Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций и проблем развития машиностроения в мире.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть роль и содержание современного машиностроения
Изучить отраслевую структуру машиностроения
Проанализировать основные тенденции развития машиностроения
Найти пути решения основных проблем в машиностроительном комплексе

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Машиностроение-главная отрасль мировой промышленности
Роль и содержание машиностроительного комплекса……………5
Отраслевая структура машиностроения…………………………...6
Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения……………………………………………………17
Глава 2 Анализ основных тенденций и проблем современного машиностроения мира на примере РФ
2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20
2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ………………..24
Глава 3 Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса
3.1. Пути решения основных проблем в машиностроительной отрасли в мире………………………………………………………………………...31
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………49

Работа состоит из  1 файл

Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике.docx

— 311.04 Кб (Скачать документ)

Ускорение научно-технического прогресса способствует экономии материальных ресурсов, что, в свою очередь, оказывает  воздействие на отраслевую структуру  машиностроения. Освоение ресурсосберегающей техники и технологии обеспечивает опережающие темпы роста ресурсопотребляющих отраслей.

Большое влияние на изменение  отраслевой структуры машиностроения оказывают темпы развития отраслей народного хозяйства, потребляющих машиностроительную продукцию. Чем  выше темпы развития той или иной отрасли народного хозяйства, тем  больше ее потребность в машиностроительной продукции и тем выше темпы  роста отрасли машиностроения, производящей эту продукцию.

Развитие специализации  и кооперирования производства приводит к разделению существующих отраслей и к образованию новых отраслей машиностроения, специализирующихся не только на изготовлении отдельных видов  продукции и ее частей, но и на осуществлении определенных стадий технологического процесса.

Массовое внедрение в  производство научных достижений, широкое  распространение современной высокопроизводительной техники влекут за собой усиление концентрации производства и углубление его специализации не только в  рамках национальных хозяйств, но и  в пределах целой группы сотрудничающих стран. Экономическая интеграция, объединяя  силы стран- участниц и углубляя разделение труда между ними, способствует прогрессивным  сдвигам в отраслевой структуре  их хозяйств, вытекающим из требований научно – технического прогресса.

Значительное влияние  на отраслевую структуру машиностроения оказывает рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно – бытового назначения: магнитофонов, музыкальных центров, телевизоров, видеоаппаратуры, электроприборов, стиральных машин, пылесосов, мотоциклов, легковых автомобилей и др.

 

 

Глава 2 Анализ основных тенденций и проблем современного машиностроения  мира на примере РФ

 

2.1. Основные тенденции  развития машиностроения в мире

 

Современное машиностроение перераспределяется между развитыми странами. Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции.

Таблица 2

Производство машиностроительной продукции в мире

Страна

Стоимость продукции,

 в млрд. дол.

Доля машиностроения в стоимости  обрабатывающей промышленности, в % 

Доля машиностроения в стоимости  экспорта страны, в %

США

289,1

36

48

Япония

146,2

37

64

ФРГ

76,6

38

48

Франция

40,9

33

35

Великобритания

32,5

32

36

Италия

30,1

32

36

Китай

24,7

26

16

Канада

14,7

25

42

Бразилия

13,9

24

15

Испания

9,9

22

31

Индия

9,3

26

10

Швейцария

8,7

38

35

Швеция

7,3

35

44

Австралия

7,1

23

6

Нидерланды

6,5

28

19

Мексика

6,1

14

18

Республика Корея

5,6

23

33

Австрия

4,4

24

32

Бельгия

4,3

23

26

Финляндия

2,9

24

28

Аргентина

2,8

16

16

Дания

2,3

49

38

Сингапур

2,1

49

38

Норвегия

2,0

26

18

Израиль

1,9

30

20

Турция

1,8

15

5

ЮАР

1,8

16

3

Сянган

1,3

21

21

Нигерия

1,2

10

3

Новая Зеландия

1,0

17

6


По данным Госкомстат РФ, www.gks.ru.    

 

Данные второй колонки таблицы  существенно дополняют абсолютные показатели ее первой колонки. Хотя на их основе возможна своя группировка  стран, ограничимся лишь констатацией того, что в большинстве развивающихся  стран доля машиностроения в стоимости  продукции всей обрабатывающей промышленности не превышает пока 20 %. Данные третьей  колонки косвенно отражают степень  втянутости машиностроения в международное  географическое разделение труда. Наиболее высока она в Японии, США, ФРГ, Швеции, Канаде, а незначительна в Австралии, Новой Зеландии, Турции, ЮАР, Нигерии.

Если интерпретировать данные Таблицы 2 в территориальном плане, попытавшись положить их на карту, можно сформировать представление о трех главных машиностроительных регионах мира.

Выделяются четыре главных машиностроительных региона мира. Ведущее место среди  них по масштабам производства занимает Северная Америка (30%). Северная Америка  в основном направлена на наукоемкое производство в отличие от других стран. В основном производство сосредоточено  в США, она  производит сверхмощные  компьютеры, самолеты, ракетно-космической технику, другие виды вооружения. Но в последние годы индекс промышленного производства США снизился на 3-4%. Причиной этого снижения является мировой финансовый кризис 2007-2008 гг. Сейчас США ведет активную политику восстановления промышленности и ее индекс в 2010 г составляет 98% (см. Приложение 2). Основными импортерами и экспортерами страны являются Центральная Европа (Италия, Швеция, Германия, Франция) и Япония. Последняя занимает около 20% от всей доли импорта машиностроительной продукции в США.15

Регион Западной, Центральной  и Восточной Европы дает около 30% продукции мирового машиностроения. Ведущее место среди стран  Европы принадлежит Германии, Франции, Англии и Италии. Эти страны является крупнейшими производителями и  поставщиками тяжелого машиностроения, станкостроения, автомобилестроения, авиаракетного и космического производства, микроэлектроники и робототехники.  В период с 2005-2009 гг в этих странах намечался спад промышленного производства обусловленного мировым финансовым кризисом, но в 2010г. они увеличили их индекс промышленного производства на 5-10% по сравнению с 2009 годом.  (см. Приложение 2 ).В экспорте Европы возрастает значение Китая, стран СНГ, соседних европейских стран (Норвегии, Турции), а также Индии. Удельный вес США, Японии и новых индустриальных стран Азии снижается. А в доле импорта в Европу  преобладают Япония, США и наиболее развивающиеся  страны Европы( Германия, Италия, Франция, Великобритания).16

Третий регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной  Азии, производит около 25% продукции  мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Крупнейшими поставщиками в этом регионе является Япония, на долю промышленности которой приходится около 50,5% машиностроения. Япония является лидером в производстве автомобилей, робототехники и микроэлектроники. В последние годы развиваются  Южная Корея и Китай. Их основным направлением являются автомобилестроение, микроэлектроника и бытовая электроника.  Основными импортером в страны Восточной  и Юго-Восточной Азии является Европа. В 2005 г. импорт КНР машиностроительной продукции из Европы превосходил импорт из Японии, и из США, вместе взятых. А в доле экспорта преобладают такие страны, как Россия, США и Европа. В основном главными экспортерами являются Япония и КНР.17

Четвертый регион мирового машиностроения образуют Россия и страны СНГ.  СНГ относится к группе стран, обладающих полной номенклатурой  машиностроительного производства. В этих странах получили большое  развитие отрасли военно-промышленного  комплекса, сравнительно несложные  производства (сельскохозяйственная техника, металлоемкие станки и энергетическое оборудование). В то же время по наукоемким отраслям, кроме авиационной и  ракетно-космической промышленности и бытовой электроники, у них  отмечается серьезное отставание.18 В странах СНГ и России машиностроительный комплекс в отличие от развитых стран направлен на внутренний рынок нежели на экспорт продукции. В Россию импортируется продукция из Германии, США и Японии. А основными экспортерами в области военно-промышленной продукции являются США и страны Европы.

Большинство также согласилось  бы, что одной из главных вопросов, стоящих перед машиностроением, является доля вовлеченности молодых людей, особенно женщин, в машиностроении по всему миру, которые серьезно воздействуют на объём производства в машиностроении и объем машиностроения  чтобы привести к сокращению бедности, жизнеспособному развитию и другим проблемам. В последние годы идет активная пропаганда технических специальностей и они сейчас являются одними из самых востребованных профессий. По данным статистики за период 2005-2010 гг. количество молодых специалистов в отрасли энергетики, энергетического машиностроения, металлообработки и металлургии увеличилось на  0,2%(см Приложение 10).19

Машиностроение сталкивается с подобными проблемами и трудностями по всему миру, масштаб и специфика этих проблем и трудностей различается сильно в различных регионах и странах, так же как в машиностроительных ресурсах и следовательно возможностях, доступных встретить их. Это поднимает важные проблемы относительно потребности в технологии и разработке, чтобы быть соответствующим местным контекстам и потребностям, так же как важные проблемы и вопросы относительно технологической политики, выбора, принятия решения и управления. Это главные соображения относительно эффективности передачи технологий.

Таким образом, из трех основных центров мирового машиностроения (американского, западноевропейского, восточноазиатского) в последние годы увеличивается удельный вес в мировой торговле европейского и восточноазиатского центров при ослаблении американского. Интенсифицировались торговые связи между европейским и азиатским центрами. Одновременно происходит перераспределение влияния в азиатском центре, где усиливается роль Китая и относительно ослабевает роль Японии. (ссылка)

 

2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ

 

Машиностроение России обеспечивает создание наиболее производительных средств производства, станков, оборудования, приборов, машин, приспособлений, транспортных средств. Оно является ядром развития многих других секторов хозяйства, включая электронную промышленность.

Доля машиностроительного  комплекса в РФ составляет  около 20%. Доля производства машин и оборудования составляет 5,13% и доля электроники 5,64%.  В период за 2005-2010 гг. объем выпускаемого оборудования и машин возрос на 12%, что обусловлено внедрением новых  технологий, импортными закупками и  инвестициями с стороны государства.( см. Приложение 1).

Фундаментальным свойством  современного машиностроения является его инновационность, определяемая как способность гибко и мобильно тиражировать машинно-техническую  продукцию с высокой долей  добавленной стоимости, предназначенную  для повышения эффективности  воспроизводственного процесса в экономике. В свою очередь эффективность  воспроизводственного процесса заключается  в выпуске конкурентоспособных  товаров и услуг для отраслей экономики, домашних хозяйств и сферы  безопасности. 20

Отечественное машиностроение сегодня не обеспечивает должным  образом воспроизводство активной части основного капитала РФ и, следовательно, конкурентоспособной экономики.

Машиностроительный комплекс не может удовлетворять внутренний спрос на производство высокотехнологичных  средств производства. В результате воспроизводится зависимость от импорта машиностроительной продукции: его величина в период за 2006-2011 гг.  на  45%  (см. Приложение 4 и 5), что говорит о весьма устойчивой тенденции вытеснения отечественных производителей  на внутреннем рынке иностранными конкурентами. В настоящее время годовой объем собственного производства машиностроительной продукции составляет примерно 70 млрд. долл. США при годовом импорте объемом примерно 61, 4 млрд. долл. США.

Объем экспорта машин и  оборудования в период за 2000-2010 гг. незначительно  превышает объем импорта в  РФ (см. График 1).Основным импортером РФ являются развивающие страны: Германия, Франция, США и Япония. В Россию ввозятся такие товары как станки, микроэлектроника, автомобили, мелкое оборудование, бытовая электроника и т.д. А на долю экспорта приходится большая доля военно-промышленной, ракетной и авиационной техники. Из-за их высокой стоимости уровень экспорта выше чем импорт .

Как видно из графика в 2008 году намечался рост объема импорта  и экспорта. Главной причиной этого  роста является нестабильность машиностроительной отрасли во время финансового  кризиса.

 

График 1

По данным Госкомстат РФ, www.gks.ru.

 

Импорт необходим, но он ограничен. Россия не обладает привилегией  свободного доступа к передовым технологиям  и мощностям производства машинных средств производства. Напротив, доступ нашей страны к ним блокируется. Поэтому машинный импорт может обеспечить максимум вспомогательную функцию, в поддержку главной.21

На пути к Нео индустриализации России необходимо высокотехнологическое производство машинных средств производства, оснащенное по последнему слову техники.

На инновационные проекты  России ежегодно тратит около 350 млрд. рублей, из которых на долю машиностроения приходится около 35 млрд. руб. в год. ( см. Приложения 6). За последние 5 лет в период с 2005 по 2010 гг. затраты на технологические инновации значительно увеличилась. В 2010 г. оно составляет уже 33795,3  млн. руб. (см. График 2).

График 2

По данным Госкомстат РФ, www.gks.ru.

 

В последние годы в Росси  ежегодно создается около 300 технологий машиностроения. Из числа созданных  за последние пятилетие технологий машиностроения около 12% не имеет аналогов в мире и столько же соответствует  лучшим зарубежным образцам. Остальная часть вновь созданных технологий относится к категории «новые в стране». С другой стороны, полностью загружены производственные мощности лишь по производству кондиционеров, использование остальных редко превышает 50-60-процентный уровень. Здесь нельзя не отметить невысокий уровень спроса на новые технологии со стороны отечественной промышленности.22

В настоящее время лишь 16-17 % технологий в машиностроении можно  отнести к прогрессивным, менее  половины- к базовым, т.е. способным  создавать конкурентоспособную технику для внутреннего по преимуществу рынка в течении не более пяти лет. В Таблице 3  приведены обобщенные оценки технологий отечественного машиностроения, в основе которых лежит характеристики более 200 технологий в отраслях и суботраслях машиностроения.

Таблица 3

Примерная структура  технологий в машиностроении РФ, %

Отрасль машиностроения

Прогрессивные технологии

Базовые

технологии

Устаревшие технологии

Машиностроение

16-17

47-49

35-38

Тяжелое, транспортное и энергетическое машиностроение

13-14

48-50

36-39

Электротехническая промышленность

15-16

50-52

32-35

Химическое и нефтяное машиностроение

18-20

51-53

27-31

Станкостроительная и  инструментальная промышленность

9-10

46-48

42-45

Приборостроение

18-20

52-54

26-30

Автомобильная промышленность

16-17

30-32

51-54

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

16-18

52-54

28-32

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и производства бытовых приборов

12-14

47-49

37-41

Информация о работе Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике