиция вытекает не столько из научно-теоритического, сколько из идеологического характера, поскольку основоположники марксизма переход от капитализма к социализму истолковывали как безальтернативную неизбежность. При таком понимании историческая необходимость абсолютизируется, а случайность низводится к чисто поверхностному явлению, к тому. Что кажется.

Случайность – форма проявления необходимости, такая связь причины и следствия, при которой допускается реализация любого из множества возможных альтернативных следствий. Случайность проявляется в результате перекрещивания различных по своей природе процессов. Она выражает наличие разнообразия в мире, придает процессам черты оригинальности, неповторимости. Случайность признается в качестве фактора свободы человека, непредопределенности и необратимости социальных изменений, условия нового в истории. В современной цивилизации, отличающейся неустойчивостью (наряду со стабильностью), неравновесностью социальных изменений, значение случайности возрастает, ибо человек открывает для себя мир во многом по законам случая, в процессе проб и ошибок.

Совокупное действие большого числа случайных факторов нивелируется и образуется в соответствии со статистическими законами нечто закономерное. Чем сложнее форма движения материи, тем относительно большую роль играет в ней случайность. Ведь в высших формах движения проявление низших форм есть случайность.

 

Возможность и действительность.

 

Смысл категориальной пары возможность – действительность впервые исследовал в «Метафизике» Аристотель. Он возможность связывал с материальным. А действительность – с формальным началами (то, что обрело форму, вид, эйдос). Версии отношения возможности и действительности рассматривали также Скот, Лейбниц, представители немецкой классической философии. Маркс и Энгельс возможности трактовали главным образом как понятие зародыша, того, что со временем, в результате развития станет действительностью. Между тем, всегда существует, по меньшей мере, две, а в основном несколько возможностей. Лишь понимание «шлейфа» возможностей позволяет правильно уяснить становление определенной действительности и присущую ей отнюдь не однозначную, не одномерную необходимость.

Возможность и действительность – характеристики бытия, выражающие: а) тенденцию становления; б) ставшую реальность.

Возможность – философская категория, выражающая совокупность предпосылок (элементов, процессов), которые при определенных условиях могут стать действительным бытием. Вначале новое существует в старом как тенденция, нечто еще не сложившееся, как потенциальное бытие предмета, как будущее, еще не ставшее наличным бытием. Существует еще так называемая обратимая возможность (пример: фигура маятникообразного взаимопревращения). Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, т.е. таки событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими природному и социальному бытию (например, невозможно, чтобы какой-нибудь вид энергии бесследно исчез).

Возможность имеет несколько степеней осуществимости. Реальная возможность – такая, которая сохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими возможностями. Эта возможность выражает закономерную существенную тенденцию развития объекта, когда в среде имеются необходимые условия ее реализации. Формальная (абстрактная) возможность выражает побочную, второстепенную тенденцию развития объекта, когда в данный момент отсутствует целый ряд условий для ее реализации. И, тем не менее, эта возможность в принципе допускается законами природного или социального развития. При изменении условий абстрактная возможность может превратиться в реальную. Формальную возможность характеризует гегелевский пример, что турецкий султан станет папой римским.

Действительность: а) весь объективно существующий мир (природа, общество и сознание) в многообразии своих проявлений; б) совокупность реализованных возможностей, конкретное актуальное бытие отдельного относительно устойчивого и изменяющегося предмета.

Развитие – процесс зарождения в действительности определенного спектра возможностей, сужения этого спектра до одной реальной возможности и ее превращения в новую действительность. Динамика реальности предстает как непрерывный переход от возможности к действительности, а от последней – к новым возможностям, вытекающим из всего предшествующего опыта развития. В любом явлении возможность и действительность совпадают: реализованная возможность есть действительность; последняя как предпосылка и основание для своих будущих воплощений есть возможность. «Принцип процесса», согласно А.Н. Уайтхеду, устанавливает, что всякая объективность (действительность) есть возможность для становления, а становление – это превращение возможности в действительность. Последняя в свою очередь превращается в возможность, объективную данность для нового становления, как только завершит процесс самоформирования.

Человек может достигать поставленных перед собой целей, соразмеряя их с объективными возможностями и создавая в ходе практической деятельности такую совокупность условий, при которой реализуются желательные возможности и затрудняются (или вовсе исключаются) нежелательные. В категориях возможности и действительности выражается закономерный характер процесса становления, конкретизируется диалектика взаимосвязи сущности и явления, причины и следствия, необходимости и случайности.

 

Сущность и явление.

 

От познания внешних отдельных сторон предметов человек погружается во внутреннюю, глубинную основу вещей, проявляющуюся через случайные свойства и связи, что отражается в категориях «сущность» и «явление».

Кант характеризовал явление как форму опытно постигаемого человеком бытия вещей. Явление – это «вещь в себе», которая предстает познающему субъекту. Сущность, по Канту, объективна (как вещь сама по себе) и неисчерпаема. Кант полагал, что то, чем вещь является для нас («феномен») и то, что она есть на самом деле («ноумен») принципиально отличаются друг от друга. Гегель говорил, что непосредственное бытие вещей – это кора или завеса, за которой скрывается сущность. Гегель, а вслед за ним Ленин приводили пример с рекой. Сущность – это глубинное течение реки, которое на поверхности обнаруживается в виде волн, бурунов, пены. Итак, сущность является, а явление существенно. Сущее в себе, считал Н. Гартман, есть являющееся в явлении. В противном случае явление было бы правомерно сводимо к простой «видимости». Приведем в подтверждение этому суждению пример: радуга – явление, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды.

В диалектико-материалистической философии сущность – философская категория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета, его главную, определяющую сторону, выражающая в предмете через совокупность его различных форм единство многообразного. Так, сущностью живого организма, по Энгельсу, является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений. Из обмена веществ вытекают все прочие факторы жизни: раздражимость, сокращаемость, способность к росту и пр.

Явление: а) любое формообразование в его целостности (синоним «вещи», «предмета»); б) поверхностная, внешняя форма бытия сущности, ее обнаружения; в) сущность в искаженной форме (например, видимое движение Солнца вокруг Земли). Если бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невозможно. Сущность – субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Явление – преимущественно чувственно воспринимаемая характеристика вещи. Познание сущности достигается через постижение явлений. Далее познание идет от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.п.

В своем конкретном виде процесс раскрытия сущности проявляет себя в познании необходимого в вещи, структуры, целостности, причин предмета, законов его формирования, функционирования. Иначе говоря, категории сущности и явления выражают общую ориентированность познания, отображающего динамику и связи реального мира природы и общества под углом зрения соотношения внутреннего и внешнего.


Литература.

 

1. Калмыков В.Н. К 17 Основы философии: Учеб. Пособие/ В.Н. Калмыков. – 2-е изд., переработано и дополнено – Мн.: Высшая школа, 2003. – 911с.

2. Философия: Учеб пособие для студентов вузов/В.Ф. Берков, П.А.Водопьянов, Е.З. Волчек др. Под редакцией Ю.А.Харена – Мн.: тетра Системс, 1998. – 432с.

Информация о работе Диалектита, как учение о всеобщей связи и развития