Диагностика мышления у детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание

Для мышления человека характерны проблемность, поиск. То есть мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Содержание

Введение 3
1. Развитие мышления детей с отклонениями в развитии 5
1.1. Понятие мышления. 5
1.2. Развитие мышления у детей с ограниченными возможностями
здоровья. 8
2.Методики исследования мышления детей с отклонениями в развитии 22
2.1.Изучение наглядно-действенного мышления 22
2.2.Изучение наглядно-образного мышления 24
2.3.Изучение словесно-логического мышления. 27
3.Особенности изучения мышления детей с нарушением зрения 36
Заключение 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ППД миланич.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1. Развитие мышления детей с отклонениями в развитии 5

    1.1. Понятие  мышления. 5

    1.2. Развитие  мышления у детей с ограниченными возможностями

здоровья. 8

2.Методики  исследования  мышления детей  с отклонениями в развитии 22

    2.1.Изучение наглядно-действенного мышления 22

    2.2.Изучение наглядно-образного мышления 24

    2.3.Изучение словесно-логического мышления. 27

3.Особенности  изучения мышления детей с  нарушением зрения 36

Заключение 38

Список  литературы 39 
Введение.

     Об  историческом прошлом человека, его настоящем написано много! Но все так же велико стремление людей к постижению себя, оценки своей личности. Философы, антропологи, психологи, представители педагогической науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследовать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного проявления личности, закономерности в реализации физических и интеллектуальных возможностей, яснее увидеть перспективы в эпохе. Все эти вопросы в разные годы решались по-разному.

     В последнее время, когда много внимания уделяется вопросам психологии, как в отечественной так и в зарубежной литературе появляется ряд экспериментальных и теоретических работ, анализ которых показывает, что мышление является важнейшим психологическим процессом, при помощи которого человек отражает действительность, со всеми ее связями и отношениями.

     Выбранная мною тема работы является актуальная. Актуальность данной проблемы велика, затруднение решения арифметических задач, логическое построение всей работы ведет к большим трудностям в учебном процессе, а далее во всей жизни. Работа по данному факту должна проводиться с учетом дефекта. Следовательно нужна коррекционная работа по данной проблеме.

    Многие  исследователи (Векнер Л. М., Люблинская А. А., Матасов Ю. Т., Петрова В. Г., Рубинштейн С. Я., Шиф Ж. И., и др.) отмечают, что необходимо заниматься изучением особенностей мыслительных операций и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе их развития. Целенаправленные занятия по формированию мышления приучают ребенка ориентироваться в окружающем мире. Он учится выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит к росту его интеллектуальных возможностей. Поэтому изучение данной проблемы имеет теоретическое значение.

     Цель: отразить современное состояние проблемы диагностики мышления детей с отклонениями в развитии.

     При работе были поставлены задачи:

  1. Раскрыть понятие мышления.
  2. Провести анализ литературы по проблеме развития мышления детей с детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Изучить методики исследования  мышления детей с отклонениями в развитии.
  4. Рассмотреть особенности изучения мышления детей с нарушением зрения.

     Предметом данной темы является – диагностика мышления у детей с отклонениями в развитии.

 

1.Развитие мышления детей с отклонениями в развитии.

      1.1.Понятие  мышления.

      В современной литературе существует достаточно большое число определений  мышления. Мышление - психический процесс  отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. [3].

        Емкое и краткое определение мышления как процесса восприятия было дано Юнгом «мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные  путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие». Мышление дает понятие о вещах и сообщает, что есть такое данная вещь. Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятия (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованным способом или посредством мышления. Мышление – это вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. [5]

    Таким образом, получается, что мышление представляет собой социально обусловленный  процесс поисков и открытий новых  понятий, знаний, явлений действительности, а также их опосредованного отражения в результате анализа и синтеза. При его помощи человек проникает в сущность предмета либо явления и определяет взаимосвязи и отношения их между собой. 

    Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Мышление неразрывно связано с речевыми механизмами, особенно речеслуховыми и речедвигательными.

      Наше  познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

      Задача  мышления – раскрытие отношений  между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

      Мышление  – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая  связи и отношения между познаваемыми объектами.

      Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда  и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению. Именно таким является мальчик Виктор, выросший в джунглях и описанный  Ж. Годфруа. Таким образом, навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при воздействии среды — человеческого общества.

      А как исторически изменялись формы  мышления человека, закрепленные культурой  общества? Это изменение связано  с общей культурной эволюцией. Например, исчисление у культурно-отсталых народов неразрывно связано с практическими нуждами и не мыслится в отрыве от предмета исчисления. На просьбу сосчитать следует вопрос: «Что считать?» Так, медведей можно считать только до 6, так как «никому не доводилось убить больше на охоте». Так же обстоит дело и с другими абстрактными понятиями. [8]

      С развитием общества мышление эволюционирует и все более переходит к  обобщенному, теоретическому уровню, к  понятиям. Появляются и развиваются  абстракции числа, пространства и времени. Так же как развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит к оперированию понятиями, не имеющими не только чувственных, но и вообще каких-либо представлений.

      Мышление  человека включает в себя мыслительные операции различных видов и уровней. Прежде всего, весьма различным может  быть их познавательное значение. Так, очевидно, неравноценны в познавательном отношении элементарный мыслительный акт, посредством которого ребенок разрешает встающие перед ним затруднения, и система мыслительных операций, посредством которой ученый разрешает научную проблему о закономерностях протекания каких-либо сложных процессов. Можно, таким образом, различать разные уровни мысли в зависимости от того, насколько высок уровень ее обобщений, насколько глубоко вместе с тем она переходит от явления к сущности, от одного определения сущности ко все более глубокому ее определению. Такими разными уровнями мышления являются наглядное мышление в его элементарных формах и мышление отвлеченное, теоретическое. [11]

        Зависимость самого процесса и уровня развития мышления от количества и качества чувственных данных отчетливо проявляется при сравнении интеллектуального развития лиц с дефектами сенсорной сферы различной тяжести. Если сравнить умственное развитие слепого, глухого, слепоглухого с нарушением тактильной чувствительности, то сразу станет ясно, что по мере сужения сферы чувственного познания замедляется темп развития мышления, страдают умственные качества личности. [2]

 

    1.2. Развитие мышления  у детей с ограниченными  возможностями здоровья.

  1.)Развитие мышления детей с нарушениями слуха.

      Дети  с нарушениями слуха – слабослышащие  и глухие дети.

      Психическое развитие детей с нарушениями слуха — это особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонтогенеза. Первичное нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций — к к замедлению развития мышления, памяти и др. Все это тормозит психическое развитие детей с нарушениями слуха. При этом замедляется формирование сложных межфункциональных взаимодействий, иерархических координации. Объем внешних воздействий на ребенка с нарушениями слуха сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях — наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной.

      Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Исследования показали, что глухому школьнику нужно несколько больше времени для осмысления полученных знаний, чем его слышащему сверстнику.

        Общение между глухими детьми  ведется только на жестах. При  этом дети обходятся иногда  совсем без слов, поэтому у  них отпадает необходимость подыскивать  нужные слова и строить предложения.  Незаинтересованные в построении  предложений в разговоре, глухие дети быстро забывают выученные на уроках правила грамматики, так как они не реализуются на практике, а "повисают" в теории.

      В итоге у глухих детей словесное  мышление, не натренированное с годами, слабо развито по сравнению со слышащими ровесниками. То есть жесты без слов способствуют отставанию детей в развитии словесного мышления.

      По  моему предположению, 90% глухих детей  не приучены к чтению книг, а приток информации к ним из других источников ограничен. Поэтому у глухих детей  словесное мышление остается поверхностным, а запас слов - скудным.

      Эта проблема относится не только к глухим, но и к большинству слабослышащих  детей.

      В раннем детстве, дошкольном и младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь — формированию взаимоотношений между мышлением и речью. Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы. В подростковом и юношеском возрасте при правильной организации обучения отставание в развитии познавательной сферы обычно наблюдается в отношении самых сложных психических процессов, формирование которых зависит от уровня развития словесной речи, — словесной памяти, абстрактно-понятийного мышления, воображения. Исследование этих процессов нужно провести в первую очередь. [1]

2.)Развитие мышления детей с нарушениями зрения.

      Дети  с нарушениями зрения - слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04), слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2), дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).

         Полная или частичная утрата функций зрения ведет к снижению полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира, что в свою очередь в той или иной степени сказывается на процессе интеллектуального развития. Однако отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, так как основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи — плотность, вес, форма, величина, удаленность, одновременность или последовательность событий и т. д. — с достаточной полнотой отражаются сохранными анализаторными системами: осязанием, слухом, обонянием и др. Развиваясь на основе осязательных, слуховых, а в некоторых случаях (имеются в виду частичнозрячие и слабовидящие) и зрительных восприятий, мышление оказывает на них обратное влияние.

Информация о работе Диагностика мышления у детей с отклонениями в развитии