Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:07, реферат

Описание

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1 Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
1.2 Задачи и содержание словарной работы в детском саду
1.3 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
1.4 Лексические средства выразительности речи, доступные детям
1.5 Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
1.5.1 Дидактические игры и лексические упражнения – методы словарной работы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 73.47 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   РЕФЕРАТ

 

 

Дидактические и лексические  упражнения, как средство развития словаря  у детей с ОНР

 

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Содержание

 

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста

1.1 Эволюция исследований  в области развития речи детей дошкольного возраста

1.2 Задачи и содержание  словарной работы в детском саду

1.3Особенности формирования  словаря детей в дошкольном возрасте

1.4 Лексические средства  выразительности речи, доступные детям

1.5 Методы и приемы обогащения  словаря детей дошкольного возраста

1.5.1 Дидактические игры  и лексические упражнения – методы словарной работы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

          

 

 

                                         

 

 

 

 

                                                    Введение

 

      Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В общей системе речевой  работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.

      Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления.

       Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Словарь – один из компонентов  речевого развития ребенка. Овладение  словарем является важным условием умственного  развития, поскольку содержание исторического  опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой  форме и прежде всего в значениях  слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с  этим происходит развитие мышления, поскольку  овладение лексическим значением  происходит на основе анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.

 

И напротив, богатство словаря  является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное  развитие словаря – один из важнейших  факторов подготовки к школьному обучению.

   Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Ф.А.Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б.Эльконин.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также  исследования М.М.Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П.Ивановой, В.И.Логиновой, Ю.С.Ляховской, Н.П.Савельевой, А.А.Смаги, Е.М.Струниной, В.И.Яшиной и др.

В современной методике словарная  работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава  родного языка. Развитие словаря  понимается как длительный процесс  количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.

У каждого метода имеются  игры и упражнения, которые в течение  веков создавались взрослыми  для детей, а некоторые и самими детьми. Для речевого развития используются лексические упражнения и все  виды игровой деятельности. В данной работе охарактеризуем дидактические  игры и лексические упражнения, которые  положительно влияют на развитие словаря  детей дошкольного возраста.

 

 

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование  слов, упражняют в составлении  связных высказываний, развивают  объяснительную речь. Словарные дидактические  игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В  этих играх ребенок попадает в  ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и  словарь в новых условиях. Они  проявляются в словах и действиях  играющих. Дидактические игры –  эффективное средство закрепления  грамматических навыков, так как  благодаря диалектичности, эмоциональности  проведения и заинтересованности детей  они дают возможность много раз  упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста

 

Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное  и правильное овладение ребенком речью. Без хорошо развитой речи нет  настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Одной из задач по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря.

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог Ян Амос Коменский. В своей работе «Материнская школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», развитию речи он посвящает целую главу. Рекомендации по формированию речи Я.А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых 6 лет. До 3 лет главное внимание он уделяет правильному произношению, на 4,5 и 6 годах – обогащению речи, названию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Я.А.Коменский предлагает использовать стихи, прибаутки, художественные рассказы, сказки о животных.

В первой половине ХХ века широкую  известность приобрел немецкий педагог  Фридрих Фребель. Он считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша.

Задачу воспитания Ф.Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словом не только сами предметы, но и их свойства, качества. Развитие речи Ф. Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой.

 

Что касается вопросов развития речи в отечественной педагогике, то следует отметить вклад, который  внес К.Д.Ушинский. Он доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развитие речи на основе развития знаний и мышления. К.Д.Ушинский разработал и основал систему обучения родному языку, которая имеет три цели:

1)  развитие дара слова;

2) усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;

3) усвоение грамматики, или логики языка.

Методика развития речи детей  дошкольного возраста стала складываться сравнительно недавно – в 20–30-е  гг. нашего столетия. Появился большой  интерес к исследованию детской  речи. Развитие умения ориентироваться  в окружающем тесно связывалась  с обогащением содержания речи. Обращалось внимание на необходимость развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей жизни. Были определены принципы отбора содержания и эффективные пути развития речи.

Огромное влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала  деятельность Е.И.Тихеевой. Теоретическую основу разработанной ею системы составляют следующие положения:

1) развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием;

2)  речь детей развивается в социальной среде, в процессе общения с взрослыми и сверстниками;

3)  речь развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде;

4) руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка.

 

Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система  работы над словом. Запас детских  представлений и словарь в  системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях.

Е.А.Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования В.В.Гербовой, А.П.Иваненко, Н.П.Ивановой, Ю.С.Ляховской, Е.М. Струниной и др.

     Итак, результаты исследований изменили подходы к содержанию и методам обучения. Собственно речевые задачи отделяются от ознакомления с окружающим, вычленяются знания детей об элементах языковой действительности, языкового общения, обеспечивающие лингвистическое развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Задачи и содержание словарной работы в детском саду

 

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в  трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие  годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

      Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

    Во-вторых, закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

     В-третьих, активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

 

Новое слово должно войти  в словарь в сочетании с  другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» – но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором – что шапочка  мягкая.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и  сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

     В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

     Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте

 

Как уже отмечалось, правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения  и развития личности. Лексика как  важнейшая часть языковой системы  имеет огромное общеобразовательное  и практическое значение. Богатство  сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях, в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать  достаточно развитой. Коррекция речевых  нарушений вообще и в частности  обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так, Л.С. Выготский отмечал: «… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится  в непосредственной зависимости от речи .

Информация о работе Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР