Диагностика мышления у детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание

Для мышления человека характерны проблемность, поиск. То есть мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Содержание

Введение 3
1. Развитие мышления детей с отклонениями в развитии 5
1.1. Понятие мышления. 5
1.2. Развитие мышления у детей с ограниченными возможностями
здоровья. 8
2.Методики исследования мышления детей с отклонениями в развитии 22
2.1.Изучение наглядно-действенного мышления 22
2.2.Изучение наглядно-образного мышления 24
2.3.Изучение словесно-логического мышления. 27
3.Особенности изучения мышления детей с нарушением зрения 36
Заключение 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ППД миланич.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

     Методика  «Рисунок человека»

     Результаты, полученные по этой методике, должны быть соотнесены с другими тестами, направленными на выявление сформированности представления об образе человека.

     Методика  «Дорисовывание фигур»

     Эта методика может показать не только уровень развития воображения и способность создавать оригинальные образы, но и пробелы в формировании реальных образов, связанных с нарушениями зрения.

     При обследовании могут быть использованы стандартизированные диагностические методики для определения уровня умственного развития и учебной деятельности детей с нарушениями зрения. Однако это возможно лишь при наличии условий, позволяющих детям решать эти задания, а именно, при адаптации материала в соответствии с общими требованиями к зрительным и тактильным возможностям детей с нарушениями зрения.[6]

 

Заключение. 

       Для мышления человека характерны проблемность, поиск. То есть мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и  завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

     У глухих и слабослышащих нарушено словесно-логическое мышление, что и следует подбирать методики для развития словесного мышления. Слепых и слабовидящих – наглядно-действенное мышление. Дети с тяжелыми нарушениями речи, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей с детским центральным параличом наблюдается замедленность мышления. У детей с задержкой психического развития очень велико отставание в развитии наглядно-образного мышления. Особенность словесно-логического мышления у них также значительно отстает по сравнению с тем, что наблюдается у нормально развивающихся сверстников. Мышление умственно отсталых детей бедна и непродуктивна, формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. у этих детей нарушены все три виды мышления.

     Характеризуя  мыслительную деятельность детей с  отклонениями в развитии, можно сказать, что по уровню сформированности всех трех видов мышления они отстают  от нормально развивающихся сверстников, но это отставание проявляется неравномерно.  
Список литературы.

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология - М.: Академия, 2002
  2. Векнер Л. М. Психические процессы - т. 2, Мышление и интеллект- Л.: изд. Ленингр. Ун-т им. А. А. Жданова,1976
  3. Давыдова В. В., Запорожца А. В., Ломова Б. Ф. Психологический словарь. – М., 1983
  4. Зотов А.И. Актуальные вопросы изучения личности слепых и слабовидящих детей. -  М., 1977.
  5. Коломенских Я. Л., Панько Е. А. Детская психология. Мн. «Университетское», 1988.
  6. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика – М.,2007.
  7. Миланич Ю.М. Психология детей с задержкой психического развития – СПб.: ЛГУ им.А.С. Пушкина, 2008.
  8. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М. 1998.
  9. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики. - М., 1997.
  10. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. -  М., Просвещение, 1977.
  11. Рубинштейн С. Я. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  12. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение,1986
  13. Самойлов А.Ф. Проблема мышления в тифлопсихологии // Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников: Сб. - Л., 1981.
  14. Ульбенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994
  15. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. - СПб., 2001

Информация о работе Диагностика мышления у детей с отклонениями в развитии