Социальная политика государства в Украине

Дата добавления: 25 Декабря 2012 в 18:31
Автор работы: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать (126.83 Кб)
Работа состоит из  1 файл
Скачать документ  Открыть документ 

курсовая.docx

  —  136.39 Кб

Таким образом, на современном этапе  научно - обоснованное реформирование законодательно-нормативной базы является важной составляющей усовершенствования социальной политики в Украине и  в конечном итоге повышения жизненного уровня населения и конкурентоспособности  экономики и социальных достижений страны в целом. [25]

Таблица 3.1. Основные направления действий социальной политики в различных сферах жизни [22. п.19.6]

Сфера

Приоритетные направления

Политическая

Осуществление административной реформы, усовершенствование правового определения  деятельности органов гос.власти.

Обеспечение политической, социальной стабильности, гражданского взаимопонимания  и взаиморегулирования интересов  различных социальных групп общества.

Развитие гражданского общества и  демократических институтов для  обеспечения прав и свобод граждан.

Развитие Украины как активного  члена международных отношений, обеспечение интегрирования Украины  в мировое экономическое сообщество, ЕС.

Правовая

Разработка действенных механизмов реализации конституционных прав и  свобод человека. Развитие у населения  потребности самозащиты собственных  прав.

Четкое разграничение ответственностей  между органами государственной  власти за нарушение трудового законодательства.

Сбалансированность реформирования хоз.механизма с реформированием  трудовой сферы; координация содержания Хозяйственного, Налогового, Бюджетного, Гражданского, Трудового кодексов.

Содействие развитию социального  партнерства и договорного регулирования  социально-трудовых отношений, повышение  уровня компетентности субъектов социально-трудовых отношений, усовершенствование процедуры  подписания коллективных договоров  и соглашений, контроль за их исполнением.

Экономическая

Создание самодостаточной, конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики; обеспечение сбалансированности социально-экономического развития регионов.

Создание благоприятных социально-экономических  условий и правовых задатков для  детенизации национальной экономики, ограничение экономической  преступности, криминализация социально-экономической  сферы, стимулирование легализации  теневых доходов.

Построение и утверждение инновационной  модели развития, сохранение и повышение  научно-технического потенциала, проведение политики улучшения инвестиционного  климата, повышение эффективности  инвестиционных процессов.

Осуществление приемов, направленных на ликвидацию скрытой безработицы, проведения политики продуктивной занятости.

Социальная

Приближение реальных возможностей социальной защиты к потребностям работающих, развитие системы социального страхования  рисков

Экономическое стимулирование субъектов  социально-трудовых отношений к  созданию безопасных, благоприятных  условий труда, переориентация национальной  политики в сфере охраны работы  и производственной гигиены на ликвидацию причин социальных рисков, общий характер профилактических мероприятий здравоохранения , жизни и труда.

Содействие развитию социальной, жилой  инфраструктуры с привлечением иностранных  инвестиции, распространение применения кредитов под приобретение жилья  и предметов долгосрочного

употребления (в особенности льготных для молодежи и малообеспеченных семей с детьми).

Обеспечение опережающего развития социальных институтов (образования, медицины культуры и т.п.) и соответствующего возрастания  социальных инвестиций, непосредственно  направленных на развитие человека

Демографическая

Проведения взвешенной демографической  политики, направленной на создание условий  для расширенного воспроизведения  человеческого потенциала, обеспечение  устроенности демографической политики в социальную.

Реализация эффективного социально-экономического механизма удовлетворения потребностей семьи в детях законодательно закрепленное в заработной плате (социальных платежах)

обоснованной  части для содержания и достойного воспитания здорового поколения.

Обеспечение равных возможностей для  поддержания здоровья, сохранения трудового  потенциала снижение социально обусловленных  отличий в физическом состоянии  разных групп населения.

Формирование нормативно-правовой базы стимулирования здорового образа жизни, ограничение рекламы алкоголя и табака, борьба с наркоманией.

Ориентация деятельности служб  здравоохранения  на помощь населению  в сохранении своего здоровья и улучшении  его качественных характеристик; достижение высокого уровня культуры самосохранения украинцев.

Создание эффективных механизмов повышения качества и доступности  медицинского обслуживания.

Экологическая

Создание надежных гарантий экологической  безопасности, обеспечение охраны окружающей среды,   применение   действенных   инструментов   для   воспроизведения   и   рационального

использования природных ресурсов.

Внедрение   в   производство   современных   ресурсосберегающих,   экологически   безопасных технологий, практики утилизации отходов.

Улучшение экологического образования, ответственности общества за результаты хозяйственной деятельности в экологической  сфере.

Внедрение действенных мероприятий  снижения отрицательного влияния экологической  глобализации на состояние окружающей среды.

Обеспечение информацией населения  о состоянии экологической безопасности и экологические угрозы.

Духовная

Содействие сохранению и обогащению украинских культурно-исторических традиций, воспитание почтительного отношения  к национальным святыням, украинского  языка, а также истории и культуры всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в  Украине, формирование культуры межэтнических  и межличностных отношений.

Воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением  относится к традициям, культуры народов мира.

Формирование у детей и   молодежи современного мировоззрения, моральных ценностей.


Макроэкономическая стабильность является абсолютно необходимой предпосылкой, но ее недостаточно для того, чтобы успешно достичь уменьшения уровня бедности. Ведь именно бедные слои населения, платят непомерную цену за небрежные действия власти. Дефицит денег, высокие инфляция и процентные ставки, нестабильность национальной валюты наносят удар по экономике в целом, но более всего причиняют ущерб бедной части населения в странах с переходной экономикой. В таких странах не хватает рынков, где юридические и физические лица могли бы защищать себя от макроэкономической нестабильности; бедные прослойки населения и люди с низким уровнем образования не имеют социального капитала и навыков защищать себя. Бедная часть любого общества как никто нуждается в стабильности. Существуют две основные характерные особенности макроэкономической стабильности, которые имеют значение для переходных экономик: поддержка государственных финансов на надлежащем уровне и адекватная антиинфляционная денежная политика. [19.431]

Еще одной предпосылкой для успешной политики уменьшения бедности являются высокие темпы постоянного экономического развития.

Как видим, странам Центральной Европы и, наверное, Украине необходимо сосредоточить внимание на трех основных задачах политики, направленной против бедности: увеличение занятости, уменьшение абсолютной бедности и предупреждение долговременной бедности, улучшение социальной мобильности. После рассмотрения предпосылок для уменьшения уровня бедности и определение целей следует определиться со способами достижения этих целей.

Поощрение занятости в официальной  экономике - это основа любой стратегии, направленной против бедности в странах  со средним уровнем доходов, таких  как Украина. Эта стратегия должна сконцентрироваться и на перемещении рабочих мест из теневой экономики в официальную, и на создании новых рабочих мест в легальной экономике. Важно подчеркнуть, что любой репрессивный элемент (например,   полиция,   налоговые органы и т.п.) должны играть второстепенную роль в этой стратегии.

Основная задача стратегии Украины - сделать создание рабочих мест в официальной экономике более  привлекательным. Этой цели можно достичь, используя комбинации таких элементов: [13. 236-239]

  • Изменения в налоговой системе. Этот шаг, обычно, предусматривает уменьшение налоговых ставок, расширение базы налогообложения, улучшение системы администрирования налогов для того, чтобы достичь лучшего уровня их взыскания, смещение налогообложения с оплаты труда к потреблению и внедрению таких налоговых систем, которые усложняют уклонение от уплаты налогов. Другими словами, успешные стратегии предусматривают ликвидацию большинства, если не всех, целевых налоговых льгот и субсидий в пользу сравнительно низкой ставки налога для всех; концентрацию внимания на налоге на добавленную стоимость и на акцизных налогах, что является основным источником дохода; реформирование затратной части бюджета для соответствующего уменьшения    поступлений;
  • Стимулы для работы в официальной экономике. Пока существует ограниченная связь между тем, что лицо платит государству (налоги и взносы в Фонд социального обеспечения), и тем, что она получает от него, нет экономических стимулов работать в легальной экономике, так как человек за это ничего не получает.
  • Доступ к кредитам для предпринимательской деятельности и населения. Одно из наибольших препятствий в развитии предпринимательской деятельности и экономическом росте в переходных экономиках - недостаточный доступ к финансированию и в форме займов, и в форме   капитальных   вливаний. Эти проблемы касаются проблем из предоставленных гарантий, которые являются следствием несовершенных правовых систем и прав собственности. Другая проблема - общий низкий уровень развития банковского сектора, всестороннее привлечение государства к банковским операциям в противоположность регулированию банковской деятельности и «защиты» заемщиков от кредиторов.
  • Регуляторная среда, в частности трудовое законодательство. Парадоксально, но бедные страны, где государство слабое, имеют тенденцию к более сложному регулированию, особенно относительно рынка труда. Конечно, такое законодательство создает двойную проблему: оно не выполняется надлежащим образом и заставляет работодателей работать в теневой экономике.

Кроме сильной политики занятости, существует политика социальной адаптации, которая является необходимой для  уменьшения абсолютной бедности и невозможность  ее восстановления. Основным вопросом, учитывая опыт Украины, являются вопросы  помощи в натуральной форме, особенно так называемые льготы. Во-первых, страны Центральной Европы никогда не имели  больших систем льгот. 

Одни из важнейших вопросов в  Европейском Союзе в целом  и в странах Центральной Европы является разработка систем налогообложения  и социальной помощи таким образом, чтобы создать экономические  стимулы к труду. Такие реформы, как уменьшение социальных выплат, обоснованное предоставление социальной помощи, снижение налогов для семей  с детьми и взносов в систему  социального обеспечения стараются  заставить работников платить самим  за себя, даже если их работа сравнительно низкооплачиваемая. Другой важный вопрос касается целевого характера социальных программ. Страны со средним уровнем  доходов, к которым принадлежит  Украина, не могут поддерживать такой  уровень налогообложения, существующий в странах Европейского Союза,  и вместе с тем темпы роста, необходимые для уменьшения бедности. Поэтому очень важно избегать универсальных систем повышения  общего благосостояния, которые существуют во многих западноевропейских странах, и соответствующим образом направлять социальные программы.

Вывод: таким образом, нынешней власти следует приложить много усилий, направленных, в первую очередь, на повышение благосостояния граждан и преодоление бедности. Мероприятия социальной политики в нашей стране должны быть также направлены на сохранение и воспроизведение трудового потенциала народа, утверждение необходимой мотивации продуктивной работы, предотвращение массовой безработицы.

 

 

Выводы

 

В данной курсовой работе была рассмотрена  социальная политика государства в  целом и на Украине в частности. В рамках этой работы были рассмотрены  основы социальной политики, основные проблемы социальной политики, а также в различных сферах социально-экономической жизни; были рассмотрены показатели, которые характеризуют социальную политику как часть экономики, связанную с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Было отмечено, что социальная политика на современном этапе изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей. В зону действия социальной политики попадают доходы различных слоев и групп населения. В данной работе мы также отмечали, что уровень жизни населения является обобщающим показателем проводимой социальной политики в стране.

Как отмечалось, система социального обеспечения в Украине вообще не отвечает требованиям необходимого уровня социальной защиты населения. Это связано, как с общим социально-экономическим кризисом, так и с недостатками самой системы социального обеспечения. Ведь она до сих пор несет на себе отражение бывших административно-распределительных отношений. В частности, страховые взносы предприятий почти не основываются на оценке социальных рисков. Не учитывается состояние производственной среды, ее влияние на отдельные группы работающих, а это: уровень безопасности и вредности работы, уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, степень потери трудоспособности, численность пенсионеров, условия работы. Действующий механизм реализации реформ не лишен устаревших отношений распределительного характера, т.е. не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков взносов, страхователи отстранены от участия в управлении фондами, размеры страховых выплат не связаны с уровнем профессиональных и социальных рисков. Например, пенсионные выплаты далеко не из всех профессий связанны с размером взносов в пенсионный фонд. Также высказываются сомнения по поводу эффективности отчисления денег в пенсионный фонд в будущем. Т.к. в 1992г. уровень рождаемости на Украине сократился практически в 2 раза (по сравнению с “пиками рождаемости” в 1986г. и 1991г.) то уже к 2011 году произошло так, что работоспособному населению стало очень тяжело содержать пенсионеров, процент которых стал в 2-3 раза больше первых. Государству пришлось увеличить % отчисления в пенсионный фонд и дополнительно вкладывать средства, а так же продлить работоспособный возраст.

Были рассмотрены также жилищно-бытовые условия жизни на Украине, которые можно оценить как “удовлетворительные” и вместе с тем, еще почти четвертая часть жилой площади даже в городах не оборудована водопроводом, не имеет канализации, а горячим водоснабжением не обеспечено свыше 40% жилья. Считается, что для улучшения ситуации жилищно-бытовых условий  целесообразно более активно использовать целевые инвестиции.

Также большое внимания в работе было уделено здоровью населения. Из-за плохих жилищно-бытовых условий жизни населения в Украине, начиная с 1991 г., прослеживается тенденция роста показателей заболеваемости и смертности населения.  Из-за невозможности основной части населения постоянно пользоваться бесплатными услугами здравоохранения в стране наметился стремительный рост так называемых социальных болезней, хронических и неизлечимых заболеваний. Стабильно растет количество новорожденных детей с различными патологиями. По данным Минздрава Украины, только 6% детей рождаются условно здоровыми.. В стране получили широкое распространение психические и соматические заболевания. Украина неожиданно быстро вошла в первую десятку стран мира по количеству совершенных самоубийств. Их число за последние годы возросло в 1,5 раза . Общая заболеваемость к 2011 году по сравнению с 2000 г. возросла на 8%. Эпидемический характер получила заболеваемость туберкулезом (в настоящее время больные составляют 1,3% населения, тогда как эпидемия наступает при показателе 1%). По заболеванию ВИЧ инфекцией г. Донецк занимает первое место (90% составляют наркоманы из них 63%-молодёжь). А повышение образовательного и профессионального уровня населения, трудоспособного возраста будет способствовать не только формированию и развитию социально ориентированной экономики государства, но и повышению производительности труда и эффективности экономики, конкурентоспособности ее продукции.

А также были проанализированы основные методы повышения уровня социальной политики в Украине, и поднят вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

  • обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;
  • создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;
  • обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;
  • обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

Реформирование системы социального обеспечения и уменьшение уровня бедности - одно из важнейших задач нынешней власти. Эти трудности в свое время приходилось одолевать правительствам стран Центральной Европы. Именно поэтому опыт этих стран имеет особое значение для внедряемых в Украине реформ.

И нужно помнить всегда самое  главное: “Экономика должна быть ради человека”.

 

Перечень ссылок

 

  1. Конституція України. – К.: Офіційне видання верховної Ради України, 1996р.
  2. Под об. ред. В.Жукова, Б.И. Краснова Общая политология: Учебное пособие. М.: МГСУ; пост. редакт. в 2008, - 992 с.
  3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р.  Макроэкономика. СПб.: Питер,2008
  4. Беседін В.Ф., „Державне регулювання економіки., К., 2000р.
  5. Мануйлов Н. Правовые основы социального управления/Экономист.,2005, ст. 23–28.
  6. Sue E. Berryman. «Образование в странах с переходной экономикой: задачи развития. Доклад Всемирного банка». 2008.
  7. Интернет – источник: http://z-o.ru/xarakteristika-dosugovyx-uslug.
  8. Нуреев Р. М, М: НОРМА, 2005. Новое издание. – 433с.
  9. Папієв М., „Соціальна політика та її вплив на доходи і рівень життя населення”, К., вид. „Україна: аспекти праці”, №7, 2009р.
  10. Токарева Т.И., Социальна сфера. 2006. Ст. 134 – 156.
  11. Р. Дорнбуш, С. Фишер, МГУ: ИНФРА-М, 2008. – 784с.
  12. Ричік Л., „Пенсійна реформа та її фінансові наслідки”, К., вид. „Україна: аспекти праці”, №5, 2005р.
  13. Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Макроэкономика. ЕАОИ; 2008, -286с.   
  14. Дембский Л.К."Здравоохранение Украины: Конституция и реальность". http://eyecenter.com.ua.
  15. Н.В. Ефременко, к.э.н.;Н.Г. Прокофьева. «Повышение уровня жизни как приоритет социальной политики», М.,2005.
  16. Интернет – источник: http://www.pravo.vuzlib.org. ГЛАВА 3.  Проблемы социальной защиты населения в переходный период.
  17. Радіонов І.Ф., підр. „Макроекономіка”,Х., 2004р.
  18. Заклади охорони здоров’я та захворюваність населення України у 2002 році. Статистичний бюлетень. К., 2003.
  19. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: учебник,- 4-е издание, М.: Дело, 2008. -473с.
  20. Интернет – источник: http://provisor.com.ua/archive/2002/N20/art_03.php
  21. Интернет – источник: http://styles-business.ru, Уровень жизни и ее качество
  22. Плотницкий М.И. - Курс экономической теории, 2003. — 496с.
  23. Державна служба статистики України www.ukrstat.gov.ua
  24. Украинский информационный портал ЖКХ http://www.info-gkh.com.ua/
  25. Европейская функция Украины, или как Украина может стать «общеевропейским фактором» http://zn.ua.
Описание
Цели работы – определение теоретических основ социальной политики,
характеристика социальной политики на современном этапе, определение особенностей развития социальной политики Украины в будущем.
Метод исследования – качественный и количественный анализ.
Содержание
содержание отсутствует