Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:26, дипломная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что на современном этапе развития национальной экономики Российской Федерации важнейшую роль для стабильного экономического развития и процветания играет защищенность экономики, уровень экономической безопасности государства. Это связано как с внутренними, так и внешними факторами, такими как глобализация мирового хозяйства. В этой связи чрезвычайно важно определить факторы, за счет которых можно обеспечивать экономическую безопасность, учитывая, что она является фундаментом национальной экономики, поскольку система не может стабильно и успешно развиваться до тех пор, пока она не находится в состоянии защищенности от внешних и внутренних угроз.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы экономической безопасности национальной экономики…………………………………………………………………………..6
1.1. Понятие и система экономической безопасности государства…………………………………………………………………………..6
1.2. Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..16
1.3. Зарубежный опыт обеспечения экономической безопасности………………………………………………………………………..23
2. Анализ системы государственного обеспечения экономической безопасности России………………………………………………………………34
2.1. Исторический опыт обеспечения экономической безопасности России…..34
2.2. Система государственного обеспечения экономической
безопасности в современных российских условиях……….……………………..45
2.3. Основные проблемы обеспечения экономической безопасности России………………..………………………………………………………………55
3. Направления совершенствования государственного регулирования экономической безопасности в России…………………………….……………63
3.1. Перспективные направления государственного обеспечения экономической безопасности………………………………………………………..……………….63
3.2. Предложения по совершенствованию обеспечения экономической безопасности……………………………………………………………………...…69
Заключение………………………………………………………………………….83
Список используемых источников………………………………………………...86
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.doc

— 1.40 Мб (Скачать документ)

     Основная  причина неудач китайских антикоррупционных кампаний уходит корнями в стратегию реформирования экономики и политической системы, избранную китайским руководством. Ее суть — постепенная либерализация экономики при сохранении фундамента политической системы, обширного государственного контроля, политического монополизма. В частности, под жестким государственным и административным контролем функционируют рынки земли и недвижимости, ограничивается передвижение граждан, особенно в свободные экономические зоны, сохраняются элементы централизованного распределения ресурсов, судьба многих предприятий, производств зависит от организационных решений, принимаемых властями. Тем самым сохраняются и усугубляются все описанные выше негативные эффекты переходного периода, способствующие процветанию коррупции.

     Коррупция, сочетающаяся со слабостью государства, невыполнением им своих минимальных  обязанностей, является серьезной проблемой  для многих развивающихся стран  Африки, Латинской Америки, Азии. Для  каждого из этих регионов можно привести примеры стран, где образовался "порочный круг" бедности, отсталости и коррупции.

     Вместе  с тем есть страны, начавшие преобразования и постепенно вышедшие на "благотворный цикл реформ". В таких странах  удается во многом обуздать коррупцию [28].

     Так, Уганда была клептократическим государством в первый постколониальный период. До 1967 г. режим правил страной без выборов и создал к 1971 г. предпосылки прихода к власти Иди Амина, при котором правительство практически превратилось в систему организованной преступности, которая наживалась за счет населения. Процветали поддержка экономически невыгодных проектов, чрезмерных военных расходов, взятки за получение государственных контрактов, грабительский контроль над экспортом, экспроприация собственности [30].

     В ходе гражданской войны в 1986 г. было создано новое правительство, которое начало преобразования. Были предприняты реформы социально-экономической политики, менялись объем и способы государственного регулирования экономики для уменьшения базы извлечения коррупционных доходов. Реформировались государственные учреждения с целью упрощения бюрократических процедур; сокращался аппарат, улучшались оплата труда чиновников, их профессиональная подготовка; был создан жесткий этический кодекс. Кроме того, была укреплена служба Генерального инспектора, имеющего полномочия проводить расследования, выдвигать обвинения и привлекать к ответственности. Важную роль сыграла организация кампании по связям с общественностью для консолидации общественных усилий, направленных на борьбу с коррупцией.

     Действующая в Гонконге (Китай с 1 июля 1997 года) Независимая комиссия по борьбе с  коррупцией (НКБК) является одним из примеров института, успешно реализующего решительные меры против глубоко  укорененной коррупции. Основой  для борьбы служит тщательный мониторинг действий властей — как со стороны официальных институтов, так и со стороны отдельных граждан, — а также судебное преследование виновных.

     Однако  у комиссии есть свои проблемы. Главная  из них та, что она отчитывается только перед губернатором. А комиссия по борьбе с коррупцией, отчитывающаяся перед единоличным правителем, может быть использована как инструмент репрессии против политических противников; такие обвинения делались и в адрес НКБК. Ее проверяли несколько комиссий по надзору и независимые судебные инстанции, но без скандалов все же не обошлось.

     Агентство (комиссия) по борьбе с коррупцией в  Сингапуре подчинялось премьер-министру Ли Куан Ю, обладая при этом значительной политической и функциональной независимостью [27].

     Одной из ключевых мер антикоррупционной программы в Сингапуре было существенное повышение заработной платы государственных служащих. Отчитываясь в 1985 г. перед парламентом об оправданности затрат на содержание аппарата, премьер-министр говорил: "Я являюсь одним из самых высокооплачиваемых и, вероятно, одним из самых бедных премьер-министров стран третьего мира… Имеются различные пути решений. Я же предлагаю наш путь в рамках рыночной экономики, который является честным, открытым, оправдываемым и осуществимым. Если вы ему предпочтете лицемерие, вы столкнетесь с двуличием и коррупцией. Делайте выбор".

     С июля 1973 г. специальная антикоррупционная программа была развернута в Министерстве финансов Сингапура. Эта программа включала, в частности, следующие меры:

  • совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения проволочек;
  • обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
  • введение ротации чиновников для избежания формирования устойчивых коррупционных связей;
  • проведение непредвиденных проверок;
  • обеспечение режима конфиденциальности для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;
  • введение процедуры пересмотра комплекса антикоррупционных мер каждые 3-5 лет [27].

     Введя в действие в начале 70-х годов антикоррупционную программу, Сингапур достиг в этом впечатляющих успехов, и теперь занимает девятое место в рейтинге коррупционности. (Это значит, что менее этой страны коррумпированы только восемь стран.)

     В результате серьезных целенаправленных усилий позитивные сдвиги отмечаются в Перу. Там с 1990 г. началось наступление на коррупцию и неэффективность в сфере услуг. К 1995 г. доход в этой сфере был повышен от $625 миллионов до $2.6 миллиардов в год и было уменьшено среднее время отгрузки товаров с пяти дней до двух часов [27].

     70% служащих общественного сектора  в Перу профессионально тренированы,  тогда как в 1990 г. их было всего 2%, и любое свидетельство коррумпированности ведет к немедленному увольнению", — отмечал Генеральный секретарь Мировой организации потребителей Джеймс Шейвер [27].

     Многим  странам, достаточно чистым в отношении  коррупции, — они входят в первую десятку или двадцатку стран  по рейтингу коррупционности, по-видимому, удалось создать эффективный  механизм борьбы с коррупцией. К таким странам относятся (по увеличению рейтинга): Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Австралия, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Ирландия, Германия, Великобритания, Израиль, США, Австрия.

     Рассмотрим  некоторые особенности организации антикоррупционной деятельности в таких странах. Коррупция, во-первых, осознается правительством этих стран как серьезная проблема национальной безопасности. При этом коррупция рассматривается как внешняя и внутренняя угроза. Четко разделяются два аспекта коррупции: политическая и экономическая. Развитие политической коррупции может привести к неконтролируемости политической ситуации в стране и представляет угрозу демократическим институтам и балансу различных ветвей власти. Экономическая коррупция снижает эффективность рыночных институтов и регулирующей деятельности государства. Важно отметить, что усилия по ограничению коррупции в этих странах, как правило, институциализированы и впечатляют своим масштабом.

     Система борьбы с коррупцией в Нидерландах включает следующие процедурные и институциональные меры [29, с. 14]:

  1. Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции и обсуждение последствий — наказаний за коррупционные действия. Ежегодно министр внутренних дел этой страны представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.
  2. Разработка системы мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях, и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих точках.
  3. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию. Эта система указывает также правила поведения по исправлению допущенных нарушений.
  4. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба, например пенсионного и социального обслуживания. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
  5. Во всех значимых организациях, в частности в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, обязанностью которых является регистрация и выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и соответствующих последствий таких нарушений. Государственные организации стремятся поощрять позитивные действия должностных лиц. Система поощрений направлена на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном планах вести себя честно и эффективно.
  6. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.
  7. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке становятся доступными для общественности.
  8. Каждый чиновник имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны.
  9. Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая, в частности, политический, общественный вред коррупции и возможные последствия участия в ней.
  10. Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
  11. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, и эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.
  12. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят их независимые расследования. В то же время клеветнические сообщения приводят к утере общественного доверия и репутации соответствующих источников информации. Тем самым предотвращается, в значительной степени, безответственность в подготовке разоблачительных материалов.

     Израиль является одной из достаточно свободных  от коррупции стран.

     Наряду  с аналогичными мерами в Нидерландах  применяется система определенного  дублирования мониторинга за возможными коррупционными действиями. Оно осуществляется правительственными организациями и специальными подразделениями полиции, ведомством Государственного контролера, обладающего независимостью от министерств и государственных ведомств, и общественными организациями типа Ведомства за чистоту правительства. Эти организации исследуют возможные коррупционные точки, а в случае их обнаружения информируют органы расследования. Причем полученная информация должна в обязательном порядке доводиться до общественности. Очень важна независимость этих организаций от руководства министерств и ведомств, чьи чиновники могут быть вовлечены в коррупцию. На управление по борьбе с коррупцией, входящее в Администрацию премьер-министра, возложена также обязанность постоянно обучать чиновников предотвращению возможных коррупционных действий и координировать работу различных внутриведомственных служб по борьбе за чистоту государственных органов. [27, с. 36]

     Важную  роль также играют СМИ. Согласно высказыванию одного из крупнейших политических деятелей этой страны, наиболее опасны для его политической карьеры обвинения в коррупции, которые могут появиться в уважаемой газете [27, с. 39]. Следует отметить, что в Израиле, в силу значительных социальных льгот для чиновников и безжалостного их наказания при обнаружении коррупции, низовая коррупция практически отсутствует.

     Следует заметить, что многие развитые и даже некоторые развивающиеся страны достигли определенных успехов в борьбе с угрозами экономической безопасности государства, особенно самыми серьезными из них, такими, как коррупция, экономическая преступность. Для России особенно интересен опыт антикоррупционной борьбы Нидерландов, Сингапура, Гонконга. Чрезвычайно важен и поучителен опыт США по организации работы спецслужб на поприще обеспечения национальной экономической безопасности.

     Таким образом, мы определили сущность и комплексность понятия экономическая безопасности, рассмотрели систему и направления, по которым, прежде всего надо двигаться государству с целью обеспечения национальной экономической безопасности и сделали следующие выводы.

     1. Экономическая безопасность основана  на общенациональном комплексе  мер, направленных на постоянное  устойчивое развитие и совершенствование  экономики страны.

     2. Экономическая безопасность является фундаментальной основой национальной безопасности, так как именно она является материальной базой всей системы безопасности государства, выражает основополагающие интересы людей, хозяйствующих субъектов, общества и государства.

     3. Национальная экономическая безопасность – это такое явление, которое обеспечивается четкими механизмами государственного воздействия на экономическую, политическую и социальную сферу, направленное на защиту национальных экономических интересов в долгосрочной перспективе, независимость национальной экономики и обеспечение высокого уровня жизни населения.

     4. Экономическая безопасность страны  должна обеспечиваться, прежде всего,  защитными мерами, осуществляемыми  государством, а также укрепляться  эффективностью самой экономики на основе высокой производительности труда, качества продукции и так далее.

     5. Практический интерес представляет  использование позитивного опыта  стран с развитой рыночной  экономикой в сфере обеспечения  национальной экономической безопасности. 

 

Глава II. Анализ системы государственного обеспечения

экономической безопасности России 

2.1. Исторический опыт  обеспечения экономической 

               безопасности России 

     Экономическая безопасность является важнейшим элементом  государственной безопасности России. Проблемы обеспечения экономической безопасности России, как важнейшего условия устойчивого развития, с каждым годом привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, широких слоев населения.

     Развитие  экономики под воздействием рыночных механизмов привело к необходимости выделить в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Это вызвано тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Опыт развитых стран показывает, что надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее устойчивого социально-экономического развития.

     Проблемы  экономической безопасности в зарубежной литературе рассматриваются достаточно широко. Президент США Ф. Рузвельт еще в 1934 г. начал применять термин «экономическая безопасность». В Советском Союзе проблемы экономической безопасности рассматривались и решались на уровне Комитета государственной безопасности [32, с. 18].

Информация о работе Основные направления государственного обеспечения экономической безопасности России