Диалектита, как учение о всеобщей связи и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:13, контрольная работа

Описание

Теория диалектики есть наука о наиболее общих законах развития всей действительности, поскольку диалектика обладает универсальностью и буквально пронизывает все, включая сферу человеческой деятельности. Теория диалектики выступает методологической основой познания, точнее, всех видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и практики за время существования общества.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

 

Если закон единства и взаимодействия противоположностей вскрывает источник движения и развития, то закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает общий механизм развития. Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества (специфики, природы) данной вещи, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы. Взаимопереходы количественных и качественных изменений, их взаимодействие обусловлены сложной диалектикой развития явлений и процессов действительности.

Содержание закона взаимоперехода количественных и качественных изменений раскрывается в системе взаимосвязанных категорий «качество», «количество», «мера», «скачок».

 

Закон отрицания отрицания.

 

Закон отрицания отрицания характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Специфическим способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Данный закон раскрывает и роль каждого отрицания в развитии, и результат двойного отрицания, выражает основную тенденцию, направленность развития.

Основными категориями закона отрицания отрицания являются понятия «отрицание», «преемственность», «возврат якобы к старому» в результате двойного отрицания.

Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицанием объектом. Отрицание представляет собой не только мысленную операцию, противоположную утверждению, но и объективную, существенную характеристику процесса развития.

Объективность отрицания обусловлена объективностью противоположных тенденций, лежащих в основе развития всех явлений действительности. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновения нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым.

Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» моментов отрицаемого качества в переработанном виде называется снятием для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение подъем на новую, более высокую ступень. В нем наиболее рельефно проявляется удержание положительного в ходе преодоления старого.

Неверным является мнение, будто процесс типа размалывания зерна есть недиалектическое отрицание. Недиалектической метафизической может быть только трактовка отрицаний человеком.

С понятием «отрицание» тесно связано понятие «скачок», хотя эти понятия близки, необходимо все-таки их различать. Скачок как переход от старого качества к новому, от одной меры к другой есть «перерыв постепенности». Процесс же отрицания начинается еще до скачка, в рамках старой меры, и продолжается после него, в рамках новой меры. Таким образом, длительность отрицания как процесса оказывается большей, чем длительность скачка.

В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития. В этом как раз и состоит специфика закона отрицания отрицания (типичный пример: зерно – стебель – зерна колоса). На каком же отдельном этапе этот закон обнаруживается обычно как тенденция, когда далеко не всегда и все очевидно.

Примеры действия закона отрицания отрицания подтверждают мысль о том, что возврат якобы к старому имеет место лишь там, где наблюдается не просто переход явления в свою противоположность, но и второй переход явления в свою противоположность, т.е. взаимопереход противоположностей. При этом, конечно, происходит обогащение явления, определенное «приращение развития», вследствие чего двойной переход противоположностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние. В этом и состоит смысл возврата якобы к старому, когда развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность в развитии.

Количество отрицаний, как и способ отрицания, зависят от конкретной специфики того или иного явления. Иными словами, знание общих закономерностей бытия является необходимым, но недостаточным условием познания конкретных особенностей тех или иных явлений. Например, в случае заболевания мы имеем именно отрицание, а при выздоровлении – другое, возврат якобы к старому: состояния здоровья у человека будет иным, чем до заболевания (могут быть осложнения), но может наступить и смерть, так что очередного витка спирали уже не будет.

Рассмотренные законы диалектики раскрывают в своем единстве развитие как сложный, многообразный, нелинейный процесс с точки зрения его источника, движущих сил, форм развития, характера его направленности и результата.


3. КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ.

 

Единичное – особенное – общее. Единичное – многое.

 

Гераклит сказал: «Из всего – одно, из одного - все». Это – формулировка проблемы, как понять изменяющийся мир, выступающий как множество и одновременно как единство.

Единичное – философская категория, выражающая своеобразие именно данного явления (или группы явлений одного качества), его отличие от других. Общее – категория, отражающая однотипность явлений в некоторых отношениях, повторяющиеся черты и признаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметам данного класса. Общее неотрывно от единичного как своей противоположности, а их единство, синтез составляет особенное.

При определенных условиях единичное становится общим и наоборот. Например, в развитии организмов новый полезный признак присущ отдельным индивидам и лишь со временем, передаваясь по наследству и закрепляясь, становится достоянием огромного числа индивидов, т.е. превращается в общий, видовой признак. Если же тот или иной признак теряет свое значение, он постепенно отмирает и в последующих поколениях встречается изредка, у единичных организмов как атавизм, т.е. общее превращается в единичное.

Диалектика единичного и общего отражается в языке, обладающем способностью индивидуализации предметов, событий и их обобщения.

Освоение новых территорий, географические открытия, развитие мореплавания и торговли расширили кругозор людей и обнаружили как наличие общих черт у разных народов, так и глубокие различия в образе жизни, экономике, религии, нравах и т.д.

У Гегеля единство истории исходило от «мирового духа», воплощающегося в духе различных народов. Фурье через идею единства истории обосновывал необходимость новой высшей цивилизации, которая придет на смену существующей. В марксистско-ленинской теории утверждается: все многообразные явления природы, общества и мышления, несмотря на видимые их различия, пронизаны прямыми или косвенными связями, находятся во взаимной обусловленности и зависимости; единство мира состоит в его материальности.

Соединение целостности и множественности в философии выражается в понятии «единство многообразного», опирается на принцип дополнительности и вписывается в синергетический подход. С точки зрения квантовой теории, мир есть не простая коллекция множества физических объектов, а предстает как сложная сеть взаимоотношений различных частей единого целого.

 

Часть – целое. Системность. Структурность.

 

Долгое время под частями понимали то, что в своей совокупности образует более сложные предметы. Целое рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета, как сумма своих частей. Вместе с тем, начиная с Аристотеля, утверждался взгляд, что целое больше суммы его частей. Николай Кузанский ввел представление о противоборстве частей внутри целого, предстающего, в свою очередь, как единство более высокого порядка. Нельзя противоречить части, не противореча целому, - утверждал Лейбниц. В живом части его в той же мере единое, что и целое, - доказывал Гегель. Так, дерево, имеющее ветви, составляет дерево вместе с ними, но и каждое порождение дерева, каждая ветвь (как и другие его порождения – листья, цветы) само есть дерево.

Трактовка о соотношении части и целого дополнялась понятием связи и обогащалась категориями «элемент», «структура», «система».

Система – общенаучное понятие, которое выражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру и организацию. Для сложноорганизованных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития; хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции.

Элемент – неразложимый далее компонент (единица анализа) сложных предметов, явлений, процессов. Элементарность выступает не в форме первичного объекта и события, а как их аспект, который можно понять лишь в его отношении к исходному целому.

Все существующие в мире совокупности подразделяются на такие, в которых слабо выражены черты внутренней организации, и связи частей носят нестабильный характер (например, в различных конгломератах – куче камней, случайном скоплении людей), и такие, в которых явственно выражены системные связи.

Типы связей образуют структуру системы, обеспечивают ее упорядоченность, организованность, направленность, устойчивость, стабильность, качественную определенность. Структура – это совокупность устойчивость связей объекта (элементов системы), обеспечивающих его целостность. Широкое распространение структурных методов в различных сферах знания (математике, кибернетике, лингвистике и т.д.) выразилось в структурно-функциональном подходе. Последний преувеличивает значение самоинтеграции системы, адаптации человека к ней в ущерб новаторству индивидов, их преобразовательной деятельности, социальной статики в противовес социальной динамике.

 

Форма и содержание.

 

Одним из понятий, с помощью которого осмысливается упорядоченность бытия, служит понятие формы. Аристотель форму представлял активной силой, организующей пассивную материю, - по аналогии с ситуациями человеческого творчества (воздействие гончара на глину, скульптора на мрамор). Гегель связывал с понятием формы определенность предмета. Он обосновал (особенно наглядно на предметах произведений искусства) неразрывную связь формы и содержания. Маркс и Энгельс мыслили форму не просто как что-то внешнее, поверхностное, но и как фактор внутренней организации того или иного явления, процесса. Энгельс пояснял, что условием, обеспечивающим прогресс первых живых существ, явилось то, что они приобрели определенную, передающуюся по наследству структуру (форму).

Содержание – философская категория, обозначающая совокупность различных элементов, сторон, свойств и их взаимодействий (внутренних и внешних), определяющих характер предмета, явления, процесса. Форма – философская категория, выражающая упорядоченность, структуру, организацию устойчивых связей между компонентами содержания. Форма также есть проявление внешнего облика предмета.

Всякий достигший зрелости предмет способен продуцировать внутри себя структуры, представляющие собой упразднение старого в превращенной форме. Она консервирует старое и одновременно создает предпосылки нового в старом. Например, капитализм, укрепляя себя посредством насаждения акционерной собственности, престает быть классическим, становиться «некапитализмом», создавая структуры, которые хотя и служат капитализму, но по своей природе готовы для выполнения социалистических функций. Здесь переход в качественно иное состояние образует длительную полосу постепенного превращения (с приращением, прибавлением) одного в другое, когда формируется синтез старого и нового качеств.

У содержания преобладает тенденция к изменению, у формы – к устойчивости. До некоторых пор эти тенденции находятся в гармонии и форма по отношению к содержанию выполняет организующе-конструктивную функцию, закрепляет, нормализует определенную степень содержания. Так, без соответствующего строения человеческой руки были бы невозможны осуществляемые ею операции. Если же форма своевременно не преобразуется, тогда она становится тормозом развития содержания, наступает конфликт формы и содержания, требующий соответствующих средств своего преодоления. При развитии содержания происходит или ломка старой формы, или перерождение, приспособление ее к новому содержанию.

 

Причина и следствие.

 

Причина – философская категория, выражающая существование взаимосвязанных явлений, в ходе взаимодействия которых одно из них при наличии определенных условий неизбежно порождает другое явление, событие, процесс. Например, взаимодействие электрона и позитрона является причиной возникновения двух фотонов, солнечный свет – явления фотосинтеза. Различают причины внутренние и внешние, объективные субъективные, главные и второстепенные др. следствие – философская категория, выражающая результат действия причины.

Принцип причинности был первым универсальным объяснительным принципом в научном познании. Расчленение взаимодействия на относительно простые исходные взаимосвязи при точно обозначенных условиях позволяет выразить причинно-следственную связь как однонаправленное воздействие, идущее от причины к следствию как результату. Однако переход науки к более сложным объектам, к саморазвивающимся системам обнаружил более сложную палитру связей. Жесткая детерминизация единичных явлений, типичная для макромира, в микромире уступает место более гибкой, опосредованной зависимости между ними. Вероятностная модель поведения микрочастицы, однако, не тождественна беспричинности. Элементарная частица обусловлена групповой жизнью микрообъектов, которая подчиняется особым физическим законам (статистическим), действительных не для одного, а для множества объектов.

Информация о работе Диалектита, как учение о всеобщей связи и развития