Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:07, реферат

Описание

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей дошкольного возраста
1.1 Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
1.2 Задачи и содержание словарной работы в детском саду
1.3 Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
1.4 Лексические средства выразительности речи, доступные детям
1.5 Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
1.5.1 Дидактические игры и лексические упражнения – методы словарной работы
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 73.47 Кб (Скачать документ)

 

¾              Подбор обстоятельств Учиться можно  как?.— хорошо, лениво, прилежно, с  успехом, долго, много и т.п.

 

¾              Нюансы смысла слова домик, дом, домище: крохотный маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы. Высказывания детей 6—7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля — еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький.

 

Ленинград очень большой  город. В Сиверской есть огромный лес, до конца его и не дойдешь. В Крыму есть громадная скала над самым морем».

 

¾              Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети -вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти... (какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?). Или: Дворник взял метлу; он будет.... Пришел почтальон: он принес... . Надо распилить дрова; где наша...? Я хочу вбить гвоздь; принеси мне...».Затем предложения составляли сами дети, а доканчи­вала - руководительница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести... Я дежурная; мне надо вытереть пыль; где наша...? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой...».

 

Давая детям такие предложения, надо хорошо обду­мать их содержание; оно должно быть не слишком эле­ментарно и не затруднять детей. Если хорошо продумать содержание каждой фразы, выдвигать предметы и явле­ния, детям хорошо известные и интересные, в таких за­нятиях могут принимать участие и маленькие дети.

 

¾              Распространение предложений. Руково­дительница говорит: «Садовник поливает... (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

 

¾              Добавление придаточных предложении (подведение к будущим упражнениям по грамма­тике). Руководительница читает главное предложение, а дети доканчивают придаточное.

 

Предложения детей 5—6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что  очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет хорошая Погода. Го­род украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая. Мама пошла на рынок:, чтобы купить картошки и мяса».

 

Если занятия ведутся  с детьми, умеющими читать, то главное  предложение пишется на доске. Запись будет выглядеть так:

 

Кошка взобралась на дерево

 

Какое? -почему? зачем? -когда? –

 

¾              Составные части целого. Называется пред­мет, определяются его составные  части, например: поезд—паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево— ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается зада­ние: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?

 

¾              Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении  к словам, оттенки смысла которых  особенно часто не улавливаются и  обус­ловливают распространенные ошибки: одеть платье вме­сто надеть и  т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.

 

¾              Предлагаются глаголы, характеризующие  голоса жи­вотных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, кря­кает, кудахчет и т. п. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются жи­вотные; дети должны подобрать соответствующие глаго­лы — голоса.

 

¾              Составление предложения с несколькими  данными словами. Упражнение, рекоменду­емое Л.Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, ста­рик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака Залаяла, старик испугался»; «Старик замахнул­ся палкой, собака испугалась и убежала».

 

Следует добиваться, чтобы  дети не повторялись в сво­их примерах, по возможности разнообразили и усложня­ли их. Л. Н. Толстой делал это упражнение еще интерес­нее, превращая его в игру.

 

Рассмотрим ряд заданий, которые можно давать в форме  лексических упражнений (продолжительностью 7—10 мин) для детей старших и  подготовительных к школе групп.

 

¾              Подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетания, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно  слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его  заменить. «Весна идет—как можно сказать по-другому?» Подбирая сло­ва, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети при­ходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.

 

Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий  словарным нормам, но все же подбирает  такие слова, которые правиль­но передают смысл словосочетания. Например, к словосочета­нию река бежит дети подбирают такие слова: течет, плывет, шу­мит, бурлит, льется, катится, журчит и др. Среди этих ответов собственно синонимом является слово течет, а остальные могут быть названы «эквивалентными заменами».

 

¾              Задания на составление предложений  с отдельными сло­вами (существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например, большой—огромный—гро­мадный). Эти задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как из­вестно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова.

 

Составление предложений  с заданными словами представ­ляет определенную трудность для ребенка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается и действительно вошло в активный словарь, является умение пра­вильно употреблять его. А значения слов с наибольшей полно­той и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами.

 

Исходя из всего вышеизложенного, можно констатировать, что:

 

1)                Научные исследования ряда психологов  и педагогов показали, что именно  дошкольное детство является  особенно сензитивным к усвоению речи.

 

Развитие речи и словаря  детей, овладение богатствами родного  языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

 

2)                Развитие словаря понимается  как длительный процесс овладения  словарным запасом, накопленным  народом в процессе его истории.

 

3)                Прежде всего, бросаются в глаза  количественные изменения в словаре  ребенка. В 1 год малыш активно  владеет 10–12 словами, а к 6 годам  его активный словарь увеличивается  до 3–3,5 тысяч.

 

4)                Говоря о качественной характеристике  словаря, следует иметь в виду  постепенное овладение детьми  социально закрепленным содержанием  слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется  в слове, благодаря чему осознается  человеком и передается в процессе  общения другим людям.

 

5)                В силу наглядно-действенного  и наглядно-образного характера  мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.

 

6)                Сегодня принято выделять четыре  основные задачи по развитию  словаря:

 

1) обогащение словаря  новыми словами, усвоение детьми  ранее неизвестных слов, а также  новых значений ряда слов, уже  имеющихся в их лексиконе;2) закрепление  и уточнение словаря; 3) активизация  словаря; 4) устранение из речи  детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).

 

7)                 Задача воспитателя максимально  оптимизировать процесс развития  речи и обогащения словаря.  Применяя различные методики  преподавания развития речи и  обогащения словаря можно добиться  более ощутимых результатов, при  использовании в работе дидактических  игр и лексических упражнений.

 

 

Глава 2. Экспериментальная  часть

 

2.1 Экспериментальная работа  по развитию активного словаря  прилагательных у детей старшего  дошкольного возраста в процессе  дидактических игр и лексических  упражнений

 

 

 

А. Констатирующий эксперимент

 

1)               База исследования и методика  констатирующего эксперимента

 

База исследования – ДОУ  «Детский сад» (компенсирующего вида) № 13 г. Снежинска Челябинской области. В эксперименте участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально.

 

Тема: Методика словарной  работы с детьми дошкольного возраста.

 

Цель: изучить некоторые  особенности словаря детей дошкольного  возраста, в частности, выявить уровень  развития активного словаря прилагательных у детей дошкольного возраста.

 

Этапы:

 

1.    Анамнестический  – изучение медицинской документации, сбор

анамнестических данных.

 

2.    Диагностический.  Задачами диагностического этапа  исследования являются:

 

1.     Определить  количественные показатели уровня  развития активного

словаря;

 

2.     Выявить качественные  особенности активного словаря

прилагательных.

 

Методика для проведения констатирующего эксперимента состоит  из трех серий заданий:

 

¾              Описание предмета на основе представлений  о нем;

 

¾              Описание предмета, изображенного на картинке;

 

¾              Описание натурального предмета.

 

Во всех сериях детям были предложены для описания три предмета: лимон, лиса, варежки.

 

В первой серии эксперимента детям предлагалась инструкция: «Представь себе лимон. Подумай и скажи, какой  он?»

 

Во второй серии была дана следующая инструкция: «Посмотри  на эту картинку. Что на ней нарисовано? Вспомни, что мы говорили о лимоне. Подумай и скажи, какой он?»

 

Инструкция третьей серии: «Посмотри на этот предмет Что  это? ».

 

В случае затруднений детям  задавались наводящие вопросы: «Какого  цвета?», «Какой формы?», «Какой на вкус?», «Какой на ощупь?». О лисе можно спросить: «Какая по характеру?», «Какие у нее повадки?», «Чем питается?». Ответы детей отмечались в протоколе эксперимента. Методика подсчета результатов складывалась из оценки количественных и качественных показателей. Подсчитывалось количество названных прилагательных ребенком на все три слова. Полученный результат делился на «3». Затем был выведен общий средний показатель.

 

Для оценки качественных показателей  мы распределили все употребленные  детьми прилагательные на 5 групп:

 

¾              прилагательные, обозначающие цвет;

 

¾              прилагательные, обозначающие форму  и величину;

 

¾              прилагательные оценки;

 

¾              прилагательные, обозначающие материал;

 

¾              разнофакторные прилагательные

 

Пятая группа – разнофакторные прилагательные – была выделена условно. В нее входили различные прилагательные, неподходящие ни к одной из групп.

 

2)               Результаты эксперимента. Результаты  исследования по каждой серии  представлены в таблицах. Количественные  показатели первой серии эксперимента  представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Количество употребленных  прилагательных по представлению

 

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

 

Ваня М.

3,7

3,6

 

Даниил К.

5,3

 

Дима Ж.

2,3

 

Ирина В.

3,3

 

Паша К.

3,7

 

Маша Т.

3,3

 

 

 

Как видно из приведенной  таблицы, в среднем дети называли по 3,6 прилагательных по представлению. Это довольно низкий показатель. Только один ребенок превысил его. Показатель, почти соответствующий среднему, имеют два ребенка. Остальные  дети имеют показатель ниже среднего.

 

Качественный анализ данных показывает, что больше всего дети называли оценочные прилагательные.

 

Меньше всего прилагательных, обозначающих материал, величину и  форму. Эти данные отражены на рисунке 1.

 

 

 

 

Рис. 1.Качественное использование  прилагательных

 

 

 

Как уже упоминалось выше, больше всего дети называли оценочные  прилагательные. Например, про лимон говорили: невкусный, кислый; про лису прилагательных этой группы было больше всего: хитрая, добрая, плохая, хищная; про варежки – хорошие, красивые и др.

 

Менее всего дети называли прилагательные, обозначающие материал, величину и форму, т.к. без наглядной  опоры детям трудно представить  их. Прилагательных, обозначающих цвет, было много.

 

Эта категория прилагательных легче, поскольку два предмета имеют  определенный цвет, а цвет варежек  дети могли легко представить.

 

Выявленные особенности  соответствуют характеристике качественных нарушений. Результаты свидетельствуют  о явном недоразвитии речи дошкольников.

 

Перейдем к анализу  следующей серии – описание предмета изображенного на картинке, результаты которого отражены в таблице 2.

 

 

 

Таблица 2. Количество употребленных  прилагательных на одну картинку

 

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

 

Ваня М.

3,3

3,8

 

Информация о работе Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря у детей с ОНР