Действия с предметами детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение исследования и оценка действий с предметами для развития графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста
с недоразвитием речи…………………………………………………………...5
Глава 2. Действия с предметами для развития графических навыков
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………………...12
2.1. Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста….12
2.2. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
с нарушениями речи. Практические занятия, способствующие
развитию графических навыков……………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………30
Приложения…………………………………………………………………….31
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

действия с предметами.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

    Для получения максимального «коэффициента  полезного действия» воспитателям следует учитывать:

  • Игры и упражнения рекомендуется проводить перед занятиями в качестве разминки или в середине занятия для смены деятельности и активизации внимания.
  • К игре не следует приступать без разминки пальцев. В начале желательно провести упражнения.
  • На первом занятии, возможно, использовать 1 игру и 2 упражнения.
  • В упражнениях и играх должны сочетаться сжатие, растяжение, расслабление кисти; использоваться изолированные движения каждого пальца.
  • Следует одновременно воздействовать на кинетическую и кинестетическую основу движений, формировать различные уровни движений и постепенное их усложнение.
  • Игры и упражнения не следует проводить больше 8 минут (в среднем 5–6 минут ежедневно 3–4 раза).
  • Упражнения и игры, могут быть включены в план занятия, а также рекомендованы родителям для дополнительных занятий с ребенком во внеурочное время.

    В своей работе мы предлагаем:

  • диагностику, определяющую уровень готовности дошкольников к овладению графическими навыками письма по пяти компонентам (Приложение 1): 1) Координация движений; 2) Пространственные представления; 3) Чувство ритма; 4) Ручная умелость; 5) Графическая подготовленность.
  • календарь развития мышления и мелкой моторики ребёнка с таблицей нормативных требований по развитию мышления и мелкой моторики ребёнка  в возрасте от года и до 6 лет (Приложение 2).

    2.2. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Практические занятия, способствующие развитию графических навыков

    Вопрос обучения грамоте детей дошкольного возраста до настоящего времени остается во многом дискуссионным. Следует ли целенаправленно знакомить ребенка-дошкольника с буквами, нужно ли учить в дошкольном учреждении будущего школьника читать и писать? Мнения педагогов бывают противоположными: от «Обязательно!» до «Ни в коем случае!». Бесспорно, специальная подготовка детей 6-7 лет  в дальнейшем  облегчит им  обучение в школе, поможет адаптироваться и подготовит ребенка к успешной учебной деятельности. Но, с другой стороны,  неумелое, методически неверное обучение элементам грамоты  может повлечь за собой усвоение неправильных приемов чтения и письма, нарекания учителей начальных классов и необходимость переучивания, что может  отрицательно отразиться на первокласснике.

    Еще более сложно определить содержание обучения грамоте в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Многие воспитанники таких групп заменяют акустически и артикуляционно сходные звуки (С-Ш, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и др.), не дифференцируют похожие  по звучанию слова, искажают слоговую структуру слов, состоящих из нескольких слогов, затрудняются в  воспроизведении  речевого материала, что свидетельствует о нарушении фонематического восприятия. Многолетний опыт подготовки детей с недоразвитием речи к обучению в школе свидетельствует: дошкольники  способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного  анализа и синтеза, что является основой для формирования  чтения и письма.

    Наиболее эффективным  для использования  возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название  периода «языковой одаренности», в котором ребенок проявляет повышенную восприимчивость к звуковой стороне речи. 
        В основе современных методик начального обучения чтению лежит  звуковой аналитико-синтетический метод, т.е.  в процессе овладения чтением  дети сначала знакомятся со звуком, и лишь потом с буквой.  Поэтому пропедевтический этап в  обучении чтению направлен на  формирование  ориентировки в звуковой  стороне речи. Цель занятий по подготовке к обучению грамоте в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи – развитие интереса к родному языку, осознание его элементарных закономерностей, превращение речи из средства общения еще и в объект познания, а также развитие умственных способностей  дошкольников. Другими словами, занятия по обучению грамоте в дошкольном учреждении – это начальная ступень  последующего систематического изучения языка в школе.

    Основными задачами подготовки дошкольников с  тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте являются:

  1. Развитие  фонематического восприятия.
  2. Формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Исправление недостатков  звукопроизношения.
 

 Р.Е. Левина,  Н.А. Никашина,  Т.А. Ткаченко и др. отмечают, что стойкие навыки звукового анализа возможны при опережающем развитии у детей фонематического восприятия, что  формирование этих навыков можно проводить на материале только легко  воспринимаемых и правильно произносимых звуков.

    Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно  сформулировать следующим образом:

  1. знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  2. знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
  3. знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
  4. научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
  5. научить детей   сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
  6. научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
  7. научить   различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

    На  занятиях по обучению грамоте необходимо использовать  специальные упражнения  по профилактике дислексии и диграфии. Многие исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи ведущей причиной дислексии. Поэтому занятия по подготовке к обучению грамоте должны включать работу по развитию слухового,  фонематического  и зрительно-пространственного восприятия,  развитию всех форм языкового анализа и синтеза. Следует помнить, что у детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые трудности в овладении чтением и письмом. Наиболее типичными являются: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически  или

артикуляционно-близких  согласных звуков; побуквенное чтение; искажение слоговой структуры слова; резко замедленный темп чтения; нарушение  понимания прочитанного; замены букв при письме; пропуски согласных звуков (букв) в стечениях; слияние двух или нескольких слов в одно слово; стойкие орфографические ошибки.

    Из  сказанного выше видна огромная роль занятий по обучению грамоте в  дошкольном учреждении в предупреждении дислексии и дисграфии при овладении ребенком письменной речью.

    Детям с нарушениями речи для  успешного усвоения грамоты  необходимы эффективные вспомогательные средства. Такими универсальными средствами, на наш взгляд,  являются зрительные символы гласных и согласных звуков (Т.А. Ткаченко, 2000) и  традиционные звуковые схемы слов, выполненные из цветных квадратов-фишек. В отличие от буквы, символы легко ассоциируется дошкольниками со звуками  родного языка. Они обеспечивают многоаспектное восприятие – сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений в процессе работы над звуками. Схемы слов позволяют моделировать процесс чтения, осуществляя его в облегченном, занимательном, игровом варианте.

    На занятиях по обучению грамоте необходимо предлагать детям упражнения и задания для подготовки руки к процессу письма. Это могут быть графические игры и  графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые  упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений  дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться  на листе бумаги; в) воспроизводить  линии различных конфигураций безотрывным движением руки. Не следует предлагать детям прописывать элементы букв или сами буквы, мелкие графические элементы, т.к. это требует высокой точности выполнения и огромных волевых усилий со стороны ребенка.

    Необходимо  широко использовать  штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо  в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение  имело свое  название « Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть  предмет, развивает   фантазию, творчество, делает  сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника.

    Рассмотрим  некоторые практические примеры  влияния действий с предметами на развитие графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. 

    1. Знакомство дошкольников со звучащим  словом

     Формирование  представлений о словах, обозначающих предметы. 
Посмотрите, что стоит у меня на столе,  и назовите каждый предмет: 
          
 
 
 

     Предметы:  Лошадка  Машина  Мишка  Лопата

        Корабль  Кукла   Краски  Мяч  и т.д.

    - А сейчас я буду волшебной  указкой дотрагиваться до предметов,  находящихся в кабинете, а вы  называйте их громко и выразительно. 
СТОЛ    СТУЛ    ДВЕРЬ   КНИГА  ОКНО  ЗЕРКАЛО  ПОЛ   ЛАМПА и т.д.

    - Мы сейчас называли предметы  и произносили СЛОВА. Предметов  на свете очень много  и очень много есть разных слов. Что мы сейчас называли? (Предметы). Что мы произносили? (Слова). Какие слова, из произнесенных нами, вы запомнили?

    - Слово можно

    СКАЗАТЬ, УСЛЫШАТЬ, ВЫЛОЖИТЬ ИЗ РАЗРЕЗНОЙ АЗБУКИ, НАПИСАТЬ.

    - Послушайте, что я сейчас вам скажу:   ЛИСА. Что я сказала? (Вы сказали Слово ЛИСА)

      Какое слово вы услышали?

    - Посмотрите на картинки, которые  лежат у вас на столе, и  тоже назовите слова.  
БЕЛКА   ЗАЯЦ   МЕДВЕДЬ  ЛОСЬ  и т.д.

    - Давайте слова, которые называют  предметы, будем обозначать таким условным знаком:

      

    Постановка  вопросов Кто? Что? к словам, обозначающим предметы. 
- Ребята, к словам, обозначающим предметы, можно поставить вопросы. Можно спросить: Кто? или Что?   Если предмет живой, нужно о нем спрашивать Кто Это? Если не живой – спрашивают Что Это? Давайте попробуем разобраться. Я буду показывать картинки, а вы задавайте вопросы Кто или Что?

БАРСУК –  кто это?                БЕРЕЗА – что это? 
БАБОЧКА – кто это?             ЛАСТОЧКА – кто это? 
КАМЕНЬ – что это?               ПЕСОК – что это? 
ВОДА – что это?                     РУЧЕЙ – что это?    и т.д.

    Формирование  графических  навыков. Ориентировка в тетради и на листе  (верх листа, низ листа, строчка). Проведение прямых горизонтальных линий. 
 «ДОРОЖКИ».

     

    2. Слова, обозначающие названия предметов

    Добиваться усвоения детьми понятия «слово»; учить самостоятельно подбирать слова, добавлять недостающее слово в предложении; дать представление о том, что один предмет можно назвать несколькими похожими словами; развивать слуховое восприятие и дифференциацию звуков различной высоты.

    Формирование  понятия «Слово».

    - Дети, послушайте, что я сейчас  скажу: Стол Зеркало Доска Стул

    - Что я сказала? (Слова)

    - Посмотрите на картинку и тоже  назовите слова. Внимание: не надо  описывать картинку, назовите только  предметы, изображенные на картинке.

Информация о работе Действия с предметами детей дошкольного возраста