Диалектита, как учение о всеобщей связи и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:13, контрольная работа

Описание

Теория диалектики есть наука о наиболее общих законах развития всей действительности, поскольку диалектика обладает универсальностью и буквально пронизывает все, включая сферу человеческой деятельности. Теория диалектики выступает методологической основой познания, точнее, всех видов деятельности, является результатом обобщения научного познания и практики за время существования общества.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 143.50 Кб (Скачать документ)

Закон – это вместе с тем необходимая связь явлений. Последнее объясняется тем, что даже в неживой естественной природе всегда имеет место определенная упорядоченность (смена дня и ночи, времен года т.п.). Природа – это не нагромождение случайностей, а сложный мировой процесс, в котором через массу случайностей пробивает себе дорогу необходимость. Иначе говоря, закон действует как тенденция.

Для закономерных связей характерна и устойчивость, которая тесно связана с повторяемостью, цикличностью процессов. Без этого не может быть закона как такового. Итак, закон – это существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями.

От законов следует отличать закономерности. Понятие закономерности шире понятия закона, поскольку закономерность проявляется в ряде законов. К тому же, когда говорят о закономерности, то подчеркивают, что в качестве таковой учитываются не только законы, но и принципы. С помощью понятия закономерности выражают и общую тенденцию развития.

Законы техники, как правило, предполагают однозначные связи. Сказанное, конечно, не означает, что в технике совершенно не имеют место случайности, ибо функционирование технических систем осуществляется в условиях вероятностных процессов внешней среды.

В макромире принято различать еще статистические законы, дающие количественную характеристику массовым явлениям.

Итак, в макромире наблюдается три типа законов: закон – тенденция, закон однозначной детерминации, имеющий место главным образом в технике, и статистический закон – закон больших чисел.

Различают всеобщие, общие и частные законы. Всеобщие – это законы диалектики, которые имеют универсальный характер, действуют во всех без исключения сферах действительности. Общими законами являются такие, которые, не будучи всеобщими, тем не менее, выражают связи, общие для наук о материальной действительности. Например, закон сохранения и превращения энергии справедливо считается общим для всех естественных наук, исследующих природные процессы. Однако его нельзя считать всеобщим законом хотя бы уже потому, что он не имеет никакого отношения к нематериальным явлениям, ментальным процессам.

Частные законы имеют значительно меньшую сферу действия, чем общие. Они присущи лишь отдельным формам движения материи, некоторым структурным уровням материальной действительности. Каждая частная наука содержит в своем составе целую серию таких законов. Частными законами являются, например, законы наследственности и изменчивости (биология), периодический закон Менделеева (химия) и т.п.

Есть много иных оснований, по которым осуществляется классификация законов. Необходимо учитывать специфику законов общественно развития, которые проявляются не стихийно, а через деятельность людей. К тому же они менее долговечны.

 

Движение и развитие как следствие взаимодействия.

 

Природа образует некую совокупную связь тел, которая предполагает и их взаимодействие друг с другом. Это их взаимное воздействие и есть причина движения и развития.

Универсальность принципа развития, который составляет основное содержание материалистической диалектики, является ее фундаментальной основой, постоянно подтверждается на практике. В окружающей действительности все находится в непрерывном изменении, развитии; все возникает и на определенной ступени своего развития исчезает, превращаясь в иное. Существующие элементарные частицы взаимно превращаются друг в друга, «умирают» старые и «нарождаются» новые звезды, возникают новые виды животного и растительного мира, претерпевают изменения все социальные явления, стремительно прогрессирует знание о мире, меняется лик нашей планеты.

Под давлением неопровержимых фактов идея развития стала общепринятой в 19-20 вв. однако принцип развития понимался зачастую по-разному, в рожденную еще в древности идею развития вкладывался разный смысл.

Часто упрощенную, ошибочную концепцию развития именуют метафизической. Однако такое название данной концепции не совсем корректно. Дело в том, что словосочетание «метафизическая концепция развития» звучит как выражение «деревянное железо» развитие предполагает качественные изменения, тогда как критикуемая концепция сводит развитие к количественным изменениям. В силу всего этого подобную концепцию развития правильнее называть вульгарно-эволюционистской.

Вульгарно-эволюционистской, ошибочной концепции развития противопоставляется диалектическая точка зрения. Движение при этом рассматривается как самодвижение, а его причина усматривается в самой материи, во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как единство прерывного и непрерывного, как поступательное движение по спирали, как движение от старого к новому, обычно от низшего к высшему, к более совершенному. При этом развитие, как уже отмечалось, связано не только с прогрессом, но и предполагает элементы регресса.

В противоположность методологически беспомощной, вульгарно-эволюционистской, диалектическая концепция развития дает ключ к правильному пониманию движения и развития как самодвижения, саморазвития. Естественно, что необходима дальнейшая разработка этой концепции развития и последующее использование ее эвристической роли, так как диалектико-материалистическая методология является и принципиальной основой естественнонаучного и социального познания, и философским принципом, которым можно и нужно руководствоваться при решении любых практических задач.

Не все западные исследователи приемлют диалектику в философии и социологии. Одни, следуя гегелевской традиции объективного идеализма, который сводил развитие к движению в сфере понятий, отрицают объективную диалектику, диалектику внешнего мира (Маркузе и др.), иные утверждают, будто законы и категории диалектики, в которых конкретизируется идея развития, имеют силу лишь применительно к природе, но не к обществу (А. Мерсье, З. Бжезинский, Г. Фальк и др.).

Итак, будучи мощным средством познания природы и общества, принципы и понятия теории диалектики должны использоваться главным образом опосредованно, через ткань соответствующих наук, учитывать специфику и конкретно исторические условия развития явлений действительности.

Характер всеобщих, устойчивых и необходимых связей между явлениями, сторонами, свойствами окружающей действительности в процессе ее развития раскрывается, прежде всего, в трех основных законах диалектики.

 

Законы диалектики являются законами и бытия и познания. Иными словами, действию этих законов «подчиняются» не только явления материального мира, но и сфера познания. Более того, в качестве законов познания они являются логическим и методологическим инструментом освоения еще не познанных явлений: после того, как объективные законы познаны, они превращаются в сознательно используемые принципы и приемы теоретического мышления, выступают уже и как законы познания, которые не исчерпываются, конечно, законами диалектики.

Сказанное не означает, что между законами диалектики и нашими представлениями он них нет никаких различий. Такие различия существуют, прежде всего, по форме. Законы диалектики – это объективные связи, существующие вне и независимо от объекта, тогда как наши представления о них существуют в сознании субъекта, функционируя в соответствующих формах мышления.

По содержанию они тоже различны. Дело в том, что совпадение мышления и объекта по содержанию надо понимать диалектически, как процесс все более адекватного отражения действительности. Полное тождество здесь возможно лишь как конечная цель. Но человеку ничего другого не остается, как только судить о законах внешнего мира на основе существующих представлений об объективной действительности, которые исторически всегда оказываются в какой-то мере ограниченными. Иначе говоря, в гносеологическом аспекте онтологический имеется, но различие по содержанию между ними все же остается.

Главным из основных законов диалектики является закон единства и взаимодействия противоположностей, который логически следует из принципа универсальной взаимосвязи. Он объясняет источник и движущие силы развития. Для более подробного рассмотрения его сути необходимо охарактеризовать категории, связи между которыми и составляют его главное содержание. К таким категориям относятся «тождество», «различие», «противоположность».

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Категории «тождество» и «различие» играют важную роль и при анализе процесса развития. Тождество – это, прежде всего равенство явления самому себе, предполагающее различие: каждое явление и тождественно себе, и в тоже время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто целое только в своем единстве.

Явление, кроме того, внутренне раздвоено, содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции: положительно заряженное ядро атома и электроны, заряженные отрицательно, реакции соединения и разложения в химии, ассимиляция и диссимиляция в организме, чувственное и логическое в познании, интересы борющихся классов в обществе и т.д. категория «противоположность» выражает, таким образом, одну из взаимодействующих сторон любого объекта, явления, процесса. При этом противоположности должны не просто внешним образом противостоять друг другу, как, скажем, силы, действующие в различных направлениях на какое-то тело. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т.е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать друг друга.

Диалектические противоположности органически взаимосвязаны и наряду с противоположными свойствами содержат в себе общие черты: северный полюс и южный полюс, например, являются полюсами, хотя они и противоположны.

Противоположные стороны не только взаимоисключают и взаимоотрицают, но и взаимодополняют, взаимодопредполагают друг друга (единство противоположностей). Если бы противоположности только взаимоисключали друг друга, но не находились в органическом единстве, то такое отношение в лучшем случае могло бы служить лишь кратковременным импульсом, толчком к изменению, а не постоянно действующим источником развития. С другой стороны, если бы между противоположностями существовало лишь единство, но не было взаимоисключения, то не было бы и стимула к изменению и развитию. На самом деле взаимоисключение и взаимополагание одновременно присущи противоположностям любого явления, процесса, объекта. Именно такая ситуация создает внутреннее состояние, при котором взаимоисключающие стороны не могут разойтись и «разбежаться», а обречены взаимодействовать друг с другом, выступая постоянно действующим источником развития.

Взаимосвязи противоположностей, будучи свойством объективной реальности, многообразны по форме, способам их развертывания и проявления, что определяется конкретной спецификой явлений в тех или иных областях реальности. Отметим их важнейшие особенности.

Во-первых, не всегда противоположности взаимодействуют (например, правое и левое, верх и низ). А во-вторых, не всегда взаимодействие противоположностей предполагает противоречие. Вряд ли можно говорить о противоречиях между устойчивостью и изменяемостью, веществом и полем, качеством и количеством, которые присущи всем объектам действительности. В неживой природе нет ни борьбы, ни противоречий. Но взаимодействие может становиться борьбой уже в живой природе (борьба за существование, межвидовая и внутривидовая борьба и взаимопомощь и т.д.).

Взаимодействия противоположностей приобретают характер явного противоречия в обществе, где они связаны с интересами людей, с борьбой между людьми, социальными группами, классами. В случае непримиримых, антагонистических противоречий дело может дойти даже до физического уничтожения одной из противодействующих сторон.

Как и другие законы диалектики, закон единства и взаимодействия противоположностей является законом не только бытия, но и познания.

Методологическая роль закона единства и взаимодействия противоположностей состоит в том, сто он нацеливает на поиск, выделение, фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Раздвоение единого и последующий мысленный синтез его элементов есть одна из существенных сторон диалектики познания.

В общих чертах процесс познания можно представить таким образом. Вначале явление предстает как нечто единое, цельное. Затем в процессе познания обнаруживаются противоположные стороны, тенденции т.п. чтобы изучить эти противоположности, необходимо вычленить их в «чистом виде» и исследовать порознь. Таким образом, для более глубокого проникновения в сущность явления приходится их разрывать. При этом создается опасность абсолютизации одной из противоположностей.

В процессе познания противоположности зачастую фиксируются в виде двух противоположных высказываний, которые одновременно являются истинными, т.е. в форме антиномии.

Необходимо отличать антиномии (как следствие мысленного огрубления диалектических процессов) от формально-логических противоречий, являющихся следствием нарушения законов формальной логики. Так, противоречивыми в формально-логическом смысле будут два высказывания: «свет есть корпускула», «свет не является корпускулой». Такого рода формально-логические противоречия должны устраняться. Возможные же диалектические противоречия не устраняются, а разрешаются: устранение даже одной из противоположностей означало бы ликвидацию самого процесса развития.

 

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Информация о работе Диалектита, как учение о всеобщей связи и развития