Действия с предметами детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является проведение исследования и оценка действий с предметами для развития графических навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста
с недоразвитием речи…………………………………………………………...5
Глава 2. Действия с предметами для развития графических навыков
у детей дошкольного возраста с нарушениями речи………………………...12
2.1. Развитие графических навыков у детей дошкольного возраста….12
2.2. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста
с нарушениями речи. Практические занятия, способствующие
развитию графических навыков……………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..28
Список используемой литературы……………………………………………30
Приложения…………………………………………………………………….31
Приложение 1………………………………………………………………….31
Приложение 2………………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

действия с предметами.doc

— 266.50 Кб (Скачать документ)

    

        - За каждое названное слово – фишка. Кто победит? 
        - Давайте посчитаем, сколько слов мы сказали: ЛЕС, ЗИМА, ДЕТИ, УЧИТЕЛЬНИЦА, БЕЛКА…

    Развитие слухового восприятия, дифференциация звуков различной высоты. 
       - Вспоминайте сказку. Жили в лесу три медведя: медведь-папа Михайло Иванович, медведица-мама Анастасия Петровна и медвежонок Мишутка. Михайло Иванович шел по лесу вот так: ТОП-ТОП-ТОП (произносится низким голосом), Анастасия Петровна шла так: топ-топ-топ (произносится  обычным голосом), а Мишутка – топ-топ-топ (произносится высоким голосом).  А сейчас послушайте и догадайтесь, кто топает в лесу.     

      - Скажите, как топал большой медведь? А Мишутка? 
      - Шли медведи по лесу, видели много интересных предметов и называли их. Догадайтесь, кто называет предметы по голосу:    

    ЕЛОЧКА, гриб, земляника, куст, СОЛНЫШКО, птица, сорока, ДЯТЕЛ и т.д.

    - Произнесите слова голосом большого  медведя, голосом медведицы, голосом медвежонка.

     
        Развитие графических навыков. Проведение  косых линий сверху вниз. «ДОЖДИК»  

     

    3. Слова, обозначающие  действия предметов

        Закреплять представления детей о звучащем слове, о том, что слова могут  обозначать и называть действия; упражнять детей в произнесении слов голосом различной громкости.

    Закрепление представлений о звучащем слове. Дидактическая игра «Магнитофон». 
        - Вспомните, как называется этот предмет? (Магнитофон) 
        - Для чего нужен магнитофон? (Чтобы записывать и слушать музыку и речь людей).

            - Мы сейчас тоже запишем наши голоса. Я скажу каждому из вас слово шепотом, вы услышите его, запомните и скажите громко, чтобы магнитофон смог записать ваш голос. 

    После прослушивания записи:

    - Что вы говорили? (Слова)

    - Послушайте еще раз запись  и постарайтесь запомнить все услышанные слова.

    - Какие слова вы запомнили?

    - Сколько слов записал магнитофон?

    - Что обозначало каждое из слов? (Предмет)

    Формирование представлений о словах, обозначающих действие. 
        - Ребята, сейчас я каждому дам задание. Выполняйте их и отвечайте на мои вопросы. (Задания: РИСУЙ, ХЛОПАЙ, ПРЫГАЙ, БЕГИ, СТУЧИ и т.д.) 
        - Что ты делаешь? (Вопрос адресуется каждому ребенку) 

    РИСУЮ   ХЛОПАЮ    ПРЫГАЮ    БЕГУ    СТУЧУ  и т.д.

    - Что вы сейчас сказали? (Слова)

    - Эти слова обозначали предметы? (Нет)

    - Слова, которые вы сказали,  обозначали ДЕЙСТВИЯ. Это  НАЗВАНИЯ  ДЕЙСТВИЙ.

    - Подумайте, что еще можно делать?

     
        ГОВОРИТЬ   КРИЧАТЬ   ПИСАТЬ  ЕСТЬ

        РЫЧАТЬ   ПИТЬ  НОСИТЬ  ДРОЖАТЬ   и т.д.

    - Слова-действия  отвечают на вопрос: ЧТО ДЕЛАЕТ или ЧТО ДЕЛАЛ.

    Мы  будем обозначать их таким значком:

 
 

    - Рассмотрите картинки про мальчика  Юру. Назовите слова, которые  отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? и обозначают действия:

    ЗАСТИЛАЕТ  УМЫВАЕТСЯ   ЧИСТИТ   СТОИТ 
        ЧИТАЕТ   СИДИТ   ЗАНИМАЕТСЯ  ОТКРЫВАЕТ  
 

    Развитие графических навыков. Проведение вертикальных  линий сверху вниз.

    «ЗАБОРЧИК»

    4. Слова, обозначающие признаки предметов

    Учить детей понимать и правильно употреблять термин «слово»; формировать у дошкольников представление о словах, обозначающих признаки предмета; тренировать темп речи (быстро, медленно), учить произносить слова в заданном темпе; учить детей добавлять недостающее слово во фразе.

    Уточнение термина «слово» и условных обозначений слов.

    - Вспомните, как  мы обозначали слова, которые называют предметы и которые называют действия.

       

    - Поиграем. Я буду говорить слова,  а вы должны определить – это слово-предмет или слово-действие и показать условный значок.

    СПАТЬ   КРОВАТЬ   ПОДУШКА   ЗАСТИЛАТЬ   ПРОСТЫНЯ             ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ   ОДЕЯЛО  НАВОЛОЧКА   ЗАСЫПАТЬ СОН    ПРОСЫПАТЬСЯ     и т.д.

    Формирование представлений о словах, обозначающих признаки предметов. Предъявляется предметная картинка «Помидор».

    - Что вы видите на картинке? (Помидор)

    - Ответьте, какой помидор? Красный  Круглый  Спелый  Сочный  Крупный Большой Сладкий  Мягкий

    - Какие слова мы сказали о помидоре?

    - Посчитаем, сколько сказано слов.

    - Какое слово мы сказали первым? Последним?

    - Слова обозначали предмет или действие предмета? (Нет)

    - Все слова обозначали признаки предмета и отвечали на вопрос Какой?

    Предъявляется предметные картинки «Шапка», «Стол», «Ведро», «Ножницы». К словам-предметам  дети подбирают слова-признаки. Анализ слов производится аналогично.

    ШАПКА -  КРАСНАЯ    ВЕДРО – МЕТАЛЛИЧЕСКОЕ   НОЖНИЦЫ – ОСТРЫЕ 
        ВЯЗАНАЯ    БЛЕСТЯЩЕЕ  БОЛЬШИЕ ДЕТСКАЯ   ЧИСТОЕ  ТЯЖЕЛЫЕ ТЕПЛАЯ ГЛУБОКОЕ СТАЛЬНЫЕ ШЕРСТЯНАЯ ПУСТОЕ НОВЫЕ

        - На какой вопрос отвечают слова, которые мы сказали о шапке? (Какая?) 
        - На какой вопрос отвечают слова, которые мы сказали о ведре и о ножницах?  
        - Повторите вопросы, на которые могут отвечать слова-признаки. 
Подбор слов, обозначающих признаки предмета. 
      
- У каждого из вас на столе лежат по 2 картинки. Подберите к ним слова, обозначающие признаки предмета. Выложите столько фишек, сколько слов вы подобрали. Выиграет тот, кто подберет больше всех слов. Какие слова вы вспомнили? Назовите.

    На занятиях следует уделять особое внимание интонационной  выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование  мелодики речи, навыков постановки логического  ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.  
 

    Заключение 

    Многие  исследователи (Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова, Р.И. Лалаева и др.) считают дефекты устной речи ведущей причиной дислексии.

    У детей, имеющих нарушения устной речи, возможны прогнозируемые трудности  в овладении чтением и письмом. Наиболее типичными являются:

    - трудности слияния звуков в  слоги и слова;

    - взаимные замены фонетически  или артикуляционно-близких согласных  звуков (свистящих – шипящих,  мягких – твердых, звонких  – глухих);

    - побуквенное чтение;

    - искажение слоговой структуры  слова;

    - резко замедленный темп чтения;

    - нарушение понимания прочитанного;

    - замены букв при письме;

    - пропуски согласных звуков (букв) в стечениях;

    - слияние двух или нескольких  слов в одно слово;

    - стойкие орфографические ошибки.

    Для детей дошкольного возраста с  нарушениями речи важно определить содержание работы по обучению графическим навыкам, для обеспечения объективности требований и оценки результатов обучения.

    При оценке графических умений следует  помнить, что до пяти лет ребенку  все еще трудно ограничивать длину  линий, а, учитывая то, что кинестетический контроль формируется только после 6 лет, то основной контроль, при выполнении дошкольником графических заданий принадлежит зрению. В тоже время глазомерные функции совершенствуются постепенно.   Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Для детей с нарушениями речи важно выделить средства, способствующие развитию графических навыков. В данной работе были рассмотрены действия с предметами, приведены примеры некоторых практических занятий. На подобных занятиях необходимо предлагать детям различные упражнения и задания. Это могут быть графические игры и  графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые  упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате выполнения графических упражнений  дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться  на листе бумаги; в) воспроизводить  линии различных конфигураций безотрывным движением руки.

    Игра  для ребенка – это одна из форм «самотерапии», благодаря которой  могут быть откоррегированны различные конфликты и проблемы. Поэтому, любое задание необходимо предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом.

    На  фоне эмоционального переживания игра влияет на успешное усвоение умений, навыков.

    Сюжетно-отобразительная  игра, присущая детям раннего возраста, имеет предметное содержание, т. е. представляет собой игру в предметы, манипулирование с игрушками и другим оборудованием. Игра может быть формально подчинена какому-либо социальному сюжету, но фактически он лишь определяет выбор игрушек, задает общую направленность игровым действиям и их последовательности. На первый же план для ребенка выступает успешность действий с предметами, точность их выполнения, а не их социально значимый смысл, т. е. не отображение в игре особенностей поведения человека с учетом социальных целей выполняемых действий и одобряемых обществом способов их достижения.  
 

Список  используемой литературы: 
 

    1. Бородич А.М. Методика развития  речи детей. - М.; Просвещение, 2006

    2. Васильева С.А. Рабочая тетрадь  по развитию речи дошкольников. - М., 2008. - 120 с.

    3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2007

    4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007

    5. Дефектология. Научно - методический журнал. № 4 - 2006

    6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева  Т.Б. Логопедия. Преодоление общего  недоразвития речи у дошкольников.- Екатеринбург.; АРТ ЛТД, 2007

    7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. - СПб.: Союз, 2006

    8. Методика развития речи детей  дошкольного возраста / под ред.Л.П.  Федоренко и др. - М.: Просвещение, 2006

    9. Проблемы речевого развития дошкольников  и младших школьников./ под ред. А.М. Шахнаровича, - М., 2007

    10. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В.Учителю  о детях с нарушениями речи. - М., 2008

Информация о работе Действия с предметами детей дошкольного возраста