Диагностика мышления у детей с отклонениями в развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:47, курсовая работа

Описание

Для мышления человека характерны проблемность, поиск. То есть мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, и завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т.п.).

Содержание

Введение 3
1. Развитие мышления детей с отклонениями в развитии 5
1.1. Понятие мышления. 5
1.2. Развитие мышления у детей с ограниченными возможностями
здоровья. 8
2.Методики исследования мышления детей с отклонениями в развитии 22
2.1.Изучение наглядно-действенного мышления 22
2.2.Изучение наглядно-образного мышления 24
2.3.Изучение словесно-логического мышления. 27
3.Особенности изучения мышления детей с нарушением зрения 36
Заключение 38
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ППД миланич.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)

    Источник. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. -М.: Когито-Центр, 1996.

Возраст обследуемых: младший школьный (6.5 - 10 лет).

    Цель: оценка уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, особенностей пространственного конструирования.

   Стимульный  материал. Три черно-белых предметных картинки, вырезанные по контуру и разрезанные на части. Перечислим картинки в порядке возрастания трудности:

    1. «Мальчик». Картинка заимствована из VI субтеста детского варианта интеллектуального теста Дж. Векслера. В настоящей методике это легкое задание предлагается использовать главным образом для ознакомления с процедурой обследования. 
Результаты его выполнения не влияют на количественную оценку уровня развития наглядных форм мышления. Но возникновение трудностей при складывании этой картинки может иметь дополнительное диагностическое значение.

    2. «Бабочка». В этом задании, как и в первом, имеется признак симметрии, облегчающий ребенку ориентировку в задании. Изображение бабочки разрезано на пять частей. Левое переднее и правое заднее крылья разрезаны так, чтобы при неправильном прикладывании частей почти совпадала длина срезов, но не узоры крыльев.

    3. «Петух». Трудности складывания этой картинки обусловлены нестандартностью линий ее разреза на части, то есть вопреки привычному делению: голова, туловище, ноги и др.

    Процедура проведения. На выполнение каждого из трех заданий ребенку дается максимум три попытки по две минуты на каждую. Попытки различаются между собой последовательно увеличивающимися дозами помощи.

    Перед началом каждой попытки психолог раскладывает перед ребенком - части изображения стандартным образом и предлагает ему собрать объект. При первой попытке никакой помощи кроме стимулирующей (если в ней возникла необходимость) не оказывается. Если при первой попытке складывания картинки без образца ребенок исчерпал время, предлагается вторая попытка. При этом ему говорят: «Не получается - ничего, это довольно трудно. Я покажу тебе картинку (перед ребенком кладется целый, «нерасчлененный» образец). Вот что должно получиться. Посмотри внимательно и сложи такую же». Если ребенок собрал объект неправильно и сказал: «Все», психолог говорит: «Посмотри внимательно - все так?» При отрицательном ответе ребенку дают возможность использовать оставшееся (если оно осталось) до 2 минут время. Если обследуемый не замечает ошибки, ему предлагается третья попытка.

    При третьей попытке показывается «расчлененный» образец со словами: «На этой картинке показано, из каких частей она состоит. Прерывистые линии - это линии разреза. Узнаешь эти части? Посмотри, здесь видно, как они друг к другу прикладываются - сделай также».

    При второй и третьей попытке образец  остается перед глазами ребенка. Если и после предъявления расчлененного образца ребенок не может правильно сложить предлагаемое задание, используется четвертая попытка. В этом случае его просят наложить части картинки на образец и запомнить результат, предупредив, что затем он будет собирать объект самостоятельно. После этого части картинки вновь раскладываются стандартным способом, образец убирается и предлагается собрать картинку вновь.

    Следует добавить, что после правильного  выполнения задания 1 необходимо обратить внимание ребенка на хорошую, точную «подгонку» частей друг к другу, на плавность контура. Кроме того, перед первой попыткой в каждом задании ребенка опрашивают, какой именно объект разрезан.

    В протоколе фиксируется время  выполнения каждой попытки. Целесообразно  схематично отмечать способ составления  изображения бабочки, и особенно, петуха.

    Начисление  баллов проводится по следующей схеме. Успешное решение задания:

  • с первой попытки - 10 баллов;
  • со второй попытки — 8 баллов;
  • в третьей попытки - 5 баллов;
  • с четвертой попытки - 2 балла;
  • не уложил самостоятельно части картинок на образец, но смог, несмотря на это, собрать картинку - 1 балл;
  • не выполнил задание - 0 баллов.

    В тех случаях, когда ребенок не замечает тонких различий при складывании  картинки (например, неправильное расположение детали 4 при складывании петуха), из оценки для соответствующей попытки вычитается 1 балл. Так, если петух складывается, в основном, правильно со второй попытки, с перевернутой четвертой деталью, то начисляется не 8, а 7 баллов.

    Авторами  методики на основе анализа массива  экспериментальных данных (более 200 первоклассников) были выделены четыре уровня успешности решения задач

    Уровни  развития наглядно-действенного и наглядно-образного  мышления по результатам методики «Разрезные картинки»

      Уровень успешности Общая сумма  баллов (%)
      IV 16-20 80- 100%
      III 13- 15.9 65 - 79%
      II 10-12,9 50 - 64%
      I низшим 9.9 и ниже 49% и ниже

    Выполнение  задания не с первой, а со второй попытки может быть связано со слабой сформированностью образов-представлений  при достаточном уровне развития перцептивных и мыслительных операций сравнения, анализа и синтеза.

    Потребность в использовании третьего и, особенно, четвертого вида помощи с применением расчлененного образца указывает на недостаточное развитие перцептивных и мыслительных операций.

    У большинства младших школьников с нормальным развитием наблюдается IV и III уровни развития наглядных форм мышления.

    Задание для самостоятельной работы

    Подготовка  стимульного материала.[7]

2.3.Изучение словесно-логического мышления.

    Диагностика психического недоразвития и его  выраженности требует обязательного использования методик, оценивающих состояние словесно-логического мышления, причем как качественно, так и количественно. Своевременное овладение умением осуществлять логические выводы, составляет важное условие успешного обучения.

   Для указанных задач представляет практический интерес методика «Словесные субтесты». Она представляет собой модифицированный Л. И. Переслени, Е. М. Мастюковой и Л. Ф. Чупровым (1990) вариант вербальных субтестов Э. Ф. Замбацявичене (1984). Последние, в свою очередь, были сконструированы по принципу первых четырех вербальных субтестов теста интеллекта Р. Амтхауэра.

    Название  методики: «Словесные субтесты» (краткий вариант).

Автор: Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров.

    Источник: Чупров Л. Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи). - М., О1М.К11, 2003.

Возраст обследуемых: младший школьный.

    Цель: оценка уровня развития словесно-логического мышления.

    Стимульный  материал. Методика состоит из 25 проб-заданий. I субтест позволяет выявить осведомленность ребенка (5 заданий), II - сформированность операции классификации (на основе выделения пятого лишнего) (10 заданий), III - владение операцией установления закономерности по аналогии (5 заданий), IV - владение операцией обобщения (возможность подведения понятий под общую категорию) (5 заданий).

I субтест

    0. Кролик больше  всего похож на ... кошку, белку, зайца, лису, ежа.

    Какое слово из пяти подходит к приведенной  части фразы: «Кролик больше всего похож на ... кошку, белку, зайца, лису, ежа?»

1. Месяц зимы...

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

2. В году...

24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 месяцев.

3. Отец старше своего сына ... часто, всегда, иногда, редко, никогда.

4. У дерева всегда есть ... листья, цветы, плоды, корень, тень.

5. Пассажирский транспорт  ...

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

II субтест

0. Чтение, письмо, пятерка, рисование, математика. Одно слово здесь лишнее, его надо исключить. Какое слово здесь лишнее? Объясни, почему?

1. Тюльпан, лилия,  фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро,  море, мост, пруд.

3. Кукла, прыгалки, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух,  орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник,  четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление,  сложение, вычитание, умножение.

10. Весёлый, быстрый,  грустный, вкусный, осторожный.

III субтест

0. Поезд / машинист = самолет / (крылья, пропеллер, пилот,

небо, горючее)

Какое слово подходит к  слову «самолет»  так же, как слово  «машинист» подходит к слову «поезд»?

1. Огурец / овощ = гвоздика / (сорняк, роса, садик, цветок, земля).

2. Огород / морковь  = сад / (забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка).

3. Часы / время  = градусник / (стекло, больной, кровать, температура, врач).

4. Машина / мотор  = лодка / (река, маяк, парус, волна, берег).

5. Стол / скатерть = пол / (мебель, ковер, пыль, доски, гвозди).

IV субтест

0. Чашка, ложка,  кружка ...

Как это все назвать  вместе, одним словом?

1. Окунь, карась ...

2. Огурец, помидор  ...

3. Шкаф, диван  ...

4. Июнь, июль ...

5. Слон, муравей  ...

    Процедура проведения и оценка результатов. Обследование проводится только индивидуально. Время не ограничивается. Психолог читает пробы вслух, ребёнок читает их одновременно про себя (плохо читающему лучше предъявлять пробы на слух).

    После прочтения первой части нулевого задания I субтеста ребенка спрашивают: «Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?», зачитывают пять слов из второй части нулевого задания. Услышав правильный ответ, уточняют: понятна ли ребенку цель задания и переходят к первой пробе I субтеста. Просчитав, первую часть первой пробы I субтеста, спрашивают: «Какое слово подходит?» и после небольшой паузы зачитывают пять слов из второй части пробы. Если ответ правильный, решение оценивают в 1 балл. Если ответ неправильный, используют стимулирующую помощь: «Неправильно, подумай ещё» и зачитывают задание второй раз. За правильный ответ после второй попытки - 0,5 балла. Если ответ и со второй попытки неправильный, его оценивают в 0 баллов, но для этой пробы требуется выяснить понимание слова «всегда», что будет важно для решения третьей и пятой проб этого же субтеста.

   После работы с инструктивным (нулевым) заданием II субтеста, психолог зачитывает первую пробу II субтеста и спрашивает: «Какое из слов лишнее?». Если ответ правильный, задает вопрос: «Почему?». При правильном объяснении - 1 балл, при ошибочном объяснении - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, то используют помощь, аналогичную описанной выше. Зачитывают пробу во второй раз. За правильный ответ и объяснение после второй попытки - 0,5 балла. При предъявлении 7, 8, 9, 10 проб II субтеста дополнительный вопрос «Почему?» не задавать.

   После ознакомления ребенка на нулевой  пробе с характером предстоящего задания в III субтесте, психолог приступает к первой пробе и предлагает подобрать к слову «гвоздика» такое, которое бы подходило к нему так же как слово «овощ» к слову «огурец». За правильный ответ с первой попытки - 1 балл, после стимулирующей помощи - 0,5 балла. Неправильный ответ после второй попытки – О балл.

Информация о работе Диагностика мышления у детей с отклонениями в развитии