Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, дипломная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы экономической безопасности национальной экономики…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и система экономической безопасности государства…………………………………………………………………………..6
1.2. Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..16
1.3. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..23
2. Анализ системы государственного обеспечения экономической безопасности России………………………………………………………………34
2.1. Исторический опыт обеспечения экономической безопасности России…..34
2.2. Система государственного обеспечения экономической
безопасности в современных российских условиях……….……………………..45
2.3. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности России………………..………………………………………………………………55
3. Направления совершенствования государственного регулирования экономической безопасности в России…………………………….……………63
3.1. Перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………..……………….63
3.2. Предложения по совершенствованию обеспечения экономической безопасности……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….83
Список используемых источников………………………………………………...86
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.40 Мб (Скачать документ)

     В связи с этим нужна четкая формулировка государственной политики антимонопольного регулирования в российском законодательстве. В нем должны быть изложены базовые  ценности. Этот документ должен быть нормативным и обязательным для исполнения. Нужна государственная доктрина антимонопольного регулирования в Российской Федерации, а так же подзаконный пакет исполнительских процедур.

     В России на сегодняшний день нет должного правового инструментария для решения проблемы злоупотребления монополиями своим экономическим положением. Мы ежедневно сталкиваемся с монопольным диктатом цен, с дискриминирующими условиями договоров, необоснованным отказом в предоставлении услуг. Достаточно посмотреть на реальное состояние конкуренции на рынках нефтепродуктов, связи, энергетики, железнодорожных перевозок, жилья и т.д. [35, с.27].

     На  данный момент в системе российского  антимонопольного законодательства декларирование противоправности сговора (картеля) не сопровождается необходимыми нормами прямого воздействия. В законе «О конкуренции» не обозначена процедура принятия таких соглашений недействительными, не указываются признаки их определения. Это снижает эффективность контроля. В практике деятельности Министерства по антимонопольной политики России выявление и пресечение антиконкурентных соглашений, в отличие от других видов нарушений, ничтожно: за 1998-2002 гг. удельный вес данного вида нарушений в общем количестве возбужденных дел не превышал 0,7 % [36, с. 123] .

     Статья 22.1 закона РФ «О конкуренции» за нарушение антимонопольного законодательства предусматривает гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

     Гражданско-правовая ответственность применяется в  виде взысканий с нарушителей  в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства. Такой вид ответственности на практике применяется очень редко. Основная причина – отсутствие нормативных актов. Кроме того, необходимо определение базовых показателей [36, с. 125].

     Так определение «справедливой цены»  чаще всего крайне затруднительно. Причина этого — невозможность  получить полные и объективные данные о рыночных процессах и вычислить  связанные с этим количественные изменения [36, с. 126].

     Особое  внимание антимонопольный орган должен уделять контролю за деятельностью некоммерческих объединений коммерческих организаций. Последние создаются с целью координации предпринимательской деятельности участников, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Однако в соответствии с п. 5 ст. 6 закона «О конкуренции» эта координация не должна иметь результатом ограничение конкуренции. На первый взгляд, здесь заложено противоречие, и возникает вопрос определения границ дозволенного. Очевидно, что если координация предпринимательской деятельности приводит к последствиям, прямо указанным в п. 1 ст. 6, то она является противозаконной. В остальных случаях необходимо определить, в чем заключается определение конкуренции, и доказать причинно-следственную связь между конкретными действиями организации и ограничением конкуренции [36, с. 129].

     Итак, закон от 22 марта 1991г. №948-1 "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", к  сожалению, можно охарактеризовать как нерациональный и в целом не соответствующий современным представлениям об эффективной государственной экономической политике.

     Кроме того, следует также отметить, что, помимо монополизма, высоких административных барьеров и коррупции,  порождающих  рост цен и препятствующие экономическому росту, существуют и другие немаловажные проблемы в современной экономике России. Уровень инфляции в 2007 г. в России вновь ускорился и достиг почти 12% (при прогнозе 8,5%) по сравнению с 9% в 2006 г. [42]. Более того, правительство России в апреле 2008 года утвердило график стремительного роста тарифов естественных монополий до 2011 года, что придаст инфляции дополнительное ускорение. Возможно, едва ли не самой главной проблемой российской экономики становится нехватка рабочих рук. При этом промышленности не хватает квалифицированной рабочей силы, но еще острее эта проблема стоит в сельском хозяйстве. Слабо развиваются высокотехнологичные сектора экономики.

     Следовательно, резюмируя вышесказанное, можно  сделать следующие выводы: 

  1. Важнейшими  направлениями государственного обеспечения национальной экономической безопасности  являются антикоррупционная политика, контроль за использованием государственных ресурсов, борьба с экономическими преступлениями, а также антимонопольная политика. Это первоочередные направления борьбы за высокий уровень экономической безопасности в государстве. Нечистоплотность чиновников приводит к тому, что неэффективно реализуются государственные программы по обеспечению экономической безопасности, создается множество барьеров на пути к «здоровой экономике», поскольку зачастую ими преследуются свои личные интересы, в большинстве случаев не совпадающие с государственными интересами.
  2. Несмотря на наметившийся в последние годы постоянный экономический рост в стране, трансформационный период в экономике все ещё не завершен, и далеко не все пережитки командно-административного наследия укоренены из государственного управления государством.
  3. Должны пройти десятилетия, чтобы в стране были выращены государственные управленцы нового поколения, способные четко и эффективно реагировать на современные вызовы мировой экономики, способные применять новейшие методы в управлении страной, отвечающие вызовам рыночной экономики.
  4. Государство по-прежнему является монополистом во многих сферах жизни, и, порой, судьба решения какой-либо проблемы гражданина находится непосредственно в руках ответственного чиновника, поведение которого далеко не всегда четко регламентировано законодательством.
  5. Лишь небольшое количество уголовных дел по преступлениям, совершенным в сфере экономики, в т.ч. совершенных чиновниками различных уровней, доводится до реального наказания.
  6. Существует слабая система контроля за расходованием государственных ресурсов. Штат сотрудников счетной палаты недостаточен для эффективной работы. Проблема усугубляется ещё и тем, что часто отчеты о нарушениях в сфере распределения государственных ресурсов, выявленные счетной палатой, откладываются в «долгий ящик» инстанциями, уполномоченными возбуждать уголовные дела и приводить в исполнения наказания.
  7. У чиновников существуют избыточные контрольные функции, особенно в аспекте сертификации и лицензирования. Помимо этого, чиновничий аппарат слишком большой, а официальные доходы чиновников недостаточны для управленцев государственного значения.
  8. Отсутствует непосредственное регулярное взаимодействие государственных и негосударственных структур, а эта необходимость давно доказана мировой практикой, поскольку без деятельности гражданских институтов обеспечение экономической безопасности в стране практически невозможно.
  9. В России до сих пор так и не была принята в качестве директивного документа Концепция Национальной экономической безопасности. 

Глава III. Направления совершенствования  государственного

              регулирования экономической  безопасности в  России 

    1. Предложения по использованию  передового зарубежного 

    опыта обеспечения  экономической безопасности 

     Следует заметить, что многие развитые и даже некоторые развивающиеся страны достигли определенных успехов в борьбе с угрозами экономической безопасности государства, особенно самыми серьезными из них, такими, как коррупция, экономическая преступность. Для России особенно интересен опыт антикоррупционной борьбы Нидерландов, Сингапура, Гонконга (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Передовой опыт мирового сообщества по борьбе с коррупцией

    Страны
    Методы  по борьбе с коррупцией, которые могут  быть использованы в  условиях российской экономики
    Уганда
    Реформировались государственные учреждения с целью  упрощения бюрократических процедур; сокращался аппарат, улучшались оплата труда чиновников, их профессиональная подготовка; был создан жесткий этический кодекс. Кроме того, была укреплена служба Генерального инспектора, имеющего полномочия проводить расследования, выдвигать обвинения и привлекать к ответственности. Немалую роль сыграла организация кампании по связям с общественностью для консолидации общественных усилий, направленных на борьбу с коррупцией.
    Гонконг
    Действующая в  Гонконге (Китай с 1 июля 1997 года) Независимая  комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК) является одним из примеров института, успешно реализующего решительные меры против глубоко укорененной коррупции. Основой для борьбы служит тщательный мониторинг действий властей — как со стороны официальных институтов, так и со стороны отдельных граждан, — а также судебное преследование виновных.  
    Сингапур
    С июля 1973 г. специальная антикоррупционная программа была развернута в Министерстве финансов Сингапура. Эта программа включала, в частности, следующие меры:
  • совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения проволочек;
  • обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
  • введение ротации чиновников для избежания формирования устойчивых коррупционных связей;
  • проведение непредвиденных проверок;
  • обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;
  • введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет
    Израиль
    Существует  система определенного дублирования мониторинга за возможными коррупционными действиями. Оно осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством Государственного контролера, обладающего независимостью от министерств и государственных ведомств, и общественными организациями типа Ведомства за чистоту правительства. Эти организации исследуют возможные коррупционные точки, а в случае их обнаружения информируют органы расследования. Причем полученная информация должна в обязательном порядке доводиться до общественности. Очень важна независимость этих организаций от руководства министерств и ведомств, чьи чиновники могут быть вовлечены в коррупцию.
    Израиль
    Важную роль в антикоррупционной программе  играют СМИ. Следует отметить, что  в Израиле, в силу значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует.
 

     По  поводу действующей в Гонконге независимой  комиссии по борьбе с коррупцией, хочется  добавить следующее. Чтобы подобная организация не вышла из-под контроля, она должна отчитываться не перед главой исполнительной власти, а перед законодателями, как служба Генерального инспектора в Уганде и Центральное финансово-контрольное управление в Соединенных Штатах. Сильная независимая организация по борьбе с коррупцией — это мощное оружие, обладающее доверием и нацеленное на перспективу. Но следует делать все возможное, чтобы такая организация не стала инструментом тенденциозного использования в политических целях.

     Опыт  Китая по обеспечению экономической безопасности в аспекте борьбы с коррупцией скорее отрицательный, но от этого не становится менее ценным. Учитывая ошибки, допущенные властями Китая, можно построить грамотную программу в своей стране. По опыту КНР следует иметь в виду следующие моменты:

    1. Нельзя сводить борьбу с коррупцией в государстве к борьбе с коррупционерами. Это заставит коррупцию лишь исчезнуть на небольшой срок и затем появиться с новой силой.
    2. Как и Китай, российская экономика связана с переходным периодом, и в связи с этим нельзя реформировать экономику и либерализировать её при сохранении ещё со времен командно-административной системы подхода к руководству государством, системой управления, психологии управленческих кадров, когда присутствует повсеместный государственный монополизм, обширный государственный контроль за частным бизнесом, сохранение элементов централизованного распределения ресурсов, а также то, что судьба многих предприятий, производств зависит от организационных решений, принимаемых властями.

     Чрезвычайно важен и полезен опыт США по организации работы спецслужб на поприще обеспечения национальной экономической безопасности. Исходя из него, можно предложить следующую  меру по обеспечению экономической  безопасности России в аспекте защиты национальных экономических интересов.

     Необходимо  создать в России межведомственную рабочую группу, в которую войдут первый заместитель министра обороны, руководитель УБЭП МВД России, директор департамента экономической безопасности ФСБ, руководители ведущих корпораций - "Газпром", "Рособоронэкспорт", под председательством секретаря Совета безопасности России и были:

  • определены параметры общей политики в области экономической безопасности и ее современные критерии;
  • разработан механизм руководства системой обеспечения экономической безопасности;
  • предложены проекты новых инструкций и директив;
  • внесены изменения в систему подготовки и переподготовки кадров.

     Необходимо  поручить спецслужбам России добычу сведений о динамике мировых экспортно-импортных  процессов, мерах иностранных правительств по поощрению экспорта и защите собственных рынков от зарубежных конкурентов. Разведка должна выявлять отрицательные экономические тенденции, заблаговременно предупреждать о готовящихся акциях иностранных правительств в областях внешней торговли, снабжать разведывательной информацией американские делегации на торговых переговорах.

     Действительно, в современном мире, когда борьба за истощающиеся ресурсы накаляется, когда все новые и новые  страны пытаются вырваться в лидеры мировой экономики, роль спецслужб в обеспечении национальной экономической безопасности переоценить сложно. И опыт США поучителен, ведь спецслужбы этого государство  одни из самых подготовленных и технически оснащенных в мире.

     Ещё одной проблемой, которая требует решения является отсутствие официально утвержденной в правовых документах концепции экономической безопасности (КЭБ) в России. Под этой концепцией следует понимать систему официальных взглядов на защищенность национальных интересов в сфере экономики от угроз. За рубежом разработкой и совершенствованием национальных и коллективных КЭБ занимаются уже более полувека.  Созданы и реализуются соответствующие, законодательно подкрепленные программы, которые могут иметь характер самостоятельных документов или же входить составной частью в программы экономического развития. Государство должно так распределять свои, как правило, ограниченные ресурсы, чтобы, не замедляя своего развития, надежно защититься от воздействия негативных факторов. Поэтому всесторонне продуманное и четкое представление о том, как этого добиться, должно быть сформировано при разработке КЭБ. Основными его положениями должны быть:

  • во-первых, всесторонняя характеристика условий, как экономических, так и неэкономических в которых оказалось государство;
  • во-вторых, причины возникновения, содержание и направленность на определенные цели тех интересов государства, которые требуется защитить для того, чтобы обеспечить его экономическую безопасность;
  • в-третьих, содержание угроз, противостоящих интересам государства. Содержание угрозы представляет собой всю совокупность ее характеристик, таких, например, как причины возникновения, источник, направленность, наличие или отсутствие преднамеренности, степень сформированности и т. д. Особое внимание следует обратить на точное выявление такой характеристики угрозы как ее направленность.;
  • и, в-четвертых, общий подход к противодействию упомянутым угрозам, требования к их нейтрализации или локализации и ставящиеся в связи с этим задачи [10, с. 123-126].

Информация о работе Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности России