Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:07, реферат

Описание

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1 Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
1.2 Задачи и содержание словарной работы в детском саду
1.3 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
1.4 Лексические средства выразительности речи, доступные детям
1.5 Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
1.5.1 Дидактические игры и лексические упражнения – методы словарной работы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 73.47 Кб (Скачать документ)

 

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

 

Вторая группа методов  используется для закрепления и  активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические  игры и упражнения. Два последних  метода использовались в данной работе.

 

 

 

1.5.1 Дидактические игры  и лексические упражнения - методы  словарной работы

 

 

 

«Процесс игры, утверждал  Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру».

 

Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой. Е. И. Тихеева рассматривает игру как  одну их форм организации педагогического  процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших  средств воспитательного воздействия  на ребенка.[35, с.34].

 

Дидактические игры – это  игры обучающие, познавательные на расширение, углубление и систематизацию представлений  детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.

 

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной  работы. Игра является одним из средств  умственного воспитания. В ней  ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими  с товарищами. Отдельные виды игр  по-разному воздействуют на развитие детей. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические  игры, обязательными элементом которых  являются познавательное содержание и  умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает  знания, которыми он оперирует. Решая  умственную задачу в игре, ребенок  упражняется в произвольном запоминании  и воспроизведении, в классификации  предметов или явлений по общим  признакам, в выделении свойств  и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. .[32, с.82]

 

В дидактических играх  перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует  сосредоточенности, внимания, умственного  усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

 

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей. [8, с.12]

 

Каждая дидактическая  игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

 

В дошкольной педагогике все  дидактические игры можно разделить  на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные  игры.

 

Игры с предметами. В  играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя  с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать  сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью  дети знакомятся со свойствами предметов  и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении  предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и  др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

 

Играя, дети приобретают  умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать  узоры из разнообразных форм.

 

В играх с куклами у  детей формируются культурно-гигиенические  навыки и нравственные качества. В  дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них  ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они  сделаны.

 

В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым  людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.

 

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные  цветы, камушки, ракушки) воспитатель  применяет при проведении таких  дидактических игр, как «Чьи это  детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время  прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких  играх закрепляются знания детей  об окружающей их природной среде, формируются  мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается  любовь к природе, бережное к ней  отношение. [8, с.15]

 

Настольно-печатные игры

 

Настольно-печатные игры –  интересное занятие для детей. Они  разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие  задачи, которые решаются при их использовании.

 

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой  игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

 

Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь требуется  некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?»

 

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую  картинку спрятали» дети должны запомнить  содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

 

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей  знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

 

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр  – учить детей логическому  мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый  предмет.

 

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В  таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации движений, к подражанию его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

 

Словесные игры. Словесные  игры построены на словах и действиях  играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления  о предметах, углублять знания о  них, так как в этих играх требуется  использовать приобретенные ранее  знания в новых связях, в новых  обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя  характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят  алогизмы в суждениях и др.

 

С помощью словесных игр  у детей воспитывают желание  заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает  активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

 

Е.С.Слепович отмечает, что для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.

 

Работая над словом, Е.С.Слепович отмечал, надо учитывать, что любое речевое действие, высказывание представляет собой процесс постановки и решения своеобразной мыслительной задачи: «Речь не есть просто вербализация, подыскивание и подклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям: это творческая интеллектуальная деятельность, включаемая в общую систему психической и иной деятельности. Это решение познавательной задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться с опорой на язык». [8, с.22]

 

Игровая задача словесных  упражнений заключается в быстром  подборе точного слова – ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.

 

На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой  участники получают фишки за удачный  ответ или выбывают из игры. В  такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.

 

Широко используется упражнение «Подбери определение»: дети подбирают  к слову определение, например, яблоко какое? – спелое, сочное, румяное. В  таких упражнениях ребенок отвечает одним или несколькими подходящими  словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повторяться.

 

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес  к ней, желание играть. Это достигается  различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания  об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия.

 

Секрет успешной организации  игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с  тем игру как деятельность, которая  радует детей, сближает их, укрепляет  их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может  быть иным, чем на занятии.

 

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается  в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет  в них уверенность в своих  силах.

 

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в  конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой  дети получают самые разнообразные  задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные  действия, требующие выдумки. Игра не терпит принуждения, скуки.

 

В словесных играх очень  важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2–3 примера  выполнения задания. Игровое задание  предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для  обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей  по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря  наиболее продуктивен при коррекционной  работе с детьми. Однако коррекция  речевой деятельности, особенно словаря  должна осуществляться в теснейшей  связи с коррекцией познавательной деятельности. Рекомендуется проводить  словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время  подвижных игр.

 

Словесная игра таит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, в частности, для развития словаря, так как воспитатель может сам варьировать условиями этих игр в зависимости от образовательной задачи.

 

Существует ряд специальных  методических упражнений речи, цель которых  — расширение лексикона и речевых  навыков детей. Их полезно проводить  с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и  возможностей. Вот некоторые из видов  таких упражнений. .[37, с.44-47]

 

¾              Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки? Ответ детей 5—6 лет: большие, маленькие, мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.

 

¾              Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница  предлагает детям отгадать, что это: зеленая, - которое росло у дома кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают — береза. В составлении  таких загадок должны участвовать  и сами дети. Подобные упражнения требуют  правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание  слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.

 

¾              Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и  т. п.

 

¾              Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что что?—Солнце.

 

¾              Подбор к действию объектов. Кто  и что плавает? Кто и что  греет? Кто и что летает? и т.п. Высказывания детей 6—7 лет: “Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева”.

Информация о работе Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР