Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций и проблем развития машиностроения в мире.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть роль и содержание современного машиностроения
Изучить отраслевую структуру машиностроения
Проанализировать основные тенденции развития машиностроения
Найти пути решения основных проблем в машиностроительном комплексе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Машиностроение-главная отрасль мировой промышленности
Роль и содержание машиностроительного комплекса……………5
Отраслевая структура машиностроения…………………………...6
Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения……………………………………………………17
Глава 2 Анализ основных тенденций и проблем современного машиностроения мира на примере РФ
2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20
2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ………………..24
Глава 3 Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса
3.1. Пути решения основных проблем в машиностроительной отрасли в мире………………………………………………………………………...31
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………49

Работа состоит из  1 файл

Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике.docx

— 311.04 Кб (Скачать документ)

ФГАОУ ВПО Восточно-Федеральный Государственный Университет им. М.К.Аммосова

Финансово-экономический Институт

Кафедра международных экономических отношений

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине Мировая экономика 

на тему: «Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике»

 

 

Выполнил: студент 3 курса  гр. МЭ-09

Винокурова Елена

Проверил: доцент, кандидат географических наук

Тотонова Елена Егоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Машиностроение-главная  отрасль мировой промышленности

    1. Роль и содержание машиностроительного комплекса……………5
    2. Отраслевая структура машиностроения…………………………...6
    3. Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения……………………………………………………17

Глава 2 Анализ основных тенденций  и проблем современного машиностроения  мира на примере РФ

2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20

2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ………………..24

Глава 3 Основные направления  совершенствования машиностроительного  комплекса

3.1. Пути решения основных проблем в машиностроительной отрасли в мире………………………………………………………………………...31

3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34

Заключение………………………………………………………………………42

Список использованной литературы…………………………………………...45

Приложение………………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Машиностроение – наиболее  крупная комплексная отрасль,  определяющая уровень научно-технического  прогресса во всем народном  хозяйстве, поскольку обеспечивает  все отрасли машинами, оборудованием,  приборами, а население – предметами  потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно  углубление специализации производства  и расширение ее масштабов.

Выбор темы курсовой работы «Основные  тенденции и проблемы развития машиностроения в мире» обусловлен тем, что в  индустриальном мире машиностроение имеет  важное значение. Оно занимает одно из ведущих мест в промышленной отрасли.

Актуальностью данной работы является то что в современном мире машиностроение является двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся. Все это еще раз доказывает огромную значимость современного машиностроительного комплекса в структуре мирового хозяйства, а также подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации.

Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций  и проблем развития машиностроения в мире.

Для достижения этой цели я поставила  перед собой следующие задачи:

  • Рассмотреть роль и содержание современного машиностроения
  • Изучить отраслевую структуру машиностроения
  • Проанализировать основные тенденции развития машиностроения
  • Найти пути решения основных проблем в машиностроительном комплексе

В данной работе будет отражена не только отраслевая структура машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и подотраслей. Но и охарактеризовано современное состояние комплекса, перспективы и варианты выхода из создавшейся сегодня экономической ситуации.

С учетом специфики данной темы структура исследования позволяет  последовательно осветить в первой главе теоретические вопросы (роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура) машиностроительного  комплекса, во второй – сложившиеся на сегодняшний момент проблемы и основные тенденции в комплексе, в третьей главе будут освещены пути решения сложившихся проблем в отрасли машиностроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Машиностроение-главная  отрасль мировой промышленности.

 

    1. Роль и содержание машиностроительного комплекса

 

В настоящее время машиностроение и по числу занятых (более 80 млн человек), и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности.

На долю машиностроительного  комплекса по разным оценкам приходится примерно 35% стоимости мирового промышленного  продукта. В развитых странах эта отрасль обеспечивает около 40%, в странах переходной экономики ‐ 20‐25%. (см. Приложение 1).

В современном мире сформировались три крупнейших ареала машиностроительной промышленности: США (на их долю приходится св. 1/3 мирового машиностроения), Западная Европа (около 1/3), Япония (около 15%) (см. Таблица 1). Развивающиеся страны производят всего 1/10 машиностроительной продукции мира. Но в последнее время темпы роста машиностроения здесь ускоряются, особенно в Республике Корея, Бразилии, Аргентине, Мексике, а также в Индии и в некоторых странах Среднего и Ближнего Востока.

Таблица 1

Доля машиностроения в выпуске промышленной продукции по странам

Страна

Доля машиностроения, %

Страна

Доля машиностроения, %

Россия

20,0

Англия 

39,6

Польша

27,8

Канада

40,5

Китай

35,2

США

46,0

Италия

36,4

Япония

51,5

Франция

39,3

Германия

53,6


По данным Госкомстат РФ, www.gks.ru

На развитие машиностроения всегда оказывал сильное влияние  научно-технический прогресс, особенно в эпоху НТР, которая радикально изменила всю структуру отрасли, её систему организации и управления. Как следствие, машиностроение –  наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии  с самой высокой долей выпускаемой  инновационной продукции. Эта продукция  – материальный носитель всех возможных  для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного  труда.

Машиностроение играет очень важную роль в хозяйстве: его основная задача – обеспечение орудиями труда  всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных  приборах и аппаратах бытового назначения. Спрос на такую массовую продукцию  – мощный стимул развития многих производств  машиностроения, работающих на потребительский  рынок. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии  – производит дорогостоящее вооружение как для обороны своей страны, так и для продажи на мировом рынке.

 

    1. Отраслевая структура машиностроения

 

В структуре машиностроительного комплекса действуют ок. 20 крупных отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение.

Тяжёлое машиностроение

Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и  обеспечивают машинами и оборудованием  предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы). Является совокупностью подотраслей:

  • Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин - грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.))
  • Железнодорожное машиностроение
  • Судостроение
  • Авиационная промышленность
  • Ракетно-космическая отрасль
  • Энергомашиностроение
  • Производство технологического оборудования по отраслям
      • Строительное и коммунальное машиностроение
      • Сельскохозяйственное машиностроение
      • Нефтегазовое машиностроение
      • Химическое машиностроение
      • Лесопромышленное машиностроение1

Подъемно-транспортное машиностроение. Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Подотрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации     складов. 2

Железнодорожное машиностроение. Одна из отраслей транспортного машиностроения, специализирующаяся на производстве железнодорожного (рельсового) подвижного состава (вагонов, локомотивов, электропоездов, трамваев и т.д.)

Железнодорожное машиностроение можно  подразделить на 4 крупных сегмента:

  • локомотивостроение;
  • грузовое вагоностроение;
  • пассажирское вагоностроение;
  • производство путевой техники.

Судостроительная  промышленность. Судостроительная промышленность  — одна из крупнейших машиностроительных отраслей, имеющая высокий научный и технический потенциал. Аккумулируя в своей продукции достижения большого числа смежных отраслей (металлургии, машиностроения, электроники и т.д.), судостроение в то же время стимулирует их развитие. 3

Большинство предприятий  отрасли, несмотря на потребляемое ими  значительное количество металла больших  параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов  обусловливает установку на них  разнообразного оборудования, что подразумевает  наличие кооперационных связей с  предприятиями других отраслей народного  хозяйства. Меняется его структура, что связано с изменениями  в характере морских перевозок. Важные изменения происходят и в  географии отрасли. Старые центры судостроения (особенно Великобритании) теряют свое значение. Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.4

Перспективным с точки зрения развития в 2011 году является рынок газовозов  — самый быстрорастущий и дорогостоящий  сегмент мирового судостроения. Известно, что в настоящее время на зарубежных верфях большинство газовозов закладываются под транспортировку российского газа, в том числе с арктических шельфовых проектов. Спрос на подобные суда сейчас превышает предложение, и заказы принимаются на период после 2011 года.

Авиационная промышленность. Большую роль в машиностроительном комплексе играет авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль производит современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций. Крупнейшими производителями авиационной техники являются США (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция (Париж и Тулуза), Германия (Штуггарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия (Турин).5

Ракетно-космическая  промышленность. Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа "Буран", сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства. В космической промышленности доминирующие позиции принадлежат США. Но в последний период усиливается активность стран Западной Европы, в частности Европейского космического агентства и европейского концерна Arianspace. По размерам финансирования гражданских космических программ показатели Европы приближаются к американским. 6

Информация о работе Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике