Дидактические игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 05:29, курсовая работа

Описание

Цель: Исследовать эффективность дидактических игр, как форм организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе. Задачи: Рассмотреть психолого-педагогический аспект проблемы использования дидактических игр на уроках истории. Рассмотреть в учебной методической литературе различные виды классификации дидактических игр. Апробировать дидактические игры на уроках истории в 6 классе и определить их эффективность в процессе обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы
1.1 Игра и её роль в психологическом развитии учащегося……………..6-8
1.2. Дидактическая игра: понятие и сущность…………………………………………………… . 8-10
1.3. Классификация исторических игр …. 11-16
Выводы к 1-ой главе ………………………………………………………….17
Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средств организации обучения учащихся на уроках
истории в 6 классе.
2.1.Определение базовых данных качества знаний по истории учащихся 6 класса… ………………………………………………………………………18-19
2.2.Обучение учащихся на уроках истории в 6 классе через игровые формы………………………………………………………………………..19-23
2.3. Анализ эффективности работы по использованию на уроках истории дидактических игр …………………………………………………………...23-24
Выводы ко 2-ой главе ………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………..........25-26
Список литературы …………………………………....................................27-28
Приложение …………………………………………………………………29-33

Работа состоит из  1 файл

переделанная дипломная работа 2.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………….3-5

Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование  проблемы

1.1 Игра и её роль в психологическом развитии учащегося……………..6-8

1.2.  Дидактическая игра: понятие и сущность…………………………………………………… .                           8-10

1.3. Классификация исторических игр ….                                                    11-16

Выводы  к 1-ой главе ………………………………………………………….17

Глава 2. Практические подходы к использованию дидактической игры как средств организации обучения учащихся на уроках

 истории в 6 классе.

2.1.Определение базовых данных качества знаний по истории учащихся 6 класса… ………………………………………………………………………18-19

2.2.Обучение учащихся на уроках истории в 6 классе через игровые формы………………………………………………………………………..19-23

2.3. Анализ эффективности  работы по использованию на  уроках истории дидактических  игр …………………………………………………………...23-24

Выводы ко 2-ой главе ………………………………………………………….24

Заключение……………………………………………………………..........25-26

Список  литературы …………………………………....................................27-28

Приложение  …………………………………………………………………29-33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

  В настоящее время практически каждый учитель истории применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников.  На  наш  взгляд  это связано со становлением нового стиля мышления учителей,  ориентирующихся  на эффективное решение образовательно-воспитательных  задач  в  условиях  более чем  скромного  количества  предметных  часов  и  усиление   самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

        На современном этапе актуальной является проблема пересмотра  исторического образования, предполагается на уроках истории рассматривать: альтернативные подходы к оценке событий прошлого, прогнозирование событий  и  явлений,  неоднозначные этические  оценки  исторических  личностей  и  хода  событий.   Обсуждение  этих  вопросов   на   уроке   невозможно   без приобретения учащимися опыта  ведения  диалога  и  дискуссии,  приобщения  к творческой   деятельности,   коммуникативных   умений  и   способности    к моделированию ситуаций. Отсюда следует,  что:  «…арсенал  форм  современного учителя истории должен не  только  обновляться  под  влиянием  усиливающейся роли личности учащегося  в  обучении,  но  и  трансформироваться  в  сторону необычных, игровых форм преподнесения учебного материала» [13, 3].

      Одним из факторов формирования познавательного  интереса учащихся к истории является игра. Игра создаёт  особые  условия,  при  которых  развивается творчество учащихся. Суть этих условий заключается в общении на равных,  где исчезает  робость,  возникает  ощущение  —  «я  тоже  могу»,  т.е.  в   игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения очень важно то,  что  игра является классическим способом обучения действием. В ней органично  заложена познавательная  задача  и  осуществляется  самостоятельный   поиск   знаний. «Овладение  знаниями  в  игре  —  новое,  уникальное   условие   сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а  по  ходу - и обретение себя», [6, 38]  таким образом,  помимо  всего прочего,  в игре происходит и огромная воспитательная работа.

         Для  освещения  психологического  аспекта  нашей  дипломной   работы используются исследования В.А Крутецкого «Психология обучения  и  воспитания школьников» и «Психология  образования».  Эти  работы  говорят  о возрастных  особенностях  учащихся,  дают  практическую   помощь   учителям. Большую  помощь  в  написании  работы  оказали  статьи,   опубликованные   в журналах: «Преподавание  истории  в  школе»,  «История  и  обществознание  в школе»,  «История  и  обществознание  для   школьников».   Их   Практическая значимость в том, что они предлагают множество вариантов проведения  игровых уроков истории.

       В  целом,  резюмируя  материал  использованных  источников  по   данной проблеме,  следует  отметить,  что  в  них  нет   обобщенных   сведений   по рассматриваемым   мною   вопросам.   Поэтому   возникает    потребность    в систематизации имеющихся данных и обобщении наиболее существенных из них.

       Таким образом, актуальность данной проблемы, ее научная и практическая значимость обусловили выбор темы  дипломной работы « Использование дидактических игр как средств организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе».

      Объект: Процесс обучения на уроках истории в 6 классе.

      Предмет: Дидактическая игра как средство организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе

      Цель: Исследовать эффективность дидактических игр, как форм организации обучения учащихся на уроках истории в 6 классе.

      Задачи:

  • Рассмотреть психолого-педагогический аспект проблемы использования дидактических игр на уроках истории.
  • Рассмотреть в учебной методической литературе различные виды классификации дидактических игр.
  • Апробировать дидактические игры на уроках истории в 6 классе и определить их эффективность в процессе обучения.      

           В ходе работы  над темой были  использованы  следующие  методы исследования:  метод  изучения  научной  литературы,  беседы,   практическая апробация теоретического материала.

             Структура дипломной   работы  соответствует логике   исследования   и включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

    Методологической основой исследования явились идеи и философские положения теории игровой деятельности (И.Е.Берлянд, А.А.Вербицкий, Л.С.Выготский, К. Гросс , А.Н. Леонтьев, Г. К Селевко, Й.Хейзинга, С.А.Шмаков, Д.Б.Эльконин), методические принципы обучения истории (Л. П.Борзовой, А.А.Вагин, П.В.Гора, Н.Г. Дайри, П.С.Лейбенгруб, И.Я. Лернер). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы

1.1  Игра и её роль в психическом развитии ребёнка

 

    Что же такое игра?  В толковом  словаре русского языка приводятся  значения слова «играть». Игра определяется  как «действие по глаголу играть»: «развлекаться, забавляться… Проводить время в каком-либо занятии, служащим для развлечения, доставляющим удовлетворение, удовольствие одним только участием в нём».

     В последнее десятилетие в  педагогической литературе появилось много определений игры. По мнению П.И. Пидкасистого «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чём думает субъект, когда он действительно увлечён этой деятельностью с непременной установкой на очевидный всем результат» [23].

  У Селевко Г. К. определение игры таково: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [24, 15].

      В исследованиях Д.Б. Эльконина отмечается, что К. Гроос в своей теории ответил на вопрос, зачем детёныши играют. Тем самым эти подходы не исключают, а дополняют друг друга. Х.-Г. Гадамер, И.Кант, Ф.Шиллер и др. считали, что игра своеобразна тем, что имеет границы изображаемого и реального.

      Игра с позиции психологов  имеет несколько другие концепции.  В.Штерн в своей теории игры  принимает позицию К. Грооса (игра как упражнение) рассматривает её «со стороны сознания» и проявления в игре детской фантазии.

      Близок к такой позиции и Ж.Пиаже, который считает, что внутренний мир ребёнка построен по своим особым законам и отличается от внутреннего мира взрослого. Мысль ребёнка, по его мнению, является как бы  посредником между артистическим миром ребёнка и логической мыслью взрослого.

      Большое влияние на исследование  игры оказал психоанализ З.Фрейда. Он предлагает два подхода к детской игре. Один подход рассматривается, как удовлетворение потребностей, влечений, которые могут быть достигнуты в реальной жизни. Второй подход характеризуется тем, что реальные потребности и эмоции ребёнка становятся предметом игры, меняют свою  природу, и он  активно управляет ими.

      Особый вклад в изучение игры  в конце Х1Х – начале ХХ  века внёс выдающийся русский  психолог П.Ф. Каптерев. Его исследования особо актуальны сегодня, когда коренным образом  изменилось отношение к игре в процессе обучения детей. Автор отмечал, что в обучении ребёнку чрезвычайно важно уметь сосредотачивать своё внимание на различных предметах. «Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы учение не являлось чем-то чрезвычайно сухим  и отталкивающим по существу и по форме».

  Л.С. Выготский считает, что игра «создаёт зону ближайшего развития ребёнка, в  игре он всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя» [12, 46].

  В книге Д. Б. Эльконина» Психология игры» автор определяет игру так: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются. социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности» [7, 54].

  В теории Л.С. Выготского «ребёнок учится игре своего «Я», создавая фиктивные точки идентификации – центры «Я», а у Д.Б. Эльконина в игре ребёнок воссоздаёт социальные отношения между людьми.

  Значение  игры не ограничивается тем, что у  ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные  с ними задачи. Существенно, важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.

     Таким образом,  игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Она даёт возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. 

1.2. Дидактическая  игра 

   Дидактическая игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка [3, 12].

      Теоретический анализ философской и психологической литературы (прежде всего трудов Л.С. Выготского, Д. Б. Эльконина, И. Хейзенги) позволяет определить игру в широком смысле слова – как занимательную для субъекта учебную деятельность в условных ситуациях.

      Дидактическая игра – это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, поскольку обучение – это «процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта».

      По  мнению Г.М.Каджаспировой дидактическая игра расширяет кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки (игровые тренажеры), способствуют психофизическому развитию[;45].

     Вывод можно сделать такой – нужно  вводить пусть если не всю игру, то её элемент, это разнообразит урок и даст учащимся оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: «Почему так?», «А если?»  и многие другие.

  В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: для учащихся главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат [13, 22].

     Если  учитель не применял дидактические игры раньше на уроках, то необходимо планировать проведение игры на этапе закрепления и обощения. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.

     Дидактическая игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

     Дидактическая игра – это, по мнению И. П. Подласого, специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход.  Как считает М.Т. Циренова, дидактическая игра – это «педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе» [25, 36].

Информация о работе Дидактические игры