Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, дипломная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы экономической безопасности национальной экономики…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и система экономической безопасности государства…………………………………………………………………………..6
1.2. Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..16
1.3. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..23
2. Анализ системы государственного обеспечения экономической безопасности России………………………………………………………………34
2.1. Исторический опыт обеспечения экономической безопасности России…..34
2.2. Система государственного обеспечения экономической
безопасности в современных российских условиях……….……………………..45
2.3. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности России………………..………………………………………………………………55
3. Направления совершенствования государственного регулирования экономической безопасности в России…………………………….……………63
3.1. Перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………..……………….63
3.2. Предложения по совершенствованию обеспечения экономической безопасности……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….83
Список используемых источников………………………………………………...86
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.40 Мб (Скачать документ)
 
 

 

    1. Предложения по совершенствованию обеспечения

             экономической безопасности 

     По  нашему мнению, основные направления  государственного обеспечения национальной экономической безопасности, должны соответствовать классификации, показанной на рисунке 3.1. 

         

Рис. 3.1. Основные направления государственного обеспечения

            экономической безопасности (ГОЭБ).

       В настоящее время чётко ощущается  недостаточность проведения активных мер по предотвращению экономических  преступлений со стороны государства. Но при составлении грамотной программы, направленной на ликвидацию пробелов в законодательстве и структурной форме экономики и её реализации в жизнь, число экономических преступлений в стране может сократиться неоднократно. Государство должно обеспечить условия, при которых легальная экономическая деятельность во всех сферах экономики будет выгодна предприятиям [23, с. 169].

       Создать условия, при которых получение  разрешение на право владения каким-либо объектом жёстко контролировалось и  подвергалось значительным проверкам – также приоритетная задача для государства. И самое главное – обеспечить активное участие силовых структур, которые зачастую бездействуют, в защите прав владения предприятием законным владельцем.

       В связи с этим считаем возможным  предложить некоторые меры, которые, на наш взгляд, могли бы существенно повысить уровень обеспеченности экономической безопасности России.

     Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически  это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах.

     Планируя  программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок [26, с. 152].

  1. В нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти.
  2. Не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила.
  3. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.
  4. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.
  5. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества.
  6. Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.
  7. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

     Считаем, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач [24, с. 138], на рисунке 3.2.

     Борьба  с коррупцией стоит особняком  в системе мер по обеспечению  экономической безопасности государства, поскольку, ни одна программа по обеспечению  экономической безопасности не может быть реализована без эффективной работы государственных служащих, свободной от криминала. Стратегия превенции коррупции должна ориентироваться на меры экономические, социальные, политические. При этом следует иметь в виду, что “ликвидировать” коррупцию, как и любое иное социальное зло, имеющее прочные основы в экономическом, политическом, социальном устройстве общества, – пока невозможно полностью. Поэтому сегодня речь должна идти в первую очередь о значительном ограничении масштабов влияния этого явления, введении его в “цивилизованные рамки”, защите массы населения от всевозможных поборов на всех уровнях – от рядового работника жилищной конторы и милиционера до представителей высших эшелонов власти. 

Методы  проведения антикоррупционной политики

Организация борьбы с коррупцией на всех  уровнях Сужение поля условий и  обстоятельств, благоприятствующих коррупции Уменьшение  выгод для обеих  сторон, участвующих  в коррупционной  сделке, от заключения последней Увеличение  вероятности выявления  коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред Влияние на мотивы коррупционного поведения Создание  атмосферы общественного  неприятия коррупции  во всех ее проявлениях
 

Рис. 3.2. Методы проведения антикоррупционной политики 

     По  словам Президента России Д.А. Медведева, борьба с коррупцией в государстве должна осуществляться по трем основным направлениям [44] (см. рис. 3.3).

     Основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственного механизма в новых условиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и чиновников, и остальных граждан.

     Считаем, что к числу антикоррупционных  мер можно отнести следующие:

  • максимальное сокращение (по крайней мере, на низовом уровне) объема управленческих решений, зависящих от усмотрения государственного служащего, ограничение его компетенции формализованными и четко регулируемыми “регистрационными” функциями; иначе говоря – ограничение власти и произвола бюрократии;
 

           Национальный план противодействия  коррупции           

     
     
     
     
     
     

     Рис. 3.3. Национальный план противодействия коррупции  
 

  • резкое  сокращение прав государственных служащих по “регулированию” экономики, образования, науки и т.п.; иначе говоря – повышение независимости бизнеса и граждан;
  • формирование гражданского общества;
  • сокращение (а не расширение!) “запретительной” нормативной базы; проведение в жизнь принципа “Разрешено все, что не запрещено”, ибо, чем больше запретов, тем больше возможностей обойти их с помощью подкупа;
  • резкое количественное сокращение управленческого аппарата, особенно с параллельными функциями;
  • обеспечение реальной ответственности государственных служащих за нарушение сроков разрешения подведомственных вопросов;
  • существенное повышение оплаты труда государственных служащих и одновременно - требовательности к ним (при значительном сокращении числа служащих это не вызовет чрезмерного увеличения расходов);
  • обеспечение реальной ответственности государственных служащих за правонарушения и преступления по службе. Это тот случай, где неотвратимость санкций неизмеримо важнее их строгости;
  • обеспечение независимости и повышение престижа суда (судей);
  • максимальная прозрачность деятельности государственных служащих для общественности, населения, средств массовой информации;
  • наличие реальной, а не декларативной политической воли по осуществлению этих и других мер.

     Ещё одной мерой борьбы против коррупции  могло бы стать внедрение электронного правительства. Суть электронного правительства заключается в переводе государственных услуг в режим он-лайн, что уже само по себе предполагает минимизацию личного контакта между гражданином и чиновником. По мере реализации проектов электронного правительства:

  • происходит сокращение количества контактов гражданина и представителей государства (принцип «одного окна» предполагает оказание всех необходимых государственных услуг в одном месте)
  • меняется   характер этих контактов – «местом встречи» чиновника и гражданина все чаще становится веб-портал.

     Изменяется  и характер самих государственных  услуг: в условиях «электронного  правительства» они приобретают  стандартизованный, деперсонализированный  характер, что снижает стимул применять  коррупционные механизмы.

     Чрезвычайно важно для законодательных органов власти исключить из законов «черные дыры», которые позволяют чиновникам извлекать личную выгоду и значительно обогащаться. В качестве примера приведу закон о защите прав граждан по реализации градостроительных решений в зонах жилой застройки в Москве. Там говорится: «Для принятия решения о строительстве дома внутри жилого района или во дворе, на месте детской площадки может быть создана инициативная группа». Но если она может быть создана, то она может быть и не создана. Или возьмем одну из самых коррупционных сфер — заказы и подряды. В законе было написано: «В составе конкурсной комиссии могут быть представители торгово-промышленной палаты или представители общественности». Так нельзя писать, потому что если «могут быть», их там никогда не будет, что и подтверждается практикой. В законе должны прописываться четкие действия, не подразумевающие какой- либо альтернативы. Не должно быть в законах слов «может быть», должны быть слова «должна быть» [38].

     Важное  значение имеет также принятие следующих  мер:

     1. Должен быть запрет на участие членов семей чиновников в цепочках, связанных с тендерами и государственными заказами. Должен действовать закон с прописанной в нем неотвратимостью наказания: уголовное наказание и конфискация имущества, нажитого незаконным путем.

     2. В тендерных комиссиях и комиссиях  на государственные заказы должны  присутствовать независимые эксперты. Такой эксперт должен быть  не известен участникам до  последнего момента, иначе к  нему будут искать ходы и  покупать его. 

     Невозможно  также обойти проблему коррупции в рядах силовых структур, которые первоочередной задачей которых является как раз борьба с коррупцией. Ведь порой бывает, что образуется порочный круг коррупции, при котором раскрытие преступления не представляется возможным, по причине того, что компетентные органы силовых структур сами вовлечены в коррупционную цепь. Такие цепи повсеместны в современной структуре власти России. На наш взгляд, эффективной мерой по противодействию коррупции в рядах силовых органов власти, непосредственно отвечающих за раскрытие и пресечение преступлений, связанных с нечистоплотностью чиновничьего аппарата, могла бы стать организация Главного управления собственной безопасности при Президенте РФ (см. рис. 3.4.): 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3.4 Состав органов государственной власти в системе антикоррупционной борьбы в рядах силовых структур 

     Значение  создания вышеупомянутого дополнительного  органа власти, подконтрольного общественному  антикоррупционному комитету, очень  велико, ведь ни для кого не секрет, что большая доля должностных преступлений чиновников вовсе не раскрывается по причине либо участия представителей силовых органов власти в коррупционной цепи, либо по причине вознаграждения со стороны чиновника сотрудника силовых структур, с целью остаться безнаказанным.

       Основной целью обеспечения экономической безопасности в сфере государственных финансов является не только принятие неких адекватных ситуации оперативных мер, но законодательное формирование таких отношений, которые позволяли бы создавать долговременные условия для эффективного и экономного использования бюджетных ресурсов, ориентированных на экономический рост в стратегическом отношении.

     Для того чтобы обеспечить достижение этой цели, необходимо:

  • проконтролировать основные тенденции негативных явлений в бюджетной сфере;
  • определить причины, факторы и признаки возникших явлений, условия их появления, механизм функционирования, количественные параметры, взаимосвязь с другими явлениями и спрогнозировать возможные последствия;
  • организовать систему контроля влияния негативных факторов на неэффективное использование ресурсов, выявить степень их воздействия на сферу государственных финансов;
  • разработать критерии воздействия всех факторов на бюджетную сферу в целом и на другие сферы финансовой политики;
  • разработать и обосновать предложения, реализация которых позволит получить конкретные результаты в плане повышения эффективности использования ресурсов [15, с. 265].

Информация о работе Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности России