Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - оценить эффективность отраслевой политики государства в автомобильной промышленности (в секторе легковых автомобилей) Российской Федерации.
Задачи:
Рассмотреть основные типы, виды и инструменты отраслевой политики государства.
Рассмотреть основные документы, определяющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей.
Определить границы заданного рынка.
Провести анализ отраслевого рынка с акцентом на обосновании необходимости реализации отраслевой политики на целевом рынке, а также определении и обосновании ее контрольных мер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………….5
Типы, виды и инструменты отраслевой политики государства…………..5
Основные документы, опредляющие отраслевую политику государства на рынке легковых автомобилей России………………………………………10
АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ……………..13
Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей…………………………………………………….……………13
Оценка эффективности отраслевой политики государства на рынке легковых автомобилей……………………………………………………….26
Анализ изменений на рынке в результате отраслевой политики в соответствии с подходом «Структура – поведение – результат»…………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

Приказ Минпромторга РФ от 20.02.2009 N 78 (ред. от 17.08.2009) "Об утверждении  Перечня автомобильной техники, производимой на территории Российской Федерации, для закупки федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.03.2009 N 13612). Данным документом утвержден перечень автомобильной техники российского производства, определенной для закупки за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти РФ.

Приказ Минпромторга РФ от 15.07.2009 N 650 "Об утверждении Перечня  автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.07.2009 N 14391). Данный документ учреждает перечень автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Приказ Минпромторга РФ от 30.06.2009 N 587 "О внесении изменений  в Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации  от 20 февраля 2009 г. N 78 "Об утверждении  Перечня автомобильной техники, производимой на территории Российской Федерации, для закупки федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.08.2009 N 14638). Внесены уточнения в перечень автомобильной техники российского производства, определенной для закупки за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти РФ.

Приказом Минпромторга России от 23 апреля 2010 года № 319 утверждена «Стратегия развития автомобильной  промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». Стратегия предназначена:

· для определения  приоритетных направлений развития автомобильной промышленности Российской Федерации на среднесрочную и  долгосрочную перспективу и путей  их реализации;

· для обеспечения  на основе государственно-частного партнерства согласованности действий органов государственной власти различных уровней и бизнеса по ключевым направлениям развития отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе;

· для определения  перспективных направлений по разработке и корректировке законодательной и нормативной правовой базы развития автомобильной промышленности;

· для принятия решений на государственном уровне по разработке и реализации целевых  программ и проектов развития автомобильной  промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ РЫНКА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ

 

2.1 Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей

 

Для того, чтобы наиболее полно охарактеризовать отраслевой рынок, необходимо описать его, в частности его временные, продуктовые, пространственные и отраслевые границы.

Временные границы. Рассмотрим динамику рынка за период с 2005 по 2010 гг.

Продуктовые границы. При их определении необходимо учесть взаимозаменяемость товаров. В соответствии с подходом, предложенным Джоан Робинсон, рассмотрим цепь ближайших заменителей. Ближайшим субститутом, удовлетворяющим схожую потребность и предлагающим аналогичную ценность для потребителя, является другой легковой транспорт, например, велосипед, мотороллер. Отнесение к тому же отраслевому рынку других транспортных средств, типа легковых коммерческих автомобилей (типа «Газель»), в силу определения отраслевого рынка, некорректно.

Пространственные границы. Рассматривать целевой отраслевой рынок целесообразно на глобальном уровне, поскольку на рынке России представлены автомобили различных производителей из различных стран. Более подробно этот вопрос будет освещен ниже.

Отраслевые границы. В текущей ситуации в рыночном сегменте производителей легковых автомобилей  присутствуют 4 основных типа предприятий:

1) традиционные российские  производители (ОАО «АВТОВАЗ»,  предприятия «Группы «ГАЗ») –  характеризируются наличием изношенной  производственно-технологической базы, ограниченными источниками инвестиций; нехваткой современных технологий, недостаточностью масштабов выпускаемых автомобильных платформ и моделей, гибкости производства и профессионального менеджмента;

2) российские сборочные предприятия  (ОАО «Иж-Авто», 
предприятия группы «Соллерс») – характеризуются относительно современными технологиями и гибкостью производства, западным стилем управления неразвитостью собственного инжиниринга и недостаточными масштабами производства для увеличения локализации. Еще одной проблемой является отсутствие прав на интеллектуальную собственность.

3) иностранные автопроизводители  (предприятия Ford, GM, Renault и т.д.) –  характеризуются относительно недавним  стартом производства в России, малым масштабом производства  и уровнем локализации, отсутствием  инжиниринговых центров;

4) прямые импортеры – присутствуют на рынке во всех категориях транспортных средств объем их импорта напрямую зависит от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.[10]

Динамика продаж новых легковых автомобилей в России представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Динамика продаж новых легковых автомобилей в РФ (тыс. шт.)1

Сегмент

2005

2006

2007

2008

2009

Импорт новых  иномарок

460

745

1200

1750

1970

Сборка иномарок в РФ

157,2

276,9

467,9

665

910

Российские  марки

832,2

752,5

755,1

735

730

Весь рынок

1449,4

1774,4

2423

3150

3610


 

Важным с  точки зрения анализа рынка являются показатели концентрации продавцов  на рынке. Чем больше уровень концентрации на рынке, тем сильнее фирмы зависят  друг от друга, а, следовательно, тем  важнее становится для фирм учитывать  ответную реакцию конкурентов. Уровень концентрации также определяет стратегическое поведение компаний и возможность сговора в отрасли. В этой связи можно предположить, что чем выше концентрация на рынке, тем в меньшей степени этот рынок является конкурентным.

Можно выделить следующие основные показатели, позволяющие  измерять уровень концентрации продавцов  на рынке.

Индекс концентрации (concentration ratio)

Данный показатель представляет собой сумму рыночных долей крупнейших фирм, действующих  на рынке:

(1)

где Si – размер фирмы относительно рынка (например, рыночная доля);

k – число фирм, для которых рассчитывается индекс.

Индекс концентрации равен сумме долей k крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа  крупнейших фирм, чем больше индекс концентрации, тем менее конкурентным является рынок.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirshman Index)

Определяется  как сумма квадратов долей  всех фирм, действующих на рынке:

(2)

где n – число фирм-продавцов, действующих на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана принимает значения от 0 (в случае совершенной конкуренции) до 1 (в  случае монополии). Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов  на рынке.[1]

 Для того, чтобы рассчитать основные показатели концентрации, необходимы данные о рыночных долях предприятий-автопроизводителей. На рынке России предлагают свои легковые автомобили 13 крупнейших ТНК мирового производства продукции автомобилестроения. Ниже (таблица 2.2) приведены оценки рыночных долей 13 крупнейших мировых производителей и российский автопроизводитель – «АвтоВАЗ». [9]

 

Таблица 2.2 – Динамика рыночных долей автопроизводителей на рынке России  за период с 2005 по 2009 гг [7]

Название автоконцерна

Доля на рынке  России,%

2005

2006

2007

2008

2009

АвтоВАЗ

3,7

3,5

3

3,7

6,3

GM

3,6

3,8

3,9

4,0

3,6

Toyota

15,7

16

15,5

16,2

14,8

Ford

8,4

6,9

7,3

7,1

8,4

Volkswagen Group

5,6

5,3

5,7

5,5

5,6

Daimler Chrysler

2,6

2,5

2,8

2,7

2,6

Nissan

13,3

12,3

13,4

12,5

13,4

Honda

11,8

10,5

11,5

10,7

10,9

PSA Peugeot Citroen

3,4

4,2

3,9

4,4

3,4

Suzuki-Maruti

4,1

3,4

3,7

3,6

4,1

Fiat

4,7

4,2

4,5

4,4

4,7

Mitsubishi

6,7

6,3

6,5

6,5

6,7

BMW

4,8

4,5

4,7

4,7

4,8

Mazda

7,4

6,9

6,5

7,1

7,4


 

Значение индекса  концентрации для  приведено в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 –  Динамика индекса концентрации за период 2005 -2009 гг.

2005

2006

2007

2008

2009

95,8

90,3

92,9

92,4

96,9


 

Индекс HHI рассчитать сложнее, поскольку он рассчитывается для всех фирм, действующих на рынке. Однако приближенная оценка свидетельствует о том, что рынок является высококонцентрированным.  

Проанализируем  отраслевой рынок легкового автомобилестроения по основным блокам парадигмы Гарвардской школы «Структура-поведение-результативность».

 Базовые условия. Предложение.

Сырье, используемое при производстве, разнообразно: от автомобильного листа, литья чугуна, цветных металлов и углепластика до пластмасс и стекла. Наблюдается нехватка базовых технологий. Автокомпоненты для автомобилестроения производятся предприятиями трех типов:

1) Российские производители компонентов, входящие в состав предприятий-производителей автомобилей, а также самостоятельные предприятия (предприятия группы «СОК», «Ителма» и т.п.):

- нацелены преимущественно на  производство компонентов для  существующих и устаревших российских моделей;

- располагают в основном морально  и физически изношенной технологической  базой;

- характеризуются нехваткой новых  разработок и технологий, профессионального  менеджмента;

- не имеют достаточных инвестиционных  ресурсов и инжиниринговых навыков для освоения новых видов продукции и расширения клиентской базы;

- имеют низкий уровень качества, не позволяющий поставлять продукцию  международным OEM и OES.

2) Совместные предприятия (СП) российских  и иностранных производителей (таких  как ZF, Faurecia, Delphi и т.д.):

- располагают относительно современными  технологиями производства и  оборудованием, полученными от  международных партнеров;

- фокусируются на производстве  технологически простых компонентов  с низким уровнем добавленной  стоимости (бамперы, жгуты, светотехника и т.д.), разработанных международными партнерами, либо на лицензионной сборке сложных компонентов с низким уровнем локализации субкомпонентов (КПП, двигатели и пр.);

Информация о работе Характеристика и анализ рынка легковых автомобилей