Социальная политика государства в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание

Цели работы – определение теоретических основ социальной политики,
характеристика социальной политики на современном этапе, определение особенностей развития социальной политики Украины в будущем.
Метод исследования – качественный и количественный анализ.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 136.39 Кб (Скачать документ)

Следует прежде всего, понять, что если снизилось производство товаров и услуг в стране, а помощь из-за рубежа невелика и закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, если, вдобавок, запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить снижение уровня жизни, потребления практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном, желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся.

Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Такие категории населения принято называть социально уязвимыми слоями. К социально уязвимым относят, прежде всего, лиц, лишенных возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия жизни, существования.

В сложившейся практике социально  уязвимыми считаются: семьи с  низким денежным доходом на члена  семьи (чаще всего это многодетные  семьи); семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; пенсионеры, получающие недостаточное пособие; студенты, живущие на стипендию; безработные; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей, правительства.

Социальная поддержка может  быть проявлена в самых разнообразных  формах: в виде денежной помощи, предоставлении материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Вопрос о том, кому, в каких  видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней помочь просто невозможно, то ряд экономистов и социологов дают такой рецепт: «помогать только тем, кто не способен помочь себе сам». Конечно, нелегко выявить, кто способен и кто не способен сам помочь себе, но рецепт заслуживает внимания.[3.184-185]

В период перехода к рыночной экономике  наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен. К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, зарплату ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие, к новому росту цен, что потребует увеличения доходов, и так далее. Возникнет инфляционная спираль, поэтому разумно повышать доходы в несколько меньшей степени, чем растут цены.

 

2.2.2. Образование

 

Образование - это важнейший фактор решения как социальных, так и  экономических проблем. Оно должно стать составляющей государственной стратегии на перспективу. Украина традиционно занимает ведущее место в сфере образования среди стран Центральной и Восточной Европы. Большая тяга населения к знаниям наблюдается и в настоящее время. В последние 15 лет эта тенденция стала особенно заметной. Если в 1990 г. удельный вес населения, обучавшегося в учебных заведениях, равнялся 18,1%, то в 2008 г. - 18,8%. т.е. вырос на 0,7% .[6.1-3]

В Украине, хотя и медленно, однако растут доходы населения, повышается также общеобразовательная и профессиональная подготовка граждан. В начале 2009 г. среди работников экономики в целом высшее образование I-II уровней аккредитации имели 25,5%, III-IV - 22,6%. Правда, среди отраслей экономической деятельности наблюдается значительное различие. Так, в промышленности эти показатели составляют, соответственно, 25,0 и 15,1%, в сельском хозяйстве - 13,5 и 6.2%, в строительстве - 23,7 и 13,1%. Более высокий уровень профессиональной подготовки характерен для работников сферы нематериального производства. В частности, высшее образование I-II уровней аккредитации имеют 20,8% работников образования, III-VI уровней - 48,6%.

Вместе с тем уменьшение не только общей численности населения, но и, прежде всего, доли детей, подростков и молодежи обусловило сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях. Только за 1990-2008 гг. ученический контингент в общеобразовательных учебных заведениях уменьшился на 1,3 млн., в профессионально-технических - на 156 тыс. Особенно заметна эта тенденция в сельской местности, где за последние годы доступность образования не улучшилась. Ведь свыше 250 тыс. сельских учеников проживают за пределами доступности к учебным заведениям, а почти половина сельских населенных пунктов их вообще не имеет. Большая надежда в решении этой проблемы возлагается на реализацию программы "Школьный автобус".

Существенный рост образовательного уровня достигнут за счет высшей школы. За 1997-2007 гг. сеть высших учебных заведений только III-IV уровней аккредитации возросла в 2,3 раза. Этот рост происходит как за счет негосударственных, так и государственных вузов (если в 1995 г. их насчитывалось 191, то в 2004 г. - 235). Удвоилось и количество студентов в них. Еще более высокими темпами возрастает количество подготовленных специалистов (см.рисунок 1, Приложение 1). В 2008 г. вузами разных уровней аккредитации выпущено 416,6 тыс. чел. (против 136,9 тыс. в 1991 г.), в том числе - 22 тыс. магистров, 197 тыс. специалистов, 116 тыс. бакалавров и 172 тыс. младших специалистов. Вместе с тем, в разрезе регионов наблюдаются значительные различия. Следует отметить, что к регионам с высоким показателем численности студентов на 10 тыс. населения относятся не только промышленные и научные, но и сельскохозяйственные, как, скажем, Тернопольская область. [23.1]

Повышение образовательного и профессионального  уровня населения, трудоспособного  возраста будет способствовать не только формированию и развитию социально  ориентированной экономики государства, но и повышению производительности труда и эффективности экономики, конкурентоспособности ее продукции. Материалоемкость украинской промышленности превышает принятые в западных индустриально развитых странах нормы в 2,5 раза. При этом материалы и энергоемкость отечественного производства продолжают возрастать, а разрыв в уровнях технологического развития - увеличиваться. Как результат - производительность труда у нас в 4,5 раза ниже, чем в странах Западной Европы. Хотя причина этого - не только недостаточный уровень профессиональной подготовки, квалификации, но, опять-таки, и уровень оплаты труда, который не стимулирует работника к высокой производительности.

 

2.2.3.  Жилищно-бытовые условия

 

Одна из наиболее существенных потребностей каждого человека - потребность в  нормальных жилищно-бытовых условиях. В странах с социально ориентированной  рыночной экономикой улучшение жилищных условий относится к приоритетным направлениям социальной политики. К сожалению, в общем комплексе рыночных преобразований Украины этот сегмент социальной сферы оказался на периферии (в определенной мере это можно объяснить тем, что реформирование в жилищно-коммунальном хозяйстве началось до 1991 г.). Переход к рыночной экономике обусловил необходимость пересмотра жилищной политики. Реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве стали частью экономических преобразований, а конкретные пути их реализации зависят от финансовых возможностей и общего состояния экономических реформ в данной стране. Несмотря на то, что за последние 15 лет строительство жилья резко уменьшилось, жилищный фонд возрос почти на 12%. Это произошло за счет частного сектора. Возрастает также обеспеченность населения жильем. В 2008 г. в среднем на одного жителя общая площадь жилья составляла 21,3 м2 против 17,8 - в 1990 г. Однако по уровню жилищных условий Украина значительно отстает от стран Западной Европы. Скажем, средний размер квартир в Киеве равняется 53 м2. В структуре жилищного фонда происходят сдвиги в пользу многокомнатных квартир, что способствует улучшению благоустройства жилья. Вместе с тем, еще почти четвертая часть жилой площади даже в городах не оборудована водопроводом, не имеет канализации, а горячим водоснабжением не обеспечено свыше 40% жилья. Особенно низкий уровень его благоустройства характерен для сельской местности, в частности, по наличию основных видов удобств в одном жилье. Эти показатели не только намного ниже, чем в странах Западной Европы, но и в целом не отвечают европейским стандартам. [24.1]

Серьезные трудности в улучшении  жилищных условий создает низкая платежеспособность населения. Процент семей, которые получили жилье, среди находящихся на квартирном учете и получивших жильё постоянно уменьшается

Если до 1990 г. в очереди на получение жилья нужно было стоять 10 лет, то с 2004 г. - около 67 лет. Прискорбно, что и после 2012 г. улучшение обеспечения жильем не предвидится. Для улучшения ситуации на рынке жилья целесообразно более активно использовать целевые дотации, инвестиции и т.д.

Очень болезненно для населения  постоянное повышение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Причем, как правило, этот рост не сопровождается адекватным повышением их качества. Тарифы повышаются значительно быстрее, чем  доходы населения. Поэтому не удивительно, что в структуре общих расходов и доходов приобретение продуктов  питания и оплата жилищно-коммунальных услуг составляют большую часть, что свидетельствует о низком жизненном уровне населения.

 

2.2.4.  Здравоохранение

 

 

Улучшение жилищно-коммунальных условий  должно способствовать и решению такой острой социальной проблемы, как укрепление здоровья населения, которое в социальном государстве относится к важнейшим ценностям. Здоровье людей все в большей степени становится экономической категорией. Коэффициент корреляции между состоянием здоровья и жилищными условиями, по нашим расчетам, равняется 0,874. В Украине, начиная с 1991 г., прослеживается тенденция роста показателей заболеваемости и смертности населения. Общая заболеваемость по сравнению с 1990 г. возросла на 8%. Эпидемический характер получила заболеваемость туберкулезом (в настоящее время больные составляют 1,3% населения, тогда как эпидемия наступает при показателе 1%). Украина относится к государствам, которые имеют самые высокие темпы распространения СПИДа. Наибольшую группу ВИЧ-инфицированных составляют молодые люди в возрасте до 40 лет. Впервые ВИЧ-инфицированные были выявлены у нас в 1987 г., а темпы роста их количества позволяют прогнозировать, что уже в 2016 г. этой болезнью будет поражен практически каждый 20-й житель. Среди этой категории больных значительную часть составляют наркоманы, 90% из которых - это молодежь в возрасте до 25 лет . Кстати, эпидемиологическая ситуация, складывающаяся в отношении ВИЧ-инфекции, вызывает тревогу не только у врачей, но и у мировой общественности. Об этом свидетельствует "Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом", принятая в июне 2001 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ней подчеркивается, что человечество еще не встречалось с заболеванием, которое имело бы такие социальные, экономические и политические последствия, как ВИЧ-инфекция.

Возрастает показатель превышения смертности над рождаемостью, а также  смертности от так называемых неестественных факторов, которые главным образом имеют социальный характер. И не удивительно, что с каждым годом снижается показатель условного здоровья (см. рис. 2 Приложение 1).

Показатель здоровья тесно кореллирует  также с показателем доходов  населения. Коэффициент корелляции равняется 0,971. В отчетах Всемирного банка подчеркивается, что социально-экономическое неблагополучие, бедность, плохое здоровье - это замкнутый круг, который очень трудно разорвать. Бедность усиливает заболеваемость, ведет к сокращению продолжительности жизни. Ежегодно регистрируется около 70 млн. заболеваний, свыше 50% среди которых - впервые выявленные. В настоящее время в Украине мужчины живут на 13-17 лет меньше, чем в высокоразвитых странах, а женщины - на 7-13 лет. К сожалению, у нас ценность здоровья - не приоритет, как для населения, так и для государства в целом. В этих условиях заслуживает внимания опыт тех регионов, предприятий, где укреплению здоровья работников уделяется надлежащее внимание. Среди них - «Крюковский вагоностроительный завод" (Полтавская обл.), где создан лечебно-профилактический центр, в котором функционирует 10 разнообразных физиотерапевтических аппаратов и др. Большое внимание укреплению здоровья населения уделяется в Хмельницкой области. На ее территории выполняются операции, которые еще во многих регионах не осуществляются, за что получена Государственная премия Украины в области науки и техники. Но, к сожалению, заведения такой квалификации на Украине не занимают и трети в общей системе здравоохранения. Остается только ожидать новых реформ и предложений. [14.1]

Вывод: по данному разделу можно сказать следующее: Социальная политика в Украине направлена на последовательное обеспечение реформирования систем социальной защиты, образования, здравоохранения, обеспечение жильем, охраны окружающей среды, защиты прав человека и в широком понимании - защиты интересов потребителей. На современном этапе государству необходимо максимизировать усилия, чтобы начать реформировать сферы, в которых на данном этапе имеются значительные социальные проблемы.

 

 

 

3.  Пути  совершенствования социальной политики  в условиях современной Украины.

Основными мероприятиями реализации определенной стратегии является принятие и введение в действие новой законодательно-нормативной  базы в сфере социальной политики и адекватное ее финансовое обеспечение. Реформирование законодательно-нормативной  базы должно происходить в контексте  интеграционной политики Украины в  Европейский Союз. Речь идет об адаптации  норм, размеров, показателей социальной обеспеченности к европейским стандартам.  

Информация о работе Социальная политика государства в Украине