Социальная политика государства в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Цели работы – определение теоретических основ социальной политики,
характеристика социальной политики на современном этапе, определение особенностей развития социальной политики Украины в будущем.
Метод исследования – качественный и количественный анализ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 136.39 Кб (Скачать документ)

3.Движение от точки А к точке В иллюстрирует ситуацию увеличения справедливости за счет уменьшения эффективности. В этом случае предполагается небольшая норма замещения (уменьшение эффективности на единицу дает прирост справедливости на величину, которая превышает единицу). Эта норма разная в зависимости от уровня экономического развития страны.

 

Средства государственной социальной политики довольно разнообразны. Их классифицируют по разным признакам. Мы воспользуемся  критерием “сферы использования средств”. Основные элементы, которые отвечают этому критерию в (таблица 1.1).

Таблица 1.1 Средства социальной политики

Группы средств социальной политики

Конкретные средства в рамках группы

Средства влияния на рабочую силу

  • Минимальная заработная плата
  • Нормы и гарантии оплаты труда
  • Индексация денежных доходов
  • Финансирование системы переквалификации рабочих

Средства налогообложения

  • Необлагаемый налогом минимум доходов граждан
  • Шкала и ставки налогообложения
  • База и льготы в налогообложении

Трансферные платежи (Средства системы  соц. страхования и целенаправленной соц. Помощи)

  • Обязательное государственное пенсионное, медицинское, в связи с безработицей, на потерю трудоспособности и др. виды страхования.
  • Целенаправленные социальные выплаты семьям с детьми
  • Социальная помощь малообеспеченным, ветеранам, инвалидам и др.



 

Главным средством уменьшения неравенства  в распределении доходов и  имущества являются прогрессивный  подоходный налог и социальные расходы  государства. В процессе регулирования  доходов следует добиваться оптимального соотношения между эффективностью общественного производства и социальной справедливостью экономической  системы. Чрезмерное выравнивание доходов  и имущества приводит к значительному  ослаблению, а иногда и полному  разрушению действенных стимулов к  труду. К существенному ослаблению рыночных механизмов хозяйствования. В то же время чрезмерная дифференциация доходов обуславливает нарастание социальной напряжённости, углубление социальных конфликтов.

Исходя из распределения дохода по его величине, можно построить кривую, которую называют кривой концентрации или кривой Лоренца, позволяющую судить об уровне неравенства (График 1.2.)


 

 

 

 

 

 

 

График 1.2.  Кривая Лоренца

Отметим, что каждая точка кривой Лоренца показывает, какую долю в  суммарном доходе имеет то или  иное число семей с определенным уровнем дохода. [19, 426-428]

В системе социальной защиты населения  важным элементом, является социальное страхование, которое состоит из пенсионного, медицинского, страхования  от безработицы и несчастных случаев  на производстве. Страховые выплаты  в случае безработицы проводятся из специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности  безработицы, во-вторых, от специфических  условий той или иной страны.

Важное звено социальной защиты населения – программы трудоустройства  и переквалификации. В выполнении этих программ принимают участие  государство и предприниматели. При этом большую часть соответствующих средств государство направляет на переквалификацию работников.

В Украине законодательная основа программы защиты населения от безработицы  заложена в Законе Украины “О занятости” и государственной программе  занятости.

Социальная политика, вопреки ее превосходящей направленности на отдельные  социальные группы, имеет макроэкономические следствия, которые касаются экономики вообще. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Прежде всего, подлежат рассмотрению возможные положительные макроэкономические следствия социальной политики. Их обеспечивают:

  • Участие государства в воспроизведении рабочей силы, в частности в содействии переквалификации и эффективной занятости, предотвращает потери ВВП. Последние могут возникать через недоиспользование ресурсов. Обеспечивая повышение уровня квалификации, государство одновременно стимулирует накопление человеческого капитала.
  • Перераспределение доходов в пользу беднейших социальных слоев. Оказывает содействие росту общих затрат и обеспечению лучших условий реализации продукта в текущем периоде. Поскольку при перераспределении не сокращается потребление более богатых слоев, а уменьшение  доходов компенсируется сокращением сбережений, то совокупный спрос возрастает.
  • Обеспечение минимально нормальных условий жизни для всех членов общества. Предотвращает социальную нестабильность. Таким образом, создаются лучшие общие условия (социальная среда) экономического роста, ограничивается процесс исключения и обеспечивается накопление социального капитала.
  • Негативные макроэкономические следствия социальной политики связанны с выходом за объективные границы государственного вмешательства в перераспределение доходов.

Для характеристики материальных основ, современного состояния и направлений  развития народного благосостояния необходимо рассмотреть: уровни и структуру  доходов, затрат на потребление населением материальных благ и услуг; состояние  потребительского рынка; состояние  рынка труда и занятости; состояние  социальных гарантий малообеспеченным слоям населения.

 

 

    1. Уровень жизни как обобщающий показатель деятельности социальной политики.

 

Так как социальная экономика ориентирована  на человека, то о состоянии и  успехах экономики судят по тому, как живут люди. При всем многообразии жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в которых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что дает им жизнь. Все это вместе взятое называют уровнем жизни.

Уровень  жизни охватывает и  характеризует весь диапазон свойств  социальной политики, распространяется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, здоровье и продолжительность жизни. Проще говоря, уровень жизни — это показатель насколько хорошо живется людям. Качество жизни напрямую зависит от проводимой социальной политики в стране. Именно поэтому многие макроэкономисты берут за основу при оценке социальных реформ именно уровень жизни населения.

Когда мы говорим «уровень жизни», то не имеем в виду какой-либо один показатель, измеритель, выраженный в количественной, числовой форме. Качество есть обобщенное понятие, выражаемое обычно словами «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низкое», «неудовлетворительное» по аналогии с теми словесными оценками, которыми характеризуют знания учащихся. Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, числовыми показателями. Уровень жизни трудно выразить с помощью единственного критерия, одной меры. Чтобы охарактеризовать уровень жизни людей, приходится прибегать к ряду показателей.

Структура и уровень потребления  основных видов благ и услуг в  натуральном выражении (в расчете  на одного человека или на одну семью  из четырех человек за год либо мера обеспеченности человека и семьи  потребительскими благами) служат важнейшими показателями уровня жизни населения  страны, региона или определенных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престарелые, мужчины и женщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня жизни используются показатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете на человека или семью, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. [11. 373-374]

Кроме того, используются показатели, характеризующие обеспеченность населения школами, детскими садами, врачебным обслуживанием (скажем, количество врачей или больничных коек, приходящееся на тысячу человек), пунктами бытового обслуживания, прачечными, парикмахерскими, банями, столовыми.

Приведем, к примеру, таблицу1.2, приближенно характеризующую годовое потребление продуктов питания в 2009 году в расчете на одного взрослого  жителя.

 

Таблица 1.2 Потребление продуктов питания за год

Хлеб

(кг)

Картофель

(кг)

Овощи (кг)

Фрукты (кг)

Молоко (л)

Мясо

(кг)

Рыба

(кг)

Сахар

(кг)

Яйцо

(шт)

120

100

90

40

220

45

13

35

230


 

Чтобы понять, насколько такой уровень  соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами  потребления, выработанными с учетом рекомендаций науки о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреблять примерно 80 кг в год в расчете на одного человека, так что здесь имело место перепотребление. Овощей желательно потреблять 150 кг в год, фруктов — 70-80 кг, мяса — 60-70 кг, и, как видим, по этой группе продуктов наблюдалось явное недопотребление.

Об уровне потребления продуктов  питания иногда судят по их калорийности. Суточный рацион питания взрослого человека должен обладать калорийностью примерно 3000 ккал, в Украине средняя калорийность рациона в 2009 году составляла 2400 ккал. Следовательно, многие люди недопотребляли нужные продукты и это говорит о неудовлетворительной политике в стране относительно социальной сферы этого времени. [21.3]

К числу широко распространенных общепринятых показателей уровня жизни и социальной политики относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью. Обычно измеряется месячный доход. Важно, чтобы месячный доход превышал так называемый прожиточный  минимум, рассчитанный исходя из потребления  каждым человеком минимально необходимого набора благ и услуг, называемого  «потребительской корзиной». Прожиточный  минимум существенно зависит  от цен, поэтому в условиях инфляции он непрерывно изменяется. О людях, потребление которых ниже предусмотренного прожиточным минимумом, принято говорить, что они живут «за чертой бедности».

Наряду с денежными доходами на уровень жизни влияют так называемые общественные блага или общественные фонды потребления, к которым  относят блага и услуги, предоставляемые  государством населению бесплатно, или за ограниченную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных выплат, трансфертов. В странах с централизованной экономикой полностью бесплатными могут быть здравоохранение и образование, частично – услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени – питание и отдых для отдельных групп, категорий населения (например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатного молока на вредных работах). В странах с рыночной экономикой существует обширный набор общественных благ, но чаше всего блага или услуги бесплатны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладающих низкими доходами. [7.4]

Уровень жизни людей характеризуется  также их имущественными и денежными  накоплениями (имущественным цензом и денежными сбережениями). Ведь те, кто обладает низкими доходами сейчас, могли иметь в прошлом  высокие доходы и накопить значительное богатство, позволяющее им неплохо  жить при низких доходах. Поэтому, чтобы  судить об уровне жизни человека, недостаточно изучить его декларацию о доходах, надо еще присовокупить к ней  декларацию об имуществе и сбережениях.

Весьма специфическими показателями уровня жизни являются детская и  общая рождаемость/смертность, уровень  заболеваемости и средняя продолжительность  жизни.

В качестве определяющего показателя уровня и качества жизни рассматривается и количество свободного времени, которое человек вправе использовать по своему выбору и усмотрению. Чаще всего свободное время сопоставляют с рабочим или полным временем. Определенное представление об уровне жизни занятых в производстве можно получить исходя из продолжительности рабочей недели. Так, сорокачасовая рабочая неделя считается вполне приемлемой, а тридцатипятичасовая (семь рабочих часов в день при двух выходных) - желаемой.       

Если судить об уровне жизни людей  по их текущему потреблению, то самое  существенное влияние на него в условиях насыщенного бездефицитного рынка  играют доходы и цены. Ведь чем выше доходы и чем ниже цены, тем больше товаров, благ, услуг может приобрести потребитель на свои доходы. Но такой вывод справедлив только в условиях, когда рост доходов сопровождается адекватным ростом физической массы товаров и услуг, доступным потребителям для приобретения за деньги.                                                                                

Информация о работе Социальная политика государства в Украине