Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, дипломная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы экономической безопасности национальной экономики…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и система экономической безопасности государства…………………………………………………………………………..6
1.2. Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..16
1.3. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..23
2. Анализ системы государственного обеспечения экономической безопасности России………………………………………………………………34
2.1. Исторический опыт обеспечения экономической безопасности России…..34
2.2. Система государственного обеспечения экономической
безопасности в современных российских условиях……….……………………..45
2.3. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности России………………..………………………………………………………………55
3. Направления совершенствования государственного регулирования экономической безопасности в России…………………………….……………63
3.1. Перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………..……………….63
3.2. Предложения по совершенствованию обеспечения экономической безопасности……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….83
Список используемых источников………………………………………………...86
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.40 Мб (Скачать документ)

     Основная  причина [27, с. 65] экспансии коррупции  в переходный период — несоответствие между новыми условиями, в которых должен функционировать государственный организм, и старыми механизмами этого функционирования.

     Не  меньшее значение, чем антикоррупционная  политика имеет государственный  контроль за использованием государственных  ресурсов. Экономика России несет значительные потери из-за недостаточно эффективной работы системы государственного финансового контроля. Реальной угрозой для экономической безопасности страны выступает как масштабное нецелевое использование государственных средств и прямое их расхищение, так и слабый государственный контроль за финансовыми потоками в экономике [15, с. 13].

     Проблемы, связанные с повышением роли и  эффективности государственного финансового  контроля в обеспечении экономической  безопасности страны, приведенные на рисунке 1.3 [15, с. 262]. 

       

 
 

Рис. 1.3. Классификация проблем эффективности

       государственного  финансового контроля 
 

     В той мере, в какой осуществляется финансовый контроль, он недостаточно эффективен, не имея профилактического  характера и возмещая не более 10-20 % от выявляемого ущерба [15, 262].

     Для государства очень важным инструментом обеспечения национальной безопасности является государственный бюджет, который является механизмом перераспределения ресурсов, снижение эффективности которого потенциально ведет к обострению угроз экономической безопасности. Особенно это связано с неэффективным контролем за целевым использованием бюджетных средств, допущением возможности их истощения [22, с. 148].

     Центральной проблемой государственного финансового  контроля в плане выявления угроз экономической безопасности является обеспечение устойчивости бюджетной системы на основе эффективного и экономного использования ресурсов.

     Другим  важнейшим направлением государственного обеспечения национальной экономической безопасности является борьба с экономической преступностью, также включающее в себя борьбу с рейдерством.

     Ежегодно  в Российской Федерации возрастает число экономических преступлений довольно высокими темпами. Так, по данным ежегодных статистических отчетов МВД России, в 2005 году по сравнению с 2004 годом их число выросло на 16,6 % и составило 287, 9 тысяч преступлений экономической направленности [35]. Это стало действительно серьёзной проблемой, требующей проведения значительных мер со стороны государства, так как ущерб для экономики страны получаемый от экономических преступлений ежегодно составляет весьма значительные суммы, в виде потерь для бюджета, например, в 2005 году  - в размере 576, 4 млрд. рублей [23, с. 168].

     Это создаёт определенные угрозы для  национальной экономики страны:

  • преступления, связанные с укрытием хозяйствующими субъектами истинных доходов и другие финансовые махинации приводят к тому, что государственный бюджет теряет значительную свою часть;
  • большое количество экономических преступлений резко повышает риск предпринимательской деятельности и, естественно, не создаёт благоприятных условий для крупных вложения со стороны инвесторов;
  • незаконный захват промышленных предприятий новыми владельцами, заинтересованными лишь в территории, на которой расположено предприятие, может привести как к срыву важнейших государственных заказов, так и вымиранию целых видов продукции и даже целых отраслей;
  • всё большее распространение такого явления как промышленный шпионаж создает условия, при которых появляется нездоровая конкуренция на рынке.

       Отсюда  видно, что экономические преступления могут иметь действительно глобальные последствия для национальной экономики  страны.

       Экономический терроризм как явление появилось  совсем недавно (впервые о нём  упоминается в 1999 году), но, тем не менее, за 9 лет он стал поистине глобальной проблемой государственного масштаба [31, с. 126].

       Рейдерство -  экономический терроризм, суть которого заключается в  силовой ликвидации юридического лица с целью получения его прав на располагаемую собственность.  Незаконный захват права владения предприятием – мероприятие прибыльное, поэтому рейдерство стало самым настоящим бизнесом, оказывающим негативное влияние на экономику страны [23, с. 168].

       В первую очередь следует обратить внимание на следующие последствия  экономического терроризма для национальной экономики страны:

  • Появляется высокий уровень безработицы и социальной напряжённости (поскольку при захвате предприятия новый собственник, как правило, избавляется от персонала, задействованного на предприятии);
  • Резко падает инвестиционная привлекательность, поскольку у инвесторов нет уверенности в перспективном долгосрочном развитии потенциального объекта капиталовложений;
  • Срываются масштабные производства государственного значения (зачастую объектами для рейдерства становятся крупные НИИ и НИОКР, которые занимаются стратегически-важными производствами и при их захвате новый владелец естественно не заинтересован в развитии производства, не приносящего быстрые и астрономические доходы, которые может принести использование площади, на которой располагается предприятие для коммерческих целей);
  • Рейдерство может привести, в буквальном смысле, к вымиранию целых отраслей промышленности [23, с. 168], так как атакам экономических террористов часто подвергаются как отдельные заводы, так и крупные холдинги, консолидирующие целые отрасли народного хозяйства.

       Другой  важной составляющей обеспечения экономической  безопасности является антимонопольная политика. Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся в индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента обеспечения экономической безопасности предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

       Российская  экономика унаследовала от советской  экономики высокий уровень  концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также  большой  рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие  в базовых сферах экономики - электроэнергетике  и транспорте. Монополии создают нездоровую атмосферу в экономике, приводит к нарушению сбалансированности рыночной конъюнктуры, что, разумеется, не может не сказываться на уровне безопасности национальной экономики.

       Отсутствие  конкурентной среды делает неэффективным  использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. Поэтому государственное  регулирование является здесь основной формой координации. Фактически оно строится на тех же принципах, что и регулирование в плановой экономике: государственные органы  управления (общенациональные или региональные) определяют уровень цен и тарифов, а также основные параметры, характеризующие объем и  ассортимент  предлагаемых товаров и услуг [7, с. 64].

     С другой стороны многие хозяйствующие  субъекты, уклоняясь от уплаты налогов, наносят большой ущерб государственной казне. Высокий уровень криминализации экономики отпугивает иностранных инвесторов, а крупные иностранные вложения необходимы нашей экономики для устойчивого развития.

     В части антимонопольной политики следует отметить, что монополии  приводят к нарушению сбалансированности рыночной конъюнктуры, что, разумеется, не может не сказываться на уровне безопасности национальной экономики. 

 

    1. Зарубежный  опыт обеспечения  экономической безопасности
 

     Поскольку в странах с развитой рыночной экономикой существует достаточно большой  позитивный опыт в сфере обеспечения  национальной экономической безопасности, который в настоящее время представляет несомненный интерес. Рассмотрим на примере некоторых стран разные аспекты обеспечения национальной экономической безопасности, которые могут представлять интерес для России.

     После окончания "холодной войны" обеспечение  экономической безопасности стало приоритетным направлением в политике США.

     В декабре 1995 года президентом США был утвержден меморандум, в котором излагалось основное содержание Национальной программы обеспечения экономической безопасности, с целью принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности. Результатом реализации программы стало создание единой в масштабах страны и взаимосвязанной во всех ее элементах системы экономической безопасности, направленной на сохранение лидерства США в технологических областях и обеспечение экономических интересов страны.

     Межведомственной  рабочей группой, в которую входили  заместитель министра обороны, заместитель  директора ЦРУ, министр энергетики, представители ФБР и АНБ, руководители ведущих корпораций - "Дженерал электрик", "Боинг", "ТРВ", были:

  • определены параметры общей политики в области экономической безопасности и ее современные критерии;
  • разработан механизм руководства системой обеспечения экономической безопасности;
  • предложены проекты новых инструкций и директив;
  • внесены изменения в систему подготовки и переподготовки кадров.

     В концепцию экономической безопасности в качестве главных целей наряду с традиционным положением о защите секретов от иностранных спецслужб  были введены положения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите "лидирующих позиций США в технологических сферах", а "сохранение экономической мощи США" прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.

     Поскольку в результате происшедших в мире изменений основным "полем боя" стали экономика и научно-технический  прогресс, то,  важнейшую роль в  борьбе за лидерство в этих областях играют спецслужбы. Как писала в  феврале 1995 года газета "Вашингтон пост", заблуждаются те, кто считает, что в период после "холодной войны" можно экономить на разведке подобно тому, как это делается в отношении военного ведомства, бюджет которого подвергается сокращению. В США в 90-е годы на экономическую разведку выделялось почти 40% ресурсов разведывательного сообщества страны (т.е. всех спецслужб США) [7, с. 26].

     В настоящее время спецслужбам  США поручено добывать сведения о  динамике мировых экспортно-импортных  процессов, мерах иностранных правительств по поощрению экспорта и защите собственных рынков от зарубежных конкурентов. Разведка должна выявлять отрицательные экономические тенденции, заблаговременно предупреждать о готовящихся акциях иностранных правительств в областях внешней торговли, снабжать разведывательной информацией американские делегации на торговых переговорах.

     Теперь  рассмотрим опыт различных стран  в борьбы с коррупцией и организованной преступностью.

     Россия  сегодня занимает 127-е место в  индексе восприятия коррупции, опубликованном международной организацией Transparency International [36]. Это означает, что по сравнению с 1996 г. ситуация у нас в стране ухудшилась. Надеясь на исправление такой ситуации, полезно оценить опыт стран трех типов: не преодолевших коррупцию, болевших коррупцией в тяжелой форме, но сумевших существенно снизить ее.

     Одним из соседей России по упомянутой выше таблице является Китай, испытывающий те же трудности переходного периода, что и наша страна. Коррупция неоднократно объявлялась в Китае важнейшей  национальной проблемой на партийных  и государственных форумах, периодически начинались кампании борьбы с коррупцией, сводившиеся в основном к борьбе против коррупционеров. В итоге на непродолжительный срок коррупция пряталась, но вслед за тем возникала с новой силой.

Информация о работе Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности России