Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций и проблем развития машиностроения в мире.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть роль и содержание современного машиностроения
Изучить отраслевую структуру машиностроения
Проанализировать основные тенденции развития машиностроения
Найти пути решения основных проблем в машиностроительном комплексе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Машиностроение-главная отрасль мировой промышленности
Роль и содержание машиностроительного комплекса……………5
Отраслевая структура машиностроения…………………………...6
Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения……………………………………………………17
Глава 2 Анализ основных тенденций и проблем современного машиностроения мира на примере РФ
2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20
2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ………………..24
Глава 3 Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса
3.1. Пути решения основных проблем в машиностроительной отрасли в мире………………………………………………………………………...31
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………49

Работа состоит из  1 файл

Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике.docx

— 311.04 Кб (Скачать документ)

Проявившаяся в 1999 году положительная динамика спроса внутреннего рынка на машины и оборудование сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограниченным потенциалом импортозамещения отечественного машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реализации продукции на внутреннем рынке в результате импортозамещающего фактора ожидается по легковым автомобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализированных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Развитие российского экспорта машин и оборудования в прогнозируемом периоде до 2015г. может произойти при усилении интеграционных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза продукции российского тяжелого и общего машиностроения для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вocстановление сотрудничества в рамках технического содействия. Весьма значительным остается потенциал российского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономической поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организации производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить достаточно весомым источником инвестиций в отрасль.36

Одним из наиболее важных и  реальных источников привлечения инвестиций в промышленные отрасли в современных условиях является международное сотрудничество. В этом процессе сборочные производства могут играть существенную роль. Но этого не достаточно. Эффективно вписаться в формирующуюся структуру глобального разделения труда может лишь страна, обладающая высокими технологиями, не уступающими лучшим мировым.(ссылка)

Предлагаемые меры по движению к "новой  экономике" опираются на "стратегию  ускоренной диверсификации", так  как основное среди этих мер —  стимулирование диверсификации экономики  и экспорта, а также перераспределение  фискальной нагрузки (включая природную  ренту) в пользу развития несырьевых секторов экономики. Предусмотрена также необходимость глубоких изменений производственной инфраструктуры и применения "энергоэффективной" модели преобразования производств в связи с предполагаемым ростом цен на газ и электроэнергию. Среди инструментов достижения экономического роста ключевым названа также опора на российскую фундаментальную науку, научные школы и машиностроение как системообразующую отрасль.

Реализация перечисленных задач  будет возможна, очевидно, лишь в  случае повышения конкурентоспособности  машиностроительной продукции и  существенной модернизации ее технологического потенциала. Потому что нельзя создать  конкурентную продукцию без конкурентной технологической базы. Отсюда вывод: базой новой инфраструктуры машиностроения должны стать крупные корпоративные  структуры, оснащенные современными информационными  технологиями CAD/CAM/CAE и программными системами типа ERP. Управление жизненным циклом изделия, включая его логистическую поддержку в эксплуатации, должно опираться на CALS-технологии и международные стандарты. То есть необходимо создавать компьютеризированные интегрированные производства, оснащенные обрабатывающими центрами на основе мехатронных модулей и интеллектуальных систем управления.37

И чтобы замкнуть инновационную  цепочку (от фундаментальных исследований до производства конкурентного продукта), необходимо иметь ряд базовых  федеральных центров науки и  высоких технологий (ФЦНВТ). В их состав могут войти ведущие институты  РАН, отраслевые институты и государственные  научные центры, ряд промышленных предприятий, выпускающих современное  оборудование. Каждый из таких центров  должен заниматься одним—двумя мегапроектами, а его финансирование вестись напрямую, минуя промежуточные инстанции. Центры должны нести ответственность за выход на рынок конкурентного и наукоемкого продукта и осуществлять капитализацию интеллектуальной собственности, созданной совместно с институтами РАН. Потому что только согласованная система стратегических преобразований в машиностроении, экономике и науке позволит выйти на новый уровень качества выпускаемой промышленной продукции, востребованной рынком.38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности, на его долю приходится более 35% всей стоимости мировой промышленной продукции.

Машиностроение делится  на три основные отраслевые группы: тяжелая, среднее и точное, которые  делятся на подотрасли, такие как  судостроение, автомобилестроение, электронное  оборудование, выпуск сельскохозяйственных машин, бытовая электроника и  многое другое. Преобладающими подотраслями в настоящее время являются автомобилестроение и станкостроение. Они занимают около 30% от мирового производства машиностроения.

На развитие машиностроения влияют ряд факторов: научно – технический прогресс, темпы развития отраслей народного хозяйства, рост материального благосостояния и культурного уровня народа, сырьевые ресурсы страны, место страны в системе международного разделения труда. Но самым важным и определяющим фактором является научно-технический прогресс. Он позволяет внедрить в производство новые технологии что улучшает уровень и качество произведенной продукции.

Современное машиностроение направлена на наукоемкие виды производства: авиационное машиностроение, ракетно-космическое  производство, микроэлектроника, робототехника  и многое другое.

Ведущие мировые производители  машиностроительной продукции сосредоточены  в США, Германии, Франции, Японии и  Южной Кореи. Эти страны занимают около 50% от всей доли машиностроительного  комплекса.

Мировое машиностроение активно  внедряет новые технологии в производство. Развивается такие виды отрасли  как роботостроение и нанотехнологии. Машиностроение имеет низкую долю вовлеченности молодых специалистов. Хотя сейчас многие учебные заведения имеют техническую направленность, доля новых специалистов в машиностроительной отрасли снижается.

Российское машиностроение занимает всего лишь ¼ от мирового машиностроительного производства. Отрасль направлена на ненаукоемкое производство в отличие от мировых лидеров. Однако, Россия достигла значительных успехов в ракетно-космической и военной промышленности.

Отечественное машиностроение имеет внутреннюю направленность и  низкую долю экспорта продукции из страны, а доля импорта достаточна высока. Но вместе с тем растет количество внутренних и иностранных инвестиций. В стране также велика степень  износа оборудования , а новое оборудование закупается заграницей. Поэтому внутреннее производство не развивается.

Современное машиностроение имеет ряд проблем связанных  с внедрением новых технологий и  нехваткой квалифицированных кадров. Для решения этих проблем требуются  некоторые преобразования в области  образования, развитие современных  технологий путем внедрения внутренних и иностранных инвестиций в их разработку.

Как показывает анализ, российское машиностроение имеет ряд проблем, которые требуют серьезного анализа и мер по их решению:

  • выпуск модернизированных машин и оборудования;
  • Рост инвестиций в отрасли инвестиционного и структурообразующего машиностроения;
  • Государственное стимулирование спроса на инвестиции с преимущественно отечественной технологической начинкой;
  • Ориентируется на закупку импортной техники;
  • Предполагает значительные иностранные инвестиции в предприятия отечественной промышленности.

Таким образом, машиностроение – это главная отрасль промышленности в мире. Она занимает очень важное место в экономическом развитии государства. Сейчас машиностроение имеет неплохие темпы развития в отдельных странах (США, Япония, Южная Корея, Германия и т.д.). Но вместе с тем машиностроение вовсе не развивается в странах «третьего мира». В ближайшем будущем отрасль машиностроения глобализируется, в связи с переходом всего мира на неоиндустриальную эпоху, где велико влияние технологий. Сейчас машиностроение в мире развивается очень быстро и скоро станет важнейшим индикатором развития и процветания экономики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Архипова М.Ю. Статистический анализ основных тенденций создания и использования передовых технологий //Вопросы статистики.-№7, 2007.
  2. Беляев М.И. Мировая экономика, Издание 1, М., 2009.
  3. Борисов В.Н. Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность. //  Экономист  №7, 1999.
  4. Борисов В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор развития Российской экономики // Проблемы прогнозирования.- №6, 1997.
  5. Борисов В.Н., Почукаева О.В. Модернизация обрабатывающей промышленности РФ на основе устойчивого развития отечественного машиностроения// Проблемы прогнозирования.-№2, 2011.
  6. Борисов В.Н., Почукаева О.В., Орлова Т.Г.  Перспективы развития станокоинструментальной промышленности России// Проблемы прогнозирования - №3, 2009.
  7. Борисов В.П. Перспективы машиностроения // Экономист.-№1, 1998.
  8. Бородаевский А. Тенденции социально-экономического развития в разных регионах мира //Мировая экономика и международные отношения - №4, 2007.
  9. Булатова А.С. Мировая экономика: Учебник, М.: Юристь, 2003.
  10. Гоголева Т.Н.,Ключищева В.Г., Хаустов Ю.И., «Международная экономика», учебное пособие, М., КНОРУС, 2005.
  11. Гуреева М.А. Основы экономики машиностроения: учебник для нач. проф. образования, М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  12. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география, справочные материалы, М. 1994 .
  13. Иванов Л. Экономика России в 2010 году: предварительные оценки.// Экономист.-№1, 2011.
  14. Клевин А.Н., Митин С.Т. О проблемах реструктуризации машиностроительного комплекса. // Промышленность России- № 3  март, 1999.
  15. Константинов Д. Развитие промышленного производства в 2008 г.// Экономист - №3, 2009.
  16. Корнев А.К. Потенциал роста промышленности: формирование стоимости машин и оборудования// Проблемы прогнозирования - №1, 2005.
  17. Малкова И.В., «Мировая экономика , в вопросах и ответах», М.,Прспект,2005.
  18. Машины и оборудование // БИКИ №128, 27 октября 1998.
  19. Миклашевская Н.А., Холопов А.В., «Международная экономика»,учебник, М., Дело и Сервис, 2004.
  20. Морозова Т.Г. Региональная экономика, М. 1995.
  21. Оболенский В. Насущные задачи развития отечественной промышленности// Мировая экономика и международные отношения - №11, 2009.
  22. Омельченко С. О чем поет станок усталый//Экономика и жизнь - №38, 2006.
  23. Почукаева О.В. Анализ инновационной активности в промышленности // Проблемы прогнозирования.- №4, 2008.
  24. Прогноз на 2011-2013 гг. : развитие отраслей промышленности//Экономист - № 11, 2010.
  25. Пузакова Е.П., «Мировая экономика», Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.
  26. Розанова Н. Поддержка конкуренции и промышленная политика // Мировая экономика и международные отношения - №5, 2005.
  27. Ром В.Я., Дронов В.П. География России; население и хозяйство: учебник для общеобразовательных учебных заведений, М. 1995.
  28. Соколов В. Российское машиностроение в системе международных экономических связей //Мировая экономика и международные отношения - №6, 2010.
  29. Соколов В. Евросоюз в торговле машинами и оборудованием//Мировая экономика и международные отношения – 6, 2008.
  30. Сорокин Н.Т. Проблемы и тенденции развития российского машиностроения // Автомобильная промышленность  - № 1 , 2005.
  31. Состояние промышленного производства//Экономист - №11, 2009.
  32. Сухарев О. Промышленность: кризис и перспективы развития.// Экономист.-№2, 2011.
  33. Фоминский И.П. Международные экономические отношения: Учебник, М.: Экономисть, 2008.
  34. AbdoAbouJaoude, SeifedineKadry, Khaled El-Tawil, Hassan Noura, Mustapha Ouladsine Analytic prognostic for petrochemical pipelines//Journal of Mechanical Engineering Research, Vol. 3(3), March 2011.
  35. Dirksen F., Lammering R. On mechanical properties of planar flexure hinges of compliant mechanisms//Mechanical Science, June 2011.
  36. Engineering: Issues, Challenges and Opportunities for Development,  the United Nations Educational, Scientifi c and Cultural Organization7, place de Fontenoy, 75352 Paris 07 SP, France, 2010
  37. Hussien M. Al-Wedyan Dynamic torque and response of geared rotors excited by random static transmission error//Journal of Mechanical Engineering Research, Vol. 3(2), February 2011.
  38. Kwoka J., Whit J. The Antitrust Revolution – Oxford, 1999.
  39. Аналитическийбюллютень/ «Машиностроение: тенденцииипрогнозы. Выпуск №3. Итоги 1 полугодия 2011 года» [Электронный ресурс] – http://vid1/rian/ru/ig/ratings/b_mash3.pdf
  40. Госкомстат РФ - www.gks.ru
  41. www.engineeringchallenges.org
  42. Портал машиностроения – www.mashportal.ru
  43. Мировая федерация машиностроения - www.wfeo.net

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

ИНДЕКСЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО отдельнымвидам экономической деятельности 
(в процентах к предыдущему году)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии,  
газа и воды1)

105,1

106,3

106,8

100,6

90,7

108,2

Добыча полезных ископаемых1)

101,4

102,8

103,3

100,4

99,4

103,6

из нее:

           

добыча топливно-энергетических полезных  
ископаемых

102,0

102,7

102,7

100,1

100,4

103,1

добыча полезных ископаемых, кроме  
топливно-энергетических

97,7

104,2

104,0

101,1

92,6

107,3

Обрабатывающие производства1)

107,6

108,4

110,5

100,5

84,8

111,8

из них:

           

производство пищевых  продуктов, включая напитки,  
и табака

106,6

107,3

107,3

101,9

99,4

105,4

текстильное и швейное  производство

103,6

111,8

99,5

94,6

83,8

112,1

производство кожи, изделий  из кожи и производство обуви

100,2

122,0

102,3

99,7

99,9

118,7

обработка древесины  и производство изделий из дерева

107,1

103,6

107,9

99,9

79,3

111,4

целлюлозно-бумажное производство; издательская  
и полиграфическая деятельность

103,6

106,7

108,3

100,3

85,7

105,9

производство  кокса и нефтепродуктов

104,4

106,6

102,8

102,8

99,4

105,0

химическое производство

104,1

104,7

106,6

95,4

93,1

114,6

производство  резиновых и пластмассовых изделий

116,4

121,0

125,5

122,8

87,4

121,5

производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов

104,9

114,2

108,3

97,1

72,5

110,7

металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий

107,0

109,7

104,5

97,8

85,3

112,4

производство  машин и оборудования

99,7

111,7

126,7

99,5

68,5

112,2

производство  электрооборудования, электронного  
и оптического оборудования

133,2

115,0

110,9

92,6

67,8

122,8

производство  транспортных средств и оборудования

107,1

104,7

107,8

100,4

62,8

132,2

прочие производства

108,7

109,8

104,6

98,3

79,3

117,7

Производство  и распределение электроэнергии,  
газа и воды1)

100,9

103,4

99,4

100,6

96,1

104,1

Информация о работе Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике