Действия с предметами детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение исследования и оценка действий с предметами для развития графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста
с недоразвитием речи…………………………………………………………...5
Глава 2. Действия с предметами для развития графических навыков
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………………...12
2.1. Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста….12
2.2. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
с нарушениями речи. Практические занятия, способствующие
развитию графических навыков……………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………30
Приложения…………………………………………………………………….31
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

действия с предметами.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)
="justify">    11. Ушакова Т. Н. О механизмах  детского словотворчества // Вопросы  психологии. - 2006, № 1

    12. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 2006

    13. Эльконин Д.Б. Развитие речи  в дошкольном возрасте.- М., 2008

    14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное  обучение и воспитание детей  5-летнего возраста с общим  недоразвитием речи.- М., 2007 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

Диагностика по определению уровня готовности дошкольников к овладению графическими навыками письма 

    Для прогнозирования успешности овладения  детьми графических навыков необходимо определить общий уровень готовности к овладению этим навыком и  уровень развития каждого из компонентов, определяющих успешность формирования графических навыков.

    Подобную  диагностику необходимо провести до начала занятий, чтобы выявить различия в возможностях и подготовки детей  и определить индивидуальную программу  деятельности для каждого ребенка.

    Письмо  это не просто двигательный акт, опирающийся  на узкоограниченный участок мозга, а сложный процесс, в осуществлении которого принимает участие ряд функционально взаимосвязанных зон коры  в него входят многие психические процессы, лежащие как вне зрительной сферы, так и в не двигательной сферы, которые играют важную роль в непосредственном осуществлении процесса письма.

    Поэтому мы предлагаем определить уровень готовности ребенка к овладению графических  навыков по пяти компонентам:

  1. Координация движений
  2. Пространственные представления
  3. Чувство ритма
  4. Ручная умелость
  5. Графическая подготовленность.
 

    I. Координация движений.

    «Построй  башню». Для проведения теста необходим  набор бочонков из игры «лото». Задача: ставя бочонки друг на друга, построить башню. Руководитель считает каждый поставленный бочонок. Как только башня падает, счет прекращается. В протокол записывается число бочонков, при котором башня еще стояла.

    II. Пространственные представления.

    1. «Раздели на 3 части». Перед испытуемым кладется на стол бумажная полоска, шириной 5см и длинной 60см. Ребенок, визуально разделив полоску на 3 равных части, отмечает фломастером линии деления. Руководитель измеряет длину только первой отмеченной части: если ребенок неправильно отметил первую часть, то две другие также не будут соответствовать эталону, то есть 1/3 длины полоски. В протокол записывается разница между полученным числом и 20см.

    2. «Десять точек». В левой половине листа бумаги нарисовано 10 точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4см. Испытуемому предлагается рядом (в правой стороне листа) нарисовать 10 точек, повторяя их расположение на образце. Тест оценивается по трехбалльной шкале: 3 балла - точное повторение расположения точек с сохранением масштаба рисунка; 2 балла - небольшое нарушение расстояний между точками при сохранении формы пятиугольника или точное копирование формы рисунка при нарушении масштаба; 1 балл - форма пятиугольника не сохранена (точки расположены по кругу или квадрату); 0 баллов - задание не выполнено (точки расположены беспорядочно). 

    III. Чувство ритма.

    «Хлопки». Воспроизведение ритмического рисунка хлопками. Руководитель прохлопывает ритмический рисунок, а испытуемый должен повторить его. Предлагается 5 упражнений разной сложности. Если ребенок точно воспроизводит хлопками ритмический рисунок, то он получает 2 балла; если повторяет ритм, но допускает небольшую погрешность, - 1 балл; если не может правильно повторить упражнение, - 0 баллов. Таким образом, за 5 упражнений испытуемый может получить от 0-10 баллов.

    IV. Ручная умелость.

    1. «Конфета на веревочке». Для проведения теста нужна деревянная катушка, к которой прикреплена толстая нитка, длиной 50 см. К концу нитки привязывается конфета. Испытуемый встает прямо, берет катушку за выступающие края; нитка с конфетой свисает вниз. По команде руководителя, ребенок начинает, перебирая пальцами, вращать катушку, наматывая на нее нитку, до тех пор, пока конфета не коснется катушки. Время выполнения теста определяется по секундомеру. 

    2. «Собери мозаику». Для теста требуется плато мозаики и 30-35 фишек одного цвета (фишки малого размера). Задача: вставить как можно больше фишек в отверстия за одну минуту. Испытуемый сидит за столом, фишки лежат кучкой на столе выше плато. По команде марш, ребенок одной рукой (удобной для него) берет по одной фишке и вставляет в отверстие. Фишки можно располагать в любом порядке. Помогать другой рукой не разрешается. Время засекается по секундомеру. Если время закончилось, а ребенок вставляет фишку в отверстие, ему разрешается закончить действие и фишка зачитывается. В протокол вносится количество фишек поставленных ребенком, и какой рукой выполнялось упражнение.

    V. Графическая подготовленность.

    1. «Речка». Перед началом испытания объясняется техника выполнения задания. Обращается внимание на точность нанесения линий: не искривляя их  и не заводя за «берега реки». Руководитель показывает порядок нанесения штрихов. Затем испытуемый проводит пробную линию в начале «речки». Руководитель проверяет правильность этой единственной линии, поправляет, если ошибся. По сигналу руководителя испытуемый должен сделать (20-30 штрихов) «мостиков», соединяя две линии («берега реки»). Эти штрихи чертятся сверху вниз, по вертикальным линиям клеток тетрадного листа, при этом каждые штрих должен наноситься в определенном темпе (через два или полторы секунды), под удар метронома или счет руководителя. С отчетом (20-30) ударов метронома дается команда поднять руки вверх, а затем отпустить их и положить карандаш на стол.

    2. «Узоры». Для проведения теста, необходимы мягкий карандаш, и лист нелинованной бумаги. Задача: продолжить рисование узора. Руководитель рисует начальную часть узора, а ребенок продолжает. Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит он достаточно готов к той работе, которая его ожидает при обучении письму. Если же  нарисованные им узоры не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.д., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев. Недостаточны у него так же коррекция глаза и руки, зрительный контроль.

    Тест  оценивается по пятибалльной шкале:

    5 баллов - задание выполнено полностью,  без искажения линий и захождения  за «берега реки». Допускается  не выполнение одной линии;

    4 балла – задание выполнено  полностью, но с незначительными искажениями; задание выполнено без ошибок, но на три четверти;

    3 балла – задание выполнено  полностью, нос значительными  искажениями; задание выполнено  без ошибок, но только на половину;

    2 балла – задание выполнено  полностью, но с очень большими искажениями; задание выполнено с небольшим искажением, но на три четверти; задание выполнено без ошибок, но менее чем на половину;

    1 балл – задание выполнено не  полностью и с очень значительными  ошибками.

        Результаты обследования заносятся в таблицу:  

Таблица результатов  обследования мелкой моторики  

          В связи с тем, что для проведения тестов используется не конкретное и стандартизированное  оборудование, то нет точных нормативов. По нашему мнению, целесообразно сравнивать результаты, показанные ребенком, со средними результатами группы, в которой он занимается, и с его собственными результатами полученными ранее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2 

    Календарь развития мышления и мелкой моторики  
ребёнка в возрасте от 1 года и до 6 лет

          Понятие мелкой (или тонкой) моторики человека обозначает точные двигательные способности его рук. Развитие мелкой моторики и, соответственно, координации движений рук ребёнка находится в прямой зависимости от состояния развития его мышления.

          Календарь развития мышления и мелкой моторики ребёнка, представленный в виде таблицы, поможет Вам самостоятельно проверить, соответствует ли ребенок тем стандартам и нормам развития мышления и мелкой моторики, которые должны предъявляться к нему в его возрасте.

    Таблица нормативных требований по развитию мышления и мелкой моторики ребёнка в возрасте от года и до 6 лет

              
15.
Рисует человечка(6 элементов) 
14.Рисует человечка(3 элемента) 
13.Перерисовывает квадрат 
12.Перерисовывает крестик 
11.Перерисовывает круг 
10.Рисует вертикальную линию(ошибка до 30 град.) 
  9.Строит(копирует) мостик из 5-х кубиков 
  8.Строит(копирует) мостик из 3-х кубиков 
  7.Строит башню из 8-х кубиков 
  6.Строит башню из 4-х кубиков 
  5.Строит башню из 2-х кубиков 
  4.Вытаскивает крошку из прозрачной банки 
  3.Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами 
  2.Стучит одним предметом о другой 
  1.Рисует и черкает на листе бумаги

    Примечание: (Каждый из закрашенных прямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течение которого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстом на том  же уровне, что и прямоугольник).

          При работе с календарем развития мысленно проведите вертикальную линию в точке, соответствующей возрасту ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольников пересечётся данная линия. Эти прямоугольники, а также и те, которые находятся слева от линии, и будут определять те нормативные способности (согласно перечню), которыми должен обладать ребёнок в его возрасте. Вам остаётся сверить это с фактическим состоянием его развития. Если большая часть навыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что развитие мышления и двигательных способностей рук ребёнка проходит нормально. Если же большая часть нормативных навыков ребёнком ещё не усвоена, то может идти речь об общем отставании в развитии мышления и мелкой моторики в той или иной степени. Если ребёнком уже усвоена, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, также и большая часть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что он опережает своих сверстников в развитии мышления и мелкой моторики по большинству  показателей. Если задержка (или опережение) происходит частично и только по одному или двум показателям, то можно сделать заключение негармоничном развитии у ребёнка функций мышления и мелкой моторики. Во всех случаях, когда обнаруживаются какие-либо общие или специфические отклонения, необходимо обратиться к детскому психологу с тем, чтобы оказать ребёнку своевременную помощь по коррекции

Информация о работе Действия с предметами детей дошкольного возраста