Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций и проблем развития машиностроения в мире.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть роль и содержание современного машиностроения
Изучить отраслевую структуру машиностроения
Проанализировать основные тенденции развития машиностроения
Найти пути решения основных проблем в машиностроительном комплексе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Машиностроение-главная отрасль мировой промышленности
Роль и содержание машиностроительного комплекса……………5
Отраслевая структура машиностроения…………………………...6
Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения……………………………………………………17
Глава 2 Анализ основных тенденций и проблем современного машиностроения мира на примере РФ
2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20
2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ………………..24
Глава 3 Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса
3.1. Пути решения основных проблем в машиностроительной отрасли в мире………………………………………………………………………...31
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………49

Работа состоит из  1 файл

Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике.docx

— 311.04 Кб (Скачать документ)

По данным Госкомстат РФ, www.gks.ru.

 

Обращает на себя внимание превышение не менее чем вдвое  доли устаревших технологий по сравнению  с прогрессивным. Износ по машиностроению фондов составляет 50%, в других производственных секторах достигает 70%. Он вырос на 6,3 % по сравнению с предыдущими годами. (см. Приложение 7). Эти цифры определяются исходя из действующих правил расчета износа и амортизации и не всегда отражают подлинное состояние фондовой базы сектора или экономики в целом. Такой высокий износ сопровождается абсолютной утратой фондов машиностроения и экономики, включая самые передовые отрасли, такие как электроника. 23

При экспортно-сырьевой модели, как показывают статистические данные, инвестиционные импульсы если и доходят  до производства машин и оборудования, то в последнюю очередь. Так, в 2009г. оно упало по объему на 23,6%, а в 2010г. прибавило 19,3% (см. График 3). Это значит, что инвестиции в него направляются по остаточному принципу. Иными словами для экспортно-сырьевой модели оно является последним звеном. Между тем, на этапе Нео индустриализации оно должно быть первым звеном. 24

График 3

По данным Госкомстат РФ, www.gks.ru.

 

По сравнению с внутренними  инвестициями положение иностранных  инвестиций выглядит немного хуже. В период за 2005-2010 гг. количество иностранных  инвестиций возросло на 0,7 % и в 2010г. составило 2, 56 млрд. руб. Но огорчает тот  момент ,что доля иностранных инвестиций в машиностроение составляет всего лишь 2,2% от всего количества иностранных инвестиций в РФ.(см. Приложение 9).

Потеря кадров для промышленности критична, потому что быстро подготовить  высококвалифицированных инженеров, создающих новые изделия, невозможно. Технологические знания развиваются  на основе не прерывности их накопления. Поэтому без наличия соответствующих кадров происходит прямое обесценение интеллектуального потенциала, возможностей обучения и подготовки новых специалистов.25

В России доля выпуска специалистов в области машиностроения в период за 2005-2010 гг. снизилась на 0,5% и в 2010 г. составляет 48 тыс. человек. Несмотря на то, что технические специальности  являются востребованными в данное время, выпуск специалистов по этому  направлению идет к снижению. (см. Приложение 10).

Таким образом, для отрасли  машиностроение характерно нестабильный спрос на оборудование, заметный износ  технологий производства, ориентир на внутренний рынок,  низкий уровень  иностранных и внутренних инвестиций в машиностроении. При этом основные потребители оборудования при наличии у них средств на инвестиции в основной капитал, в последние годы все чаще отдают предпочтение закупке производственного оборудования по импорту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса

 

3.1. Пути решения  основных проблем в машиностроительной  отрасли в мире 

 

Во всех развитых странах государство  защищает национальное станкостроение, эффективно используя как рыночные, так и административные рычаги (налоговые  рычаги, прямые субсидии, создание соответствующего благоприятного климата, протекционистские  внешнеторговые меры, щадящее законодательство). В США, Японии и Германии правительство  планирует и частично субсидирует  выпуск ключевых видов промышленной продукции, необходимых для национальных нужд. . В Швейцарии станкостроение является государственным приоритетом. В Австрии наиболее крупные предприятия (26% промышленного потенциала страны) объединены в холдинг, и государство контролирует работу этой компании за счет того, что ему принадлежат 75% акций.

Европейская ассоциация Sesimo объединяет национальные союзы производителей станкоинструментальной продукции стран ЕС. Она  в координации с Еврокомиссией вырабатывает единые требования для станкоинструментального рынка Европы, развивает внутриотраслевую кооперацию, представляет и защищает интересы европейских станкостроителей.26

Во внешнеторговой политике США  изначально придерживались мягкого чикагского подхода. Даже когда на внутренних рынках преобладало жесткое регулирование с целью недопущения монопольных эффектов и злоупотреблений доминирующим положением, все внешние взаимодействия рассматривались в рамках политики поощрения или по крайней мере благожелательного нейтралитета по отношению к крупным американским транснациональным компаниям. Как и прежде, конкурентное законодательство не играет почти никакой роли в регулировании деятельности фирм, если их рыночное господство ощущается только на внешних рынках.27

В отдельных случаях интересы промышленной политики США, требующие ограничения конкуренции, находили учет в политике поддержки конкуренции. Так, в 1936 г. был принят закон Робинсона-Пэтмана, вносящий существенные дополнения в ст. 2 закона Клейтона (запрет ценовой дискриминации), который резко отличается от других антитрестовских законов США.

Есть области государственного регулирования, где приоритет промышленной политики соблюдается безусловно. К ним относится прежде всего оборонная промышленность. Как подчеркивают исследователи, Федеральная комиссия по торговле никогда не примет решения, идущего вразрез с интересами министерства обороны .28

Итак, для США характерны следующие  особенности взаимодействия промышленной и конкурентной политики. Отслеживание спорных вопросов и урегулирование потенциальных разногласий осуществляются официально на самых высоких уровнях разработки обеих политик. Хотя подобные согласования не оформляются в виде государственных постановлений, в программных документах промышленной политики, как правило, содержатся положения, касающиеся влияния того или иного мероприятия на конкурентную среду соответствующих отраслей. С другой стороны, руководства по антимонопольной политике включают принципиальные подходы к изъятию из антимонопольного законодательства в случаях, благоприятствующих достижению целей промышленной политики.29

Современные взаимоотношения промышленной и конкурентной политики в ЕС основываются на принципе минимальности. Для того, чтобы вмешательство промышленной политики в конкурентный механизм рынка потребовало особого внимания антимонопольных органов, необходимо, чтобы это вмешательство превышало определенный минимум.

Тесная  взаимосвязь между промышленной и конкурентной политиками в рамках ЕС наблюдается по отношению к малому и среднему бизнесу. В регулировании отраслей естественной монополии ЕС придерживается правила разделения полномочий между отраслевыми регуляторами и антимонопольными органами.

В целом наблюдается тенденция к унификации принципов и промышленной, и конкурентной политики ради решения общих задач Союза.

Традиционно в Японии главенствующей была промышленная политика. До 70-х  годов широкое использование  налоговых скидок и стимулов для  экспортеров сопровождалось попустительством в отношении монополий, защищенных торговыми барьерами, и поощрением слияния экспортных фирм. Откровенно слабая антимонопольная политика позволяла закрывать глаза на открытые сговоры между компаниями по разделу внутреннего рынка. Официально разрешенными и оформленными считались картели в депрессивных отраслях.30

Министерство  международной торговли и промышленности поощряет использование фирмами практики убыточного ценообразования (назначение цены ниже внутренних издержек производства), если это способствует проникновению японских компаний на зарубежные рынки.

Консенсус между конкурентной и промышленной политиками достигается путем фактического устранения антимонопольного регулирования из сферы государственного воздействия на экономику.

В Японии гармонизация этих двух видов политики произошла на основе резкого смягчения антимонопольного регулирования, с одной стороны, и активного использования неформального урегулирования конкурентных вопросов в практике органов промышленной политики, с другой.31

 

 

3.2. Предложения  по решению основных проблем  в машиностроительной отрасли  в РФ

 

Как показывает анализ, российское машиностроение имеет ряд проблем, которые требуют серьезного анализа  и мер по их решению. Правительство  должно рассматривать кризис всесторонне. Оно недооценивало ситуацию, не провело глубокого анализа, который позволил бы до конца понять причины кризиса и далее разработать систему взаимосвязанных всеобъемлющих мер по выходу из сложившейся ситуации.

Органам управления экономикой в подобных условиях необходимо иметь  четкое представление о перспективном  облике отраслей машиностроения и о  машиностроении в целом.

Здесь возможны следующие  три варианта:

  • Полноправный, инновационно-насыщенный, конкурентоспособный игрок-фуллайнер мирового уровня. Этот вариант предполагает сопряженность технологий различных смежных отраслей и производства (электротехнических, электронных, металлургических, химических); кооперацию (на партнерских началах) с ведущими мировыми игроками: немецкими, французскими и американскими.
  • Технико-технологическое обслуживание нескольких производителей с учетом специфики их производства и сложившихся хозяйственных связей.
  • Ремонтно-сервисное обслуживание. Этот путь некапиталоемок.32

Современное отечественное  машиностроение в целом находится  с тенденцией к ремонтно-сервисному обслуживанию.

Стратегия развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:

  1. выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
  2. производство (в том числе сборочное) наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
  3. участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества );
  4. точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе.
  5. Рост инвестиций в отрасли инвестиционного и структурообразующего машиностроения.
  6. Государственное стимулирование спроса на инвестиции с преимущественно отечественной технологической начинкой
  7. Развитие производства и поддержка сбыта продукции на внутреннем и внешнем рынках.
  8. Необходимость активного государственного регулирования с задействованием всех его инструментов, направленное на модернизацию машиностроения33
  9. Ориентируется на закупку импортной техники за счет золотовалютного запаса, накопленного государством в период благоприятных для российской экономики цен на экспортируемые нефть и газ, а также некоторых других внутренних источников. 
  10. Предполагает значительные иностранные инвестиции в предприятия отечественной промышленности,  нацеленные на сохранение и обновление производственного аппарата отраслей промышленности. 
  11. Развитием отечественного инвестиционного машиностроения и значительным увеличением объемов производства и закупок машин и                                                 оборудования.  Рассмотрим возможности использования этих подходов, охарактеризовав предварительно структуру парков техники отраслей промышленности. 34

Однако обеспечить решение  указанных выше программ может только часть мощностей существующего машиностроительного комплекса, которая главным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старо- промышленными районами запада и центра Европейской части России.

В 2013 году предполагается увеличение производства машин по сравнению  с 209 годом на 38,6-51,6%. Динамику обусловят  факторы, определяющие развитие основных сегментов данного сектора машиностроительного  комплекса:

  • строительная техника - увеличение числа реализуемых инвестиционных проектов, связанное с возобновлением работ на ранее «замороженных» объектах, при этом одним из факторов, влияющим на увеличение динамики производства строительной техники будет являться рост числа новых проектов в дорожном, коммерческом и жилищном строительстве (увеличение объемов инвестиций в основной капитал по разделу «Строительство» в 2013 г. на 25,9% по варианту 2Ь);
  • технологическое оборудование (производство станков) - увеличение платежеспособного спроса со стороны потреби гелей технологического оборудования, связанного в том числе с реализацией мер государственной поддержки перспективных проектов по технологической модернизации приоритетных секторов экономики (субсидирование процентных ставок но кредитам, направленным на реализацию проектов по технологическому перевооружению предприятий, а также на закупку станкоинструментального оборудования российского производства, увеличение уставных капиталов стратегических организаций), а также улучшением условий долгосрочного кредитования. Технологическое оборудование в возрасте от 16 до 35 лет в общем объеме парка реального сектора экономики составляет около 80%, что является дополнительным стимулирующим фактором интенсификации процессов технологической модернизации предприятий в авиационном (в том числе двигателестроительном), автомобилестроительном, транспортном, станкостроительном, сельскохозяйственном, тяжелом и других секторах машиностроения ;
  • бытовая техника - увеличение реальных располагаемых доходов населения и улучшение условий потребительского крелитования, что в том числе приведет к увеличению доли расходов физических лиц на бытовые товары длительного пользования и соответственно увеличению объемов производства данных товаров;
  • сельскохозяйственная техника - реализация мер таможенно-тарифного регулирования рынка сельскохозяйственной техники, проектов по обновлению парка сельскохозяйственной техники и оборудования, оказание мер государственной помощи сельхоз товаропроизводителям в части стабилизации их финансово-экономического положения, в совокупности низким уровнем конкурентоспособности отечественной техники обеспечит в среднесрочной перспективе сдерживающее развит ие се производства.35

Информация о работе Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике