Социальная политика государства в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Цели работы – определение теоретических основ социальной политики,
характеристика социальной политики на современном этапе, определение особенностей развития социальной политики Украины в будущем.
Метод исследования – качественный и количественный анализ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 136.39 Кб (Скачать документ)

В условиях спада производства и  высокого уровня инфляции судить об уровне жизни населения на основе изучения изменения доходов и цен крайне трудно и выводы могут быть ошибочными. Если весь произведенный и закупленный  по импорту товар потребляется населением, то очевидно, что средний уровень  потребления в расчете на одного человека равен физическому количеству потребляемого товара, деленному на число потребителей, и вообще не зависит ни от доходов, ни от цен. Например, если Украина производит и закупает 2,45 миллиона тонн мяса в год при численности населения в 49 миллионов человек, то ясно, что годовое потребление в расчете на одного человека составит 2,45 х 1000/49 = 50 кг. Конечно, имеющий высокие доходы или возможность приобретать мясо по низкой цене сможет потребить больше 50 кг, но тогда меньше достанется другим, возникнет дифференциация потребления, тогда как средний уровень при этом не изменится. [15. 17-25]

Еще раз напомню суровую истину о том, что невозможно потребить  больше, чем получено. Так что  если мы желаем увеличить потребление  всего населения, то есть лишь один способ — увеличивать производство. И в какой-то мере путем импорта одних товаров за счет экспорта других. Путем увеличения доходов без роста производства, а тем более в условиях его спада можно получить один-единственный результат — рост цен, инфляцию, увеличение внутреннего и внешнего государственного долга. Никакого роста уровня жизни таким способом достичь не удается.

Исследование проблем социально-экономического развития

А. Гранбергом, М. Долишним, С. Дорогунцовым, У. Изардом, В. Кистановым, В. Леонтьевым, А. Пробстом, Г. Ричардсоном и другими  позволило, в частности, установить, что его региональные отличия  обусловливаются многими зависимостями, связанными социально-культурными взаимодействиями, и эти связи все более запутываются в ходе формирования рыночных отношений и конкурентной среды. Особую остроту это явление получает в сельской местности, где наблюдаются снижение уровня технического оснащения производственных процессов и спроса на приобретенные знания и навыки, рост доли ручного труда, ослабление мотивации эффективной трудной деятельности, уровня жизни и др. Вместе с тем ухудшаются демографические характеристики с понижением уровня жизни. Быстро углубляются существенные региональные различия в объемах потребления услуг.

Изменение уровня жизни населения и трансформация социальной структуры в Украине сопровождаются дифференциацией материального положения различных социальных групп. Сформировалась прослойка бедных, усиливается неравенство в распределении доходов и благ. В последние 10-15 лет наблюдается резкая дифференциация отраслей экономики по уровню оплаты труда.

Низкий уровень оплаты труда - один из тормозов как уровня жизни так  и проводимых в стране реформ. Опыт наших западных соседей (Польши, Чехии, Словакии, Словении, Венгрии) показал, что успешная реализация реформ происходит лишь при условии, когда средний  уровень оплаты труда составляет не ниже 300 дол. Именно такой уровень  позволяет активизировать потребительский  спрос, способствует увеличению производства товаров и услуг. Поэтому необходимо существенное повышение уровня оплаты труда, что положительно скажется не только на жизненном уровне населения, но и на результативности осуществляемых в Украине реформ.

 Вывод: таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для всех граждан страны.

 

 

2. Социальная политика Украины на современном этапе

2.1 Основные черты, тактика и проблемы социальной политики

 

Украину, как социальное государство, можно представить в следующем  виде:

 

Рисунок 2.1 Структура социального государства

 

Современная социальная стратегия  включает борьбу с бедностью, чрезмерной дифференциацией, демографическим и иными системными кризисами. Признавая приоритетную значимость этих стратегических проблем, важно найти подходы к тактике их решения по основным направлениям получения доходов.

Ныне в Украине создаются  новые частные, общественные и государственные  организации, которые обслуживают  социальную сферу и потребительский  рынок.  Главным их назначением являются учеты нужд граждан, чьи нужды зависят от общепринятых в обществе нравственно-психологических норм и ценностей, и последовательное обеспечение этих нужд путем реформирования систем социальной защиты, образования, здравоохранения, обеспечение жильем, охраны окружающей среды, защиты прав человека и в широком понимании - защиты интересов потребителей. Эти системы постепенно приспосабливаются к рыночным условиям, изменяя свои функции и структуру, которая, в свою очередь, оказывает содействие достижению основных макропоказателей потребления, подчиненных задачам общественного развития.

С целью обеспечения перехода к  социально-ориентированной рыночной экономике за последние годы были созданы принципиально новые  организационные структуры, достигнута денежно-финансовая стабилизация и  определенных успехов в борьбе с  инфляцией на началах монетарной концепции. Вместе с тем этот процесс  сопровождался спадом производственной деятельности, ростом безработицы, несвоевременной  выплатой заработной платы, пенсий, стипендий, уменьшением объемов ВВП в  легальном секторе экономики, продолжением ее «тенезации» и долларизации, спадом платежеспособного спроса населения.

В Украине осуществлялись меры по улучшению материального положения  населения за счет повышения мотивации  к работе как основного источника  доходов; проведение активной политики занятости; создание благоприятных  условий для демографического воспроизведения  населения, реформирование пенсионного  обеспечения и социального страхования, социальной помощи, адресной помощи малообеспеченным слоям населения, социальной защиты граждан, которые потерпели вследствие Чернобыльской катастрофы. [16.5]

Можно выделить основные направления  социальной политики в Украине:

  • повышение  благосостояния  за  счет  личного  трудового вклада, предпринимательства и деловой активности;
  • предоставление соответствующей помощи по безработице, сохранение рабочих мест, профессиональная переподготовка лиц, которые потеряли работу;
  • проведение основательной пенсионной реформы, которая будет обеспечивать справедливую систему пенсионных  выплат с учетом трудового вклада лица;
  • предотвращение   коммерциализации,  обеспечение  стабильного  финансирования и государственной поддержки развития духовной сферы, образования, науки и культуры; широкая поддержка семьи, материнства и детства;
  • проведение активной экологической политики. [22.109-110]

Социальная защита экономически активного  населения осуществляется по таким  направлениям: во-первых, это мероприятия  государства, которые связаны с  квалификационной подготовкой к  трудовой деятельности, во-вторых, мероприятия, которые обеспечивают возможность  реализации способностей каждого в  процессе трудовой и производственной деятельности и сам процесс такой  деятельности, в-третьих, мероприятия, направленные на создание новых рабочих  мест и поддержку работников, которые  потеряли работу. Основными элементами системы социальных гарантий есть признания  обязательности общедоступного и бесплатного  образования, содействие реализации способностей в процессе трудовой деятельности, недопущение принудительной работы и гарантирование минимизации потерь в связи с окончанием трудовой деятельности. Социальный подход выходит  из того, что общество должно гарантировать  каждому гражданину доходы, не вышедшие за границу малообеспеченности.

К сожалению, компенсационные мероприятия  из индексации заработной платы и  социальных выплат существенным образом  отстали от роста потребительских  цен. Многочисленные льготы, социальные выплаты нередко предоставлялись  за ведомственным признаком, без  учета реального материального  положения разных слоев населения, их возможностей обеспечить свое благосостояние. Это породило социальные издержки в  обществе и уменьшило возможности  предоставления помощи тем, кто в самом деле в ней нуждается. Затем ухудшилась социальная защита более уязвимых слоев населения: детей, пенсионеров, инвалидов, уединенных людей, многодетных семей и безработных.  Снизился уровень социально-трудовых прав и социальных гарантий многих граждан.

Вместе с тем проблема построения новой социальной политики заключается  не только в усилении социальной защиты отдельных категорий населения (пенсионеров, студентов, инвалидов, многодетных  семей и т.п.). При рыночных условиях каждый трудоспособный человек должен сам обеспечить благосостояние своей  семьи. Тем не менее, для построения системы материального самообеспечения необходимы надлежащие макроэкономические предпосылки. Создание таких предпосылок - важная составляющая государственного регулирования социальной политики.

Мероприятия социальной политики в  нашей стране направляются на сохранение и воспроизведение трудового  потенциала народа, утверждение необходимой  мотивации продуктивной работы, предотвращение массовой безработицы.

Для реального воплощения в жизнь  этих составных социальной политики Украины реализуются такие задачи:

• образование необходимых условий  для улучшения каждым тружеником своего благосостояния за счет личного  трудового вклада, предпринимательства  и деловой активности; мероприятия  по наращиванию фонда потребления, стимулирование эффективного платежеспособного  спроса;

• восстановление регулирующей функции  минимальной заработной платы, которая не может быть низшей официально установленной границы малообеспеченности, с постепенным повышением минимальной заработной платы до 60% от средней заработной платы в народном хозяйстве. Это касается и минимального уровня  почасовой оплаты, усовершенствование всей системы и механизма определения оплаты труда в производственных и непроизводственных областях экономики;

• обеспечение прогрессивных изменений  в соотношении между тарифной и надтарифной оплатой труда. Надо предусмотреть повышение тарифа в средний заработной плате от настоящего критического уровня (15-25%) к оптимальным размерам (70-80%). Это будет оказывать содействие повышению производительности работы и будет обеспечивать   оптимальную,   обоснованную    межотраслевую,   межквалификационную, междолжностную дифференциацию заработной платы;

• накопление необходимых финансовых ресурсов для осуществления соответствующей  помощи по безработице, для сохранности  рабочих мест в процессе разгосударствления и приватизации, стимулирование развития малых предприятий и индивидуальной трудовой деятельности, внедрение системы  общественных работ, профессиональной переподготовки лиц, которые потеряли работу, для выполнения программы  защиты малообеспеченных многодетных  и неполных семей, неработающих пенсионеров, инвалидов, с ежемесячным индексированием  денежных выплат указанным категориям населения соответственно фактическим  темпам инфляции;

• возмещение затрат на оплату жилья  с учетом материального расслоения населения в связи с либерализацией квартирной платы и коммунальных платежей;

• внедрение моральных и фискальных стимулов относительно образования  и расширение сферы деятельности территориальных фондов социальной поддержки населения, развития благотворительных  организаций;

• защита интеллектуального потенциала общества, его эффективное использование  и приумножения, содействие неуклонному  росту роли, престижа и оплаты труда  инженерно-технических кадров, менеджеров, научной и творческой интеллигенции;

• поддержка развития духовной сферы, образования, науки и культуры;

• осуществление мероприятий из социальной адаптации молодежи к  условиям рыночной экономики, предоставление юношам и девушкам гарантированных  возможностей относительно получения  образования, профессиональной подготовки и трудоустройства;

• проведение активной экономической  политики. Разработка программы охраны окружающей среды и рационального  использования природных ресурсов.

Показателями результативности социальной политики в Украине, как и во всём мире - есть уровень и качество жизни  населения. Основными критериями уровня жизни берут: уровень и структура  потребления материальных благ (продуктов  питания и непродовольственных  товаров); уровень потребления услуг  учреждений бытового обслуживания, здравоохранения, образования, культуры, социального  обеспечения, физкультуры; уровень  обеспечения жильем.

Для характеристики материальных основ, современного состояния и направлений  развития социальной политики Украины  необходимо рассматривать:

• уровни и структуру доходов, затрат на потребление населением материальных благ и услуг;

• состояние потребительского рынка;

• состояние рынка труда и  занятости;

• состояние социальных гарантий малообеспеченным слоям населения. 

 

2.2. Социальная политика в различных сферах социально-экономической жизни

2.2.1. Социальная защита и поддержка  населения

 

 

Чем тяжелее экономическая ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем, снижаются доходы предприятий и работников. А это порождает новые социальные напряжения. Чтобы выправить такое положение, недостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, так же как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет верх и будет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика, производство находятся на спаде и не способны удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Как помочь людям, попавшим в тяжелое, бедственное положение, и кому именно надо помогать?

Информация о работе Социальная политика государства в Украине